АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Формирование активной жизненной позиции личности — центральная задача нравственного воспитания, поставленная XXV съездом КПСС, в которой концентрируются усилия общества развитого социализма по воспитанию духовно-нравственного облика советского человека, отражается эффективность идеологической работы партийных, общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения.

Следовательно, на первый план как в теоретическом, так и в практическом аспектах выступает выяснение ее сущности, содержания механизма формирования, организации воспитательного процесса. Успешное решение этих вопросов возможно лишь на основе марксистско-ленинской этической теории, с учетом реальной практики нравственного воспитания в условиях строительства коммунистического общества.

Будучи специфической формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т. д. Как нравственная активность, жизненная позиция выражает моральное напряжение личности, ее готовность к практическому действию. В конечном счете жизненная позиция личности — это ее нравственная позиция, оптимизирующий фактор ее деятельности.

Когда речь идет о жизненной позиции личности как деятельности, то следует иметь в виду два противоположных полюса ее проявления — активность и пассивность.

Активная жизненная позиция характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, систематичностью нравственных поступков личности, масштабностью и общественной значимостью поднимаемых нравственных проблем. Реализация этой позиции связана с утверждением положительных норм в жизнедеятельности людей, она ориентируется на критерий коммунистической нравственности: нравственно все то, что способствует, содействует созиданию коммунистического общества.

Об активной жизненной позиции следует говорить не только применительно к личности. Заслуга марксизма-ленинизма состоит в том, что бесконечные и разнообразные действия живых личностей были обобщены как действия социальных групп, как действия классов. Марксизм-ленинизм не растворил личность в массе, как иногда утверждают наши идейные противники, не принес ее «в жертву» классу, а указал на более широкие масштабы проявления социальной, в том числе нравственной, активности личности в рамках социальной группы, класса, всего общества. В современных условиях социалистическая личность получает более широкие возможности для проявления активной жизненной позиции.

Антиподом активной жизненной позиции является пассивность. Она проявляется в инертности личности, равнодушии к общественным проблемам, в нежелании участвовать в разрешении той или иной конфликтной нравственной ситуации, в расхождении слова и дела. Пассивная позиция личности не менее опасна для дела нравственного воспитания, чем явно негативная позиция, связанная с проявлением морального зла. В этом смысле пассивная позиция также «активна», ибо она бездеятельна. Уяснение сущности жизненной позиции неразрывно связано, таким образом, с анализом ее направленности.

Определяя направленность деятельности личности — положительную или отрицательную, жизненная позиция оказывает регулирующее воздействие на практическое поведение, стимулируя полезную нравственную деятельность на благо общества и противодействуя проявлению морального зла. В реальной действительности они не отделены непреодолимой преградой и находятся в постоянном взаимодействии.

Стержнем жизненной позиции выступает мировоззрение личности, ее убеждения, ее установка на духовно-нравственные ценности. В жизненной позиции находит свое концентрированное выражение внутренний мир личности. Если в процессе нравственного воспитания более или менее ясно то, что закладывается на «входе» во внутренний мир личности, и молено судить о том, что появляется «на выходе» по поступкам и поведению людей, то внутренний мир личности еще не поддается взору воспитателя. Это обстоятельство еще раз свидетельствует в пользу анализа жизненной позиции как деятельности, в которой проявляется мировоззрение, убеждения, внутренние установки личности, обусловливающие ее активность.

Ориентируясь на положительные нравственные ценности социализма, коммунизма, личность проявляет свою активность, утверждая в действительности все передовое, прогрессивное. И наоборот, руководствуясь ценностями иного порядка, скажем, ставя в качестве своей непосредственной практической цели накопительство, стяжательство и т. д., человек может деградировать как личность.

Как социально-нравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов. Она тесно связана с таким духовным качеством советского человека, как коммунистическая устремленность к высоким общественным целям, представляющая собой сплав высоких устремлений личности, ее сознательности, воли и практического действия.

Сочетание общественных и личных интересов, более того, сознательное подчинение личных интересов общественным, когда в результате воспитания общественные интересы становятся внутренними личными интересами,— неотъемлемые черты активности жизненной позиции. Нравственное воспитание направлено на то, чтобы воспитать в человеке эту способность.

Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство знаний и убеждений, единство слова и дела как повседневной нормы поведения. В совокупности этим и определяется содержание активной жизненной позиции.

Единство знаний и убеждений, слова и дела реализуется в нравственном поступке. Актуализация этой проблемы в нравственном воспитании вполне закономерна. Она связана с приобщением к знанию в широком смысле этого слова массы трудящихся. Задача состоит не только в том, чтобы дать глубокие знания о закономерностях развития природы, общества и мира человека, но и в том, чтобы воплотить эти знания в высоконравственное поведение. Речь, следовательно, идет о чрезвычайно важной стороне нравственного воспитания, его способности формировать человека с такими моральными свойствами, которые были бы адекватны выдвинутым обществом целям.

Знания сами по себе, в том числе знание принципов и норм морали, не всегда являются достаточной гарантией высокой нравственности человека на деле. В реальной жизни знания у отдельных людей нередко уживаются с безответственностью, сопровождаются притуплением общественных чувств.

Если в результате издержек нравственного воспитания сложился индивидуалист, думающий только о своем эгоистическом благополучии, то знание норм морали и права он может использовать для личной наживы, карьеры или какой-нибудь другой собственной выгоды. И поэтому знание принципов и норм общественной морали автоматически еще не ведет к освобождению от нравственных пороков. Здесь все зависит от того, насколько системе нравственного воспитания удалось «переплавить» эти знания в прочные нравственные убеждения, а затем в моральные поступки.

Противоречия между словом и делом в практическом поведении могут возникать, в частности, на почве неглубокого, поверхностного и формального усвоения знаний о существе общественных отношений в нашем обществе. Если усилия личности направлены на уяснение лишь общих положений, то она может стать на путь морального догматизма, который выражается в приукрашивании или, наоборот, охаивании действительности. И если в процессе усвоения знания упускается из виду механизм возникновения, развития и воздействия того или иного явления, то у человека появляется шаблон, который отнюдь не способствует самостоятельному мышлению. Моральные силы личности в этом случае гасятся, теряют свою действенность.

Высказывается иногда и такая точка зрения, что неизбежной причиной расхождения между словом и делом является моральный скептицизм, неверие в реальные силы коллектива и человека. Такое положение может возникнуть, если слово не подкрепляется делом и личность на себе это испытывает. Нередко указанное явление возникает в производственной среде, когда неорганизованность и Неритмичность в работе, бесхозяйственность ведут к штурмовщине, к невыполнению производственных планов, в конечном счете к ослаблению эффективности нравственного воспитания. Вот почему в организации социалистического соревнования особое внимание партийных и общественных организаций обращается на воспитание единства слова и дела у всех тружеников нашего социалистического общества.

Требование единства слова и дела не является чем-то внешним и чуждым человеку. Оно соответствует всей направленности развития социалистической личности, внутренне созвучно ее нравственным убеждениям, отучает человека от беспочвенного мечтательства. Единство слова и дела может выступать и в качестве элементарной нормы нравственности, порядочности. В нем есть общечеловеческое содержание, веками закрепляемое и развиваемое прогрессивными традициями народа. В сущности требование единства слова и дела — это требование доверия в процессе общения между людьми, требование нравственной надежности личности. В повседневной жизни оно облекается в форму заявлений, обязательств. Было бы, конечно, известной идеализацией утверждать, будто в деятельности каждого человека оно всегда получает реальное выражение. Нередко действия людей сводятся к пустым декларациям, они могут брать на себя заведомо невыполнимые обязательства. Разрыв между словом и делом может иметь место и в сфере пауки, когда схоластическое теоретизирование подменяет реальное изучение явлений. Расхождение между словом и делом может свести на нет любые воспитательные мероприятия.

Борьба с расхождением между словом и делом, формирование активной жизненной позиции личности — это повышение коммунистической идейности, воспитание устремленности к высоким общественным целям, которые зиждятся на практическом воплощении убеждений в практические дела. Вместе с тем ликвидация расхождения между словом и делом — это повышение профессиональной и идейной подготовки труженика социалистического общества, со знанием дела воплощающего в жизнь коллективные и собственные решения.

В условиях развитого социализма данное требование обогащается новым нравственным содержанием. Оно включает в себя в качестве неотъемлемой составной части обязанности личности по отношению к обществу, коллективу, другим людям, что нашло свое законодательное закрепление в новой Конституции СССР 1977 г. Выполнение требования единства слова и дела способствует нравственному самоутверждению личности, ведет к повышению ее ответственности за порученное дело. Вся практика коммунистического строительства, опыт соревнования свидетельствуют о намерении трудящихся сдержать взятое на себя слово, воплотить его в конкретные практические дела.

Для своего нормального функционирования развитой социализм вырабатывает и соответствующие данному этапу общества более высокие нормы нравственности, выступающие регуляторами поведения. Свои регулятивные функции они осуществляют в виде предписаний для всех видов жизнедеятельности. Выдвигаемые новые требования нравственности не являются произвольными образованиями, они отражают то, что уже сложилось в обществе, и одновременно указывают цель для морального воспитания. Выдвижение задачи формирования активной жизненной позиции у каждого советского человека — это новое требование ко всей системе нравственного воспитания на этапе развитого социалистического общества, перерастающего в общество на коммунистических началах.





Комментарий к статье