X

Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений

Учение о высшей нервной деятельности

Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности показана на рис. 3.7.

Рис. 3.7. Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в понимании психических явлений

И.М. Сеченов выделил три этапа рефлекторно-психической деятельности.

  • Первым этапом является первичное возбуждение в органах чувств (соответствует психическому процессу ощущения).
  • Второй этап— возбуждение и торможение в центральной нервной системе (соответствует мыслям и переживаниям человека). На этом этапе возможно так называемое «центральное торможение», при котором часть рефлексов затормаживаются и ослабляются (рис. 3.8).

На третьем этапе внутренние психические процессы реализуются в виде движений, в том числе тех, которые принято называть произвольными. Большой заслугой И. М. Сеченова явилось то, что он впервые попытался вскрыть механизмы произвольной деятельности человека, которую до него объясняли исключительно как проявление Божественной души.

Рис. 3.8. Рефлекторные этапы психической деятельности по И. М. Сеченову

Виды рефлексов

Согласно учению И. П. Павлова любое поведение человека и животных строится на основе безусловных и условных рефлексов. Часть из них носит врожденный характер, и число их ограничено. Другие непрерывно образуются, а затем исчезают в процессе жизни, и число их может быть весьма значительным. При этом существуют разные классификации рефлексов (рис. 3.9), но в любом случае любой из безусловных рефлексов будет обладать набором специфических свойств (рис. 3.10).

3.10. Разновидности рефлексов

Эти свойства обусловлены как характером их возникновения (они эволюционно формируются в процессе естественного отбора), так и способом фиксации (на генетическом уровне).

Безусловные рефлексы

Значение безусловных рефлексов:

  • поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза);
  • сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды);
  • размножение и сохранение вида в целом.

Таблица 3.4. Виды безусловных рефлексов

Тип рефлекса Примеры
Пищевые Глотательный, слюноотделительный, рефлекс отделения желудочного сока
Оборонительные Мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота, отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету
Ориентировочные Поворот головы на зрительные и слуховые раздражители
Половые Эрекция

Дуги безусловных рефлексов замыкаются в спинном мозге и в стволовой части головного (продолговатом, среднем).

Условные рефлексы

Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И. П. Павлов назвал условными рефлексами. Каждый взрослый индивид обладает целым набором условных рефлексов, причем все они обладают рядом общих свойств (рис. 3.11), обусловленных как прижизненным характером их возникновения, так и способом фиксации в нервной системе (на уровне синаптических связей).

3.11. Свойства условных рефлексов

Условные рефлексы возникают на базе безусловных в случае периодического сочетания какого-то важного для организма события с другим, безразличным для организма. Для возникновения и закрепления условного рефлекса необходимо выполнение ряда условий (рис. 3.12).

Рис. 3.12. Условия возникновения и закрепления условного рефлекса

Значение условных рефлексов:

  • помогают приспосабливаться к меняющимся условиям среды;
  • помогают прогнозировать будущие события.

ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

Функции психики человека представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Функции психики человека
Функции психики Основное содержание, комментарии
1 Отражение окружающей действительности В результате отражения внешнего мира через систему анализаторов в нервной системе создается некая «модель» реальности, более или менее соответствующая объективному миру. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:
  • это не механическое, зеркальное отражение, а активный процесс;
  • при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкретные состояния человека, поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми в зависимости от их жизненного опыта или одним и тем же человеком в зависимости от его психофизиологического состояния
2 Регуляция поведения и деятельности Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, а с другой — воздействует на эту среду при помощи поведения. Отражение окружающего мира происходит при участии анализаторов, а воздействие на нее — при помощи мышечного движения
3 Осознание человеком своего места в окружающем мире Наличие психики, с одной стороны, обеспечивает человеку его адаптацию и ориентировку в окружающем мире, а с другой стороны, с помощью высшей формы психики — сознания человек осознает себя как личность, находящуюся с другими людьми в своеобразных межличностных отношениях и наделенную определенными индивидуальными особенностями

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГИИ

Психофизическая проблема — в широком смысле это вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае психофизическую проблему правильнее называть психофизиологической.

Особую остроту психофизическая проблема приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Рене Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые в рамках данной концепции акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции — душе. Вопрос об отношении этой субстанции к работе «машины тела» привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга.

Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Томас Гоббс и Бенедикт Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но убедительно разрешить психофизическую проблему они не смогли. При этом Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов, а Спиноза трактовал мышление и материю как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы.

Г. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма, согласно которой душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо.

Современный логический позитивизм рассматривает психофизическую проблему как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов.

В противоположность различным идеалистическим концепциям, диалектический материализм трактует психофизическую проблему исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия.

Различные ученые по-разному отвечали на вопрос о соотношении психического и физиологического, а точнее — является ли теория о теле (о физиологических процессах) достаточным основанием для понимания души (психических процессов). И. П. Павлов полагал, что одной физиологии достаточно для понимания всех закономерностей психики и никакой другой теории для этого не нужно. Другой выдающийся невролог — В. М. Бехтерев считал, что физиология и психология должны взаимно дополнять друг друга, и для того, чтобы понимать работу человеческого сознания, необходимо использовать обе науки. Существовал и третий взгляд на данную проблему, который высказывал известный советский физиолог П. К. Анохин. Он считал, что психология и физиология — два взаимно несовместимых предмета, имеющих собственную проблематику и собственный категориальный аппарат. Четвертый подход характерен для экзистенциализма и религиозного идеализма. Он заключается в том, что научное познание психики невозможно и ни физиология, ни психология не могут претендовать на исследование человеческого сознания. Понятно, что последний подход к психофизической проблеме заводит в тупик, так как не дает возможности ее разрешения.

admin:
Еще статьи