ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Способности — индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.
Существует два основных подхода к понятию «способности», представленные наглядно на рис. 27.1.
К настоящему времени в отечественной науке сложилось следующее представление о способностях (рис. 27.2).
По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к растению, которое вырастет из этого зерна, так и способности человека являются лишь возможностью для успешного приобретения знаний и умений. Но зерно впоследствии даст хороший урожай лишь при условии, что характер почвы, интенсивность полива и температура окажутся благоприятными для растения. Также и способности человека только тогда превратятся в знания и умения, если у человека будут все условия для развития его способностей, а сам он будет много трудиться над их развитием.
ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ
- Способности развиваются на основе задатков — психофизиологических особенностей человека.
- Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.
- Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.
- Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер. Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т. д.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Так, задатками музыкальных способностей будет соответствующее строение улитки и височной коры больших полушарий, для развития актерских способностей нужно наличие достаточно развитого голосового аппарата и эмоциональных зон мозга, а также хорошая мышечная координация и т. д. Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов (рис. 27.3).
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет.
Становление специальных способностей начинается в дошкольном детстве и продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, насколько развиты способности у ребенка, мы можем по динамике их развития — то есть по скорости освоения той или иной деятельности. Для развития способностей ребенка нужны определенные условия (рис. 27.4).
Реально судить о способностях ребенка можно по совокупности следующих показателей:
- скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью;
- качественный и количественный уровень достижений;
- склонность к занятиям данной деятельностью;
- цена успехов (соотношение достижений и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов).
Условия развития у человека социальных способностей
- Наличие общества, социально-культурной среды, которая включает предметы материальной и духовной культуры.
- Наличие в ближайшем социальном окружении человека людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и могут передать ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
- Необходимость участия в тех видах человеческой деятельности, которые имеют отношение к его способностям.
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Существуют различные подходы к классификации способностей. Их разделяют на общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие. Попробуем свести их в одну схему, используя позитивные стороны разных взглядов на разнообразие способностей (рис. 27.5).
Можно построить и иную классификацию способностей, которая будет носить дихотомический характер и делить их на общие и специальные, простые и сложные (табл. 27.1).
Таблица 27.1. Классификация способностей
Общие способности |
Специальные способности |
||
Такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности |
Такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной и т. п. |
||
Элементарные |
Сложные |
Элементарные |
Сложные |
Присущие всем людям, хотя и в разной степени выраженные способности — основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать |
Способности к общечеловеческим видам сложной деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом, присущие в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности |
Способности, присущие не всем людям. Они предполагают определенную выраженность каких-то отдельных сторон психофизических процессов: глазомер, музыкальный слух, координацию движений |
Способности, присущие не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности (профессиональные способности). К ним относят музыкальные, художественные, литературные, инженерные и др. способности |
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей:
- вычислительные способности;
- логические способности;
- способность к обобщению математического материала;
- гибкость мыслительных процессов при решении математических задач;
- изобретательность;
- пространственное мышление и др.
Структура литературных способностей предполагает:
- богатую фантазию;
- наличие ярких наглядных образов памяти;
- чувство языка;
- глубокий интерес к психологии людей;
- потребность в самовыражении;
- высокий уровень развития эстетических чувств и др.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. С учетом этих особенностей структура педагогических способностей может выглядеть так (рис. 27.6).
УРОВНИ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития (рис. 27.7 и табл. 27.2).
Таблица 27.2. Содержание различных уровней способностей человека
Уровень развития и проявления способностей |
Описание |
Задатки |
Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей |
Склонности |
Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности |
Одаренность |
Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности |
Талант |
Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности |
Гениальность |
Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности |