Половое самосознание

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Более развернутые характеристики получены при повторной факторизации полученных данных (программа факторного анализа с использованием процедуры вращения составлена канд. техн. наук О. Я. Пановко, вычисления производились на ЭВМ ЕС-1060). Выделенные факторы оказались в достаточной мере независимы (коэффициент интеркорреляции не превышал 0,33). Ниже представлены факторные структуры понятий «я» у 100 мальчиков и 109 девочек (рядом с номером фактора приводится процент общей дисперсии, объясняемый этим фактором, а в скобках за каждой характеристикой — ее факторный вес).

Мальчики

  • 1-й  фактор, 12 % Нелюдимый (0,74), молчаливый (0,73), замкнутый (0,69), непривлекательный (0,60), черствый (0,43).
  • 2-й  фактор, 11,81 % Добросовестный (0,76), деятельный (0,76), честный (0,67), энергичный (0,52), отзывчивый (0,43).
  • 3-й  фактор, 10,1 % Добрый (0,73), невозмутимый (0,68), справедливый (0,58), дружелюбный (0,50), энергичный (0,36), общительный (0,35), отзывчивый (0,33).
  • 4-й  фактор, 9,52 % Самостоятельный (0,78), напряженный (0,70), решительный (0,49), упрямый (0,42), уверенный (0,34), разговорчивый (0,30).
  • 5-й  фактор, 9,52 % Спокойный (0,70), уверенный (0,66), решительный (0,57), независимый (0,46), невозмутимый (0,39), обаятельный (0,36).
  • 6-й  фактор, 7,29% Слабый (0,80), уступчивый (0,54), дружелюбный (0,41), уверенный (0,30).

Девочки

1-й  фактор, 14,76% Безответственный (0,71), эгоистичный (0,70), несправедливый (0,70), неискренний (0,69), черствый (0,65), враждебный (0,63).

2-й  фактор, 13,43% Разговорчивый (0,86), открытый (0,81), общительный (0,80), энергичный (0,51), деятельный (0,31)

3-й  фактор, 8,90% Уверенный (0,79), решительный (0,74). обаятельный (0,43), честный (0,39).

4-й  фактор, 8,86 % Пассивный (0,72), несамостоятельный (0,66), вялый (0,62), черствый (0,38), зависимый (0,31).

5-й  фактор, 8,52% Спокойный (0,84), невозмутимый (0,79), самостоятельный (0,44), независимый (0,32).

6-й  фактор, 6,33% Расслабленный (0,89), обаятельный (0,54).

7-й  фактор, 6,24 % Слабый (0,86), зависимый (0,53).

8-й  фактор, 5,57 % Упрямый (0,82), обаятельный (0,44).

Приведенные данные достаточно убедительно показывают, что установки отношения к себе у мальчиков и девочек качественно различаются. Это можно проследить, в частности, по тому — какие шкалы личностного дифференциала участвуют в формировании двух и более факторов. У мальчиков это шкалы: «обаятельный — непривлекательный» (1-й и 5-й факторы), «разговорчивый — молчаливый» (1-й и 3-й факторы), «упрямый — уступчивый» (4-й и 6-й факторы), «отзывчивый — черствый» (1-й, 2-й и 3-й факторы), «решительный — нерешительный» (4-й и 5-й факторы), «энергичный — вялый» (2-й и 3-й факторы), «дружелюбный — враждебный» (3-й и 6-й факторы), «уверенный — неуверенный» (4-й, 5-й и 6-й факторы), «общительный — нелюдимый» (1-й и 3-й факторы), «раздражительный — невозмутимый» (3-й и 5-й факторы). У девочек это шкалы: «обаятельный — непривлекательный» (3-й, 6-й и 8-й факторы), «независимый — зависимый» (4-й, 5-й и 7-й факторы), «деятельный— пассивный» (2-й и 4-й факторы), «отзывчивый — черствый» (1-й и 4-й факторы), «энергичный — вялый» (2-й и 4-й факторы), «неискренний — честный» (1-й и 3-й факторы), «самостоятельный — несамостоятельный» (4-й и 5-й факторы). Задействованность этих шкал в нескольких факторах отражает, как можно полагать, ведущие ориентации в отношении к собственной личности. Общими среди них для мальчиков и девочек оказались степень обаятельности и отзывчивости, энергетический потенциал. Остальные повторяющиеся шкалы у мальчиков более инструментальны, а у девочек — эмоциональны.

Эта же особенность прослеживается и в структурах 1-го фактора, отличающегося своим негативным содержанием, и в структурах 2-го и 3-го факторов, как бы уравновешивающих своей позитивностью первый.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что первые три фактора у мальчиков могут быть в общем виде описаны как динамизм (оценка активности по Осгуду), тогда у девочек они представляют традиционные факторы оценки, активности, силы.

Два фактора по ведущей своей направленности совпадают у мальчиков и девочек: «спокойствие» (5-й фактор в обеих группах) и «слабость» (6-й у мальчиков и 7-й у девочек фактор). Но и они по внутренней своей структуре, по стоящим за ним личностным смыслам не идентичны.





Комментарий к статье