ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПРИЯТИИ
Восприятие и ощущения
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ предмета.
Для иллюстрации принципиального отличия процесса восприятия от ощущения можно вспомнить притчу о трех слепых, которые гуляли по зоопарку и по одному подходили к вольеру со слоном. Когда их спросили потом, что такое слон, то один сказал, что он похож на толстую веревку, другой — что слон напоминает лист лопуха: он плоский и шершавый, а третий сказал, что слон напоминает высокую и мощную колонну. Такое разнообразие описаний одного и того же животного заключалось в том, что один слепец взял слона за хвост, другой потрогал за ухо, а третий — обнял ногу. Соответственно, они получили разные ощущения, и никто из них не смог построить целостное восприятие объекта.
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Однако восприятие — не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания (рис. 6.1).
Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.
Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета — яблока.
Восприятие следует отличать от представлений, то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздействовавших на организм, но отсутствующих в данный момент.
В процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности. Так, образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут различаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.
Свойства перцептивных образов
К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостность, константность.
Предметность понимается как воспроизводимость в перцептивном образе его свойств как свойств самого объекта (образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т. д.).
Свойство целостности перцептивного образа обнаруживается в ряде феноменов. Например, когда неполнота, выпадение или искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию, или когда мы группируем разрозненные детали так, что они образуют осмысленное целое.
Константностью восприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия таким образом, что изменение его фоновых характеристик не влияет на параметры признака воспринимаемой фигуры. Одним из исследователей, анализировавшим проблему константности, был Г. Гельмгольц. С его точки зрения, константность восприятия является результатом бессознательных умозаключений. Так, факты константности восприятия цвета он объяснял тем, что, видя одни и те же объекты при разном освещении, мы формируем представление о том, как этот предмет будет выглядеть при белом свете.
При изучении феноменов восприятия встает проблема врожденного и приобретенного компонентов в восприятии. Исследования показывают, что некоторые аспекты восприятия носят врожденный характер (восприятие движения и некоторые аспекты восприятия пространства). Врожденная способность к восприятию пространства обеспечивает постоянство воспринимаемых предметов независимо от их перемещений в пространстве, изменений освещения и перемещений человека.
В то же время восприятие значительно зависит от обратной связи и может быть модифицировано в соответствии с индивидуальным опытом, научением и социальными факторами (культурой, образованием и т. д.). Например, в эксперименте с устройством, имитирующем крутой обрыв, было показано, что восприятие пространства, в частности «боязнь высоты», — не врожденное чувство. Младенцы начинали воспринимать резкий перепад высот только через неделю после того, как начинали ползать.
В других экспериментах людям давали носить специальные очки, переворачивающие изображение вверх ногами. Оказывается, что через несколько дней мозг вносил поправку в данный дефект и вторично переворачивал изображение, так что со временем человек начинал видеть окружающий мир в нормальном, не перевернутом виде.
Все это показывает, что восприятие человека — это сложный синтез врожденных и приобретенных психофизиологических механизмов.
ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ
Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.
Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.
Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).
Таблица 6.1.
Разновидность восприятия пространства | За счет каких механизмов осуществляется |
Восприятие расстояния до предметов | В основном осуществляется посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. По степени напряжения соответствующих мышц глаза и изменению изображения на сетчатке мозг оценивает расстояние до предметов. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее — от меньшего предмета.
Другой механизм, помогающий человеку правильно оценивать расстояние до удаленных предметов, — линейная перспектива (по мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается). Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги. Еще один механизм — воздушная перспектива. Он заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, искажаются под влиянием слоев воздуха. Поэтому сильно удаленные предметы кажутся нами более светлыми и размытыми, чем расположенные ближе |
Восприятие формы, объемности и величины предметов | Сложный синтетический процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Чаще всего осуществляется с помощью зрительного анализатора, но к этому процессу может подключаться и тактильный анализатор, который помогает человеку преодолеть некоторые зрительные иллюзии |
Восприятие объемности пространства | В темноте этот вид восприятия может использовать также слух: так человек может примерно определить размеры помещения по эху, а глубину колодца — по звуку брошенного в него камня |
В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии. Более подробно зрительные иллюзии разбираются в разделе 6.4 данной книги. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной — рис. 6.3).
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).
Таблица 6.2.
Характеристика восприятия движения | Критерии оценки |
Форма движения | Прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное, зигзагообразное и т. д. |
Характер движения | Сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, скручивание и т. д. |
Направление движения | Направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад и т. д. |
Скорость движения | Быстрая или медленная и т. д. |
Ускорение движения | Равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое и т. д. |
Амплитуда движения | Полная, неполная, широкая. ограниченная и т. д. |
Продолжительность движения | Краткое, длительное и т. д. |
При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека. С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.
Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени. В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.
Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).
В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный.
По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).
СВОЙСТВА И ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ
Свойства восприятия
Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия — это:
- константность;
- целостность;
- избирательность;
- предметность;
- апперцепция ;
- осмысленность.
Проявления этих свойств описаны в табл. 6.3.
Таблица 6.3.
Свойства восприятия | В чем проявляется |
Константность | Постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Например, хотя автомобиль, находящийся вдалеке, кажется меньше аналогичного автомобиля вблизи, их реальные размеры воспринимаются человеком примерно одинаково |
Целостность | Выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Например, три отдельные точки могут восприниматься человеком как единая фигура — треугольник |
Избирательность | Способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности. Как гласит русская народная пословица, «голодной куме только хлеб на уме» |
Предметность | Способность человека отражать окружающую действительность в виде конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом сознание выделяет предмет из фона, на котором он расположен. Даже ночью зрение способно опознать фигуру человека, выделив ее из окружающего пространства. Поэтому в военном деле применяются различные приемы, позволяющие «обходить» данное свойство восприятия. Для этого применяется так называемая «маскирующая» окраска в виде цветовых пятен неправильной формы |
Апперцепция | Зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Одно и то же дерево будет восприниматься по-разному случайным прохожим, дровосеком и ботаником |
Осмысленность | Воспринимаемые человеком предметы трансформируются через вторую сигнальную систему, то есть описываются словесными понятиями. При этом полученные образы приобретают для человека определенный жизненный смысл. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование |
Эффекты (законы) восприятия
Восприятие предметов и явлений человеком отличается от подобной регистрации техническими устройствами. Это обусловлено индивидуальными характеристиками того или иного человека, особенностями его жизненного опыта, а также общими принципами работы мозга. Эти принципы исследовались различными учеными, которые вывели ряд эмпирических закономерностей (табл. 6.4).
Таблица 6.4.
Закономерности | В чем проявляется |
Эффект сходства | Фигуры, сходные по каким-либо признакам (форме, величине, форме и т. д.), в восприятии объединяются и группируются |
Эффект близости | Близко расположенные фигуры имеют тенденцию к объединению при восприятии |
Фактор «общей судьбы» | Фигуры, в которых наблюдаются сходные изменения, часто объединяются вместе |
Фактор замкнутости | Замкнутые фигуры воспринимаются лучше |
Фактор группировки без остатка | Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не оставалось ни одной отдельно расположенной фигуры |
Следует признать, что наука пока не может точно объяснить механизмы работы мозга, ответственные за данные эффекты, поэтому обнаруженные закономерности носят феноменологический характер.
ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ
Многообразие иллюзий
Иллюзии (ошибки восприятия) могут возникать в любом анализаторе. Например, более двух тысяч лет известна кинестетическая «иллюзия
Аристотеля», впервые обнаруженная великим ученым древности. Если сильно скрестить средний и указательный пальцы правой руки, а затем прикоснуться ими к собственному носу так, чтобы его кончик одновременно коснулся подушечек этих пальцев (при закрытых глазах), то возникнет отчетливая иллюзия удвоения носа.
Иллюзии обусловлены различными механизмами работы зрительного анализатора или особенностями функционирования психики человека. Некоторые ошибки происходят на уровне глазодвигательного аппарата, другие обусловлены психологическими установками, третьи связаны с трудностями аккомодации на объектах различной удаленности, четвертые вызваны прежним опытом индивидуума и т. д. В связи с этим выделяют несколько разновидностей зрительных иллюзий (рис. 6.6). Ниже будут продемонстрированы их примеры.
Зрительные искажения
На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется (рис. 6.8).
Квадрат кажется искаженным (рис. 6.9).
Иллюзии восприятия размера
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими? Они одинаковые (рис. 6.10).
Какая из фигур больше? Они абсолютно одинаковые (рис. 6.11).
Иллюзия перспективы
Параллелепипеды равны (рис. 6.12), хотя «дальняя» фигура кажется больше по размеру, так как мы привыкли, что при удалении предметы должны уменьшаться.
Явление иррадиации
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рис. 6.13 за счет яркости цветов белый квадрат кажется большим относительно черного квадрата на белом фоне.
Эффект перцептивной готовности
Эффект перцептивной готовности показан на рис. 6.14.
Двойственные изображения
Двойственные изображения показаны на рис. 6.15 и 6.16.
Кого вы здесь видите? Молодую девушку или грустную старуху?
Соотношение фигуры и фона
Классический пример соотношения фигуры и фона показан на рис. 6.17. Можно увидеть как вазу, так и два лица.
Невозможные фигуры
Невозможные фигуры показаны на рис. 6.18 и 6.19.
Парейдолические иллюзии
Парейдолические иллюзии, или парейдолии — это иллюзорное восприятие реального объекта. В отличие от других вышеприведенных иллюзий, где изображения созданы специально, чтобы провоцировать возникновение ошибок восприятия, парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т. п. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Впервые парейдолии были описаны К. Калбаумом в 1866 г. и К. Ясперсом в 1913 г.
Игра света и тени марсианского рельефа (рис. 6.20) породила множество гипотез о памятниках древних марсианских цивилизаций. Однако на поздних снимках этой области Марса уже не удалось обнаружить изображение лица.
Посмотрите на снимок горящего здания Центра международной торговли, атакованного самолетом террористов в 2001 г. (рис. 6.21). Некоторые люди разглядели в дыму лицо дьявола. Вы его видите?