Диагностика родительско-детских отношений. Типология методик диагностики родительско-детских отношений

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.

Психолога-консультанта интересует в этом смысле по крайней мере четыре аспекта:

  1. актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
  2. их история, особенно в критических точках онтогенеза;
  3. межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей;
  4. объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Практически то же самое можно сказать и относительно межличностных отношений ребенка в детском коллективе — в школе, детском саду, компании во дворе.

Все имеющиеся методики диагностики родительско-детских отношений можно разделить на:

  •  предназначенные только для детей;
  •  предназначенные только для родителей;
  •  одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей;
  •  методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом;
  •  методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель—ребенок.

Таким образам, можно представить следующее типологическое пространство, упорядочивающее все методики для обследования родительско-детских отношений в семье (рис. 2).

К сожалению, не все эти типы в одинаковой мере обеспечены методически. В опыте исследовательской и практической работы хорошо зарекомендовали себя следующие методики.

  1. Методики, предлагаемые ребенку.
    • 1. Методика «Рисунка семьи» и ее модификации.
    • 2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля.
    • 3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».
    • 4. Модификация оценочно-самооценочной методики.
    • 5. Детский аперцептивный тест.
    • 6. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Энтони.
    • 7. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.
  2. Методики, предлагаемые родителям.
  3. Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям.
    • 13. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
    • 14. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка, и наоборот.
    • 15. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г.М.Шашловой.
  4. Методики, предлагаемые диаде ребенок—родитель.
    • 16. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор—строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.
  5. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.
    • 17. Цветовой тест отношений Эткинда.
    • 18. Методика «Модель личностной сферы».
  6. — VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.
    • 19. Родительское сочинение.

Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье, применяемые в исследованиях семьи или в практике семейного и возрастно-психологического консультирования. Некоторые из методик диагностики межличных отношений ребенка в семье составляют содержание следующих разделов настоящей главы.





Комментарий к статье