X

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования на примере тестирования отображена на рис. 4.1.

Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в психологии

Рис. 4.1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в психологии

Согласно диалектико-материалистическому подходу, который является основой методологии российской психологической науки, существует ряд фундаментальных положений (парадигм), определяющих понимание окружающего мира и место психических явлений в нем (рис. 4.2).

В основе трактовки тех или иных психических явлений лежат методологические принципы отечественной психологической науки. Они основаны на материалистической философии и постоянно сверяются с реальностью психологической практики (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Принципы отечественной психологии
Принцип В чем проявляется Примеры
Принцип

детерминизма

Психические явления не возникают сами по себе, а обусловлены естественными и социальными условиями Чувство голода обусловлено снижением содержания глюкозы в крови
Принцип единства сознания и деятельности Сознание и деятельность образуют неразрывное единство: сознание развивается и проявляется в деятельности, а деятельность выступает как форма проявления активности сознания Стремление человека заниматься музыкой формируется в процессе игры на музыкальном инструменте, а затем, чем больше он играет, тем более осознанным становится его увлечение
Принцип

развития

Психика не является чем-то застывшим и стабильным, а может быть понята только в процессе своего развития Психика двухлетнего ребенка и психика взрослого человека существенно различаются между собой. При этом многие психические явления взрослого невозможно объяснить без знания особенностей его детства
Принцип

личностного

подхода

Психика каждого человека, несмотря на наличие общих, видовых особенностей, уникальна, что определяется индивидуальными анатомофизиологическими особенностями каждого человека и уникальностью его жизненного опыта Не существует единых рецептов решения психологических проблем для всех людей
Принцип системности Все особенности психики человека взаимодействуют друг с другом, поэтому должны рассматриваться целостно, как компоненты единой системы Если у человека возникли проблемы в семейной жизни, то так или иначе они проявятся и в его профессиональной деятельности

Принцип — основание для объяснений определенной совокупности фактов; исходный пункт для объяснений или руководство к действиям.


МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Общий обзор методов психологии

С точки зрения способа получения данных о деятельности человека методы можно классифицировать так, как это показано на рис. 4.3.

Рассмотрим теперь подробнее ряд психологических методов, наиболее часто используемых в психологической науке и практике (табл. 4.2).

Таблица 4.2. Сущность основных психологических методов
Метод психологии Сущность метода
Наблюдение Целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение
Эксперимент Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений
Опрос Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; или устным (беседа), когда вопросы ставятся устно; или в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя
Беседа Важный метод психологических исследований, когда необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым
Тестирование Метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Тест — это стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека
Метод анализа результатов деятельности Метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности. Все полученные данные фиксируются и обобщаются
Метод анамнеза Сбор данных об истории развития данного человека как субъекта труда, его трудовая биография. Возможен субъективный анамнез и объективный анамнез (взгляд со стороны)
Метод экспертных оценок Метод заключается в субъективной оценке тех или иных качеств испытуемого авторитетными людьми (экспертами). Бывает индивидуальная психологическая экспертиза и групповая (метод независимых характеристик)

Наблюдение

Разновидности наблюдения как метода психологии наглядно представлены на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Виды наблюдений как методов психологии

Особенности этих разновидностей наблюдения отражены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Особенности видов наблюдения
Вид наблюдения Характерные особенности
Житейское наблюдение Ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер
Научное наблюдение Является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Научное наблюдение может быть объективным (когда психические явления рассматриваются объективно и беспристрастно, со стороны) и субъективным
Самонаблюдение (субъективное наблюдение Наблюдение человеком за самим собой
Вид наблюдения Характерные особенности
Объективное наблюдение Предполагает наличие наблюдателя, исследующего психические явления другого человека или группы лиц
Включенное наблюдение Предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает
Невключенное наблюдение Наблюдатель находится вне группы, выполняющей определенную деятельность
Открытое наблюдение Испытуемый знает, что за ним наблюдают
Скрытое наблюдение Испытуемый не знает, что за ним наблюдают
Одиночное наблюдение Наблюдение проводится однократно
Периодическое наблюдение Наблюдение проводится многократно, но в течение ограниченного периода времени (в срок от одного дня до одного года)
Лонгитюдное наблюдение Наблюдение проводится многократно, в течение длительного периода времени (более года)

Особенность наблюдения как метода психологии показана на рис. 4.5.

Особенность наблюдения как метода психологии

Рис. 4.5. Особенность наблюдения как метода психологии

Эксперимент

Существует несколько разновидностей экспериментов, которые представлены на рис. 4.6. Особенности данных разновидностей экспериментов отражены в табл. 4.4.

Рис. 4.6. Виды экспериментов как методов психологии

Таблица 4.4. Особенности видов эксперимента
Вид эксперимента Характерные особенности
Лабораторный Испытуемый знает о цели исследования, и его действия определяются инструкцией
Синтетический Моделирует деятельность в целом (например, на летном тренажере, на специальном стенде, на модели кабины и пр.)
Аналитический Изучает только один компонент деятельности
Естественный Испытуемый не знает во всем объеме о целях и задачах исследования и работает в привычных для него условиях. Исследование осуществляется в естественных условиях, и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты
Констатирующий В нем изучаются психологические качества или особенности испытуемого без цели изменить их
Формирующий В процессе его развиваются определенные качества испытуемых

Беседа

Основные требования к беседе как научному методу:

  • определение основной цели исследования;
  • наличие гибкой программы, позволяющей менять ее ход в зависимости от ответов испытуемого;
  • наличие психологического контакта;
  • беседа должна быть непринужденной и чередоваться с отвлеченными разговорами (не превращаться в допрос);
  • вопросы не должны подталкивать человека к какому-то ответу («Вам достаточно легко выполнять эту операцию?»);
  • желательно ставить вопросы в косвенной форме (А что, если бы… Как вы думаете.); а сама беседа проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц;
  • система вопросов должна включать взаимопроверку;
  • ход беседы должен фиксироваться на бумаге, не кинопленке, или сразу после ее окончания («по горячим следам»).

Тестирование

Существует несколько разновидностей тестов (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Разновидности тестов, использующихся в психологии

Особенности этих разновидностей тестов отражены в табл. 4.5.

Таблица 4.5. Характерные особенности различных видов тестов
Разновидность теста Характерные особенности Пример
Закрытые тесты Ответы испытуемого ограничены несколькими вариантами (например, «да», «нет», «не знаю») Тесты Айзенка, Кеттела, MMPI
Открытые тесты Испытуемый не ограничен жестко какими-то вариантами ответов, а может отвечать в свободной манере Метод незаконченных предложений
Проективные тесты Предполагают свободный и креативный режим деятельности, работу воображения и свободные ассоциации
Селективные (избирательные) тесты Испытуемый выбирает один вариант из нескольких (например, один цвет из нескольких) Цветовой тест Люшера
Ассоциативно-образные тесты  Испытуемый обозначает ассоциации, возникающие у него в ответ на определенный стимул  «Пятна Роршаха»
Креативно-продуктивные тесты Испытуемый должен создать и зафиксировать на бумаге определенные образы в соответствии с его мыслями, чувствами или установками «Дом — дерево — человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»
Смешанные тесты Оценивают много параметров испытуемого или носят частично формальный, частично свободнопроективный характер Тест Розенцвейга

Отличительной особенностью теста как метода психологического исследования является стандартизированный характер его применения, что подразумевает получение точных и надежных количественных результатов. Эти результаты должны быть сравнимы между собой, иметь средние показатели по каждой популяции определенного возраста и пола, и самое главное — выявлять именно те психологические характеристики, которые интересуют исследователя (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Основные характеристики тестов как метода психологии

Рецепторы — это чувствительные нервные образования, которые воспринимают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Последние затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождается возникновением простейших психических явлений — ощущений. Психофизика ощущений показана на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Психофизический механизм формирования ощущений

Часть рецепторов человека объединена в более сложные образования — органы чувств.

admin:
Еще статьи