На укрепление жизненной позиции личности оказывает свое воздействие вся совокупность объективных и субъективных факторов. Их влияние на личность регулируется деятельностью социальных институтов, осуществляющих нравственное воспитание. Организация воспитательного процесса предусматривает: определение целей воспитания; установление исходного состояния объекта воспитания; программу воздействий; получение информации о состоянии данного объекта воспитания и т. д.
На основе общей теории коммунистического воспитания, требований нравственного идеала, учета данного этапа развития общества определяется цель нравственного воспитания применительно к региону, трудовому, семейному или иному коллективу. Исходя из цели формируется программа организации процесса нравственного воспитания, совпадающая в своей основе с целью воспитания. Она определяет основные направления организационной работы, подготовку, подбор и расстановку кадров воспитателей, предусматривает систему координации социальных институтов воспитания.
Особо следует подчеркнуть, что успех организации работы по нравственному воспитанию зависит от того, кто воспитывает, от умения воспитателя воздействовать на нравственный мир личности. Существует еще, к сожалению, довольно стойкая психологическая установка, будто успех воспитателя определяется не специальными его знаниями, а исключительно личным искусством. Подчас воспитание кажется делом знакомым и понятным. И тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык. Однако весьма немногие пришли к убеждению, что кроме этого необходимы еще и специальные знания. Поэтому целесообразно знать, что необходимо для различных категорий воспитателей, какими личными качествами они должны обладать, какие способности нужно у них формировать. Конечно, многие способности развиваются в процессе деятельности, например организаторские, и их недостаток может быть восполнен соответствующей методикой, определенной системой знаний, умений и навыков. Тем не менее отсутствие этих способностей у воспитателя, даже при его субъективном стремлении наладить дело воспитания, может принести только вред. Особенно важна такая способность воспитателя, как умение развивать творческую инициативу и самостоятельность каждого.
Важнейшим аспектом всей деятельности по формированию активной жизненной позиции личности является обеспечение единства воспитания и практической работы людей, координация усилий всех социальных институтов и их воздействие на нравственный мир человека, корректировка самого процесса воспитания на основе полученной обратной информации.
Процесс нравственного воспитания по формированию активной жизненной позиции в целом предполагает теоретическую разработку проблем воздействия объективных условий и субъективных факторов, изучение основных тенденций и закономерностей развития моральной атмосферы общества, нравственных качеств советских людей. Для этого необходима аналитическая информация о формировании ценностных ориентаций личности в условиях конкретной среды.
Для принятия решений и издания нормативных актов по народнохозяйственным и культурным вопросам необходимо учитывать и нравственные аспекты. Вполне понятно, что для этого нужна аналитическая информация о моральных последствиях ранее принятых решений, регулирующих хозяйственную деятельность. Так, строительство крупного народнохозяйственного комплекса или предприятия ведет, как правило, за собой возникновение города с многотысячным населением, влияет на миграцию и трудоустройство молодежи и других категорий населения, на их отношение к труду и к жизни в условиях данного города и коллектива. Нравственное воспитание будет тогда эффективно, когда учитывается вся совокупность этих факторов.
Одним из критериев жизненной позиции являются поступки и деяния людей. И само моральное сознание человека нельзя рассматривать в отрыве от его поступков, в которых проявляются ценностные ориентации личности. Поэтому информация о направленности жизненной позиции может быть получена в процессе исследования различных форм деятельности людей, и это вполне согласуется с требованием судить о помыслах и чувствах по действиям личностей.
Важнейшей особенностью формирования активной жизненной позиции личности является контроль со стороны организаторов воспитания. Его сложность заключается в том, что количественные показатели не могут быть определяющими, а информация об эффективности процессов формирования внутреннего мира личности носит косвенный, опосредствованный характер.
Процесс нравственного воспитания осуществляется на уровне общей социальной среды, конкретной среды и микросреды. На каждом из этих уровней имеется своя специфика, выражающаяся как в объеме и характере необходимой для нее исходной информации, так и в особенностях организации воспитательного процесса.
Организация процесса нравственного развития личности не отрицает ее свободы в решении проблем собственного поведения. Личность в соответствии с конкретным историческим этапом развития общества обладает определенной мерой автономии и свободы. В социалистическом обществе по мере его дальнейшего развития возрастает степень социальной свободы личности, которая марксизмом никогда не рассматривалась как свобода от объективной детерминации поведения и от общественного управления деятельностью людей. Личность выбирает формы своего поведения, его направленность, выбирает не только друзей, товарищей, но и образцы, идеалы, согласно которым она строит свое поведение. Она обладает свободой решения и действия в противоречивых ситуациях, избирательно относится к информации, к нормам и ценностям, существующим в обществе.
Важнейшее значение в развертывании самодеятельности и активности личности, ее индивидуальных возможностей, в оптимизации всего процесса нравственного воспитания имеет нравственное самовоспитание, деятельность человека в целях самосовершенствования в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма. Вместе с тем никакая программа воспитания не сможет учесть все богатство потенциальных возможностей и особенностей личности, если процесс нравственного воспитания не имеет этапа самовоспитания, которое может осуществляться в соответствии с требованиями воспитания, побуждаться и направляться непосредственными воспитательными воздействиями.
Самовоспитание может в определенной степени смыкаться с воспитанием: важно, чтобы оно включало в себя и момент работы личности над собой. Процесс воспитания предполагает поэтому формирование самосознания, нравственной самооценки личности, стремления у нее далее совершенствовать свои нравственные качества, испытывать недовольство своими недостатками, исправлять их.
Решение вопросов организации процесса нравственного воспитания: определение цели воспитания, программ деятельности воспитателей и воспитуемых, организация обратной связи и системы стимулирования, корректирование деятельности воспитуемых и, наконец, организация самовоспитания — необходимые средства повышения эффективности процесса нравственного воспитания, достижения прогресса в формировании активной жизненной позиции личности.