Свойства сознания человека
Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер.
Эти свойства отражены в табл. 18.1.
Таблица 18.1. Свойства сознания человека
Свойство | Описание свойства |
Активность | Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир |
---|---|
Избирательный характер | Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями) |
Обобщенность и отвлеченность | Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности |
Целостность | Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения) |
Свойство | Описание свойства |
Константность | Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности |
Динамичность | Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности |
Искаженность | Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности) |
Индивидуальный характер | Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. |
Способность к рефлексии | Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди |
В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии — науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).