Адаптированный вариант детской методики для изучения межличностных отношений Рене Жиля является хорошим примером методик, в которых структура обследуемых межличностных отношений ребенка выходит далеко за пределы чисто родительско-детских отношений в семье [Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д., 1994].
Методика «Межличностные отношения ребенка» Жиля — это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из рисунков и текстовых задач. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола (см. рис. 6, а), или на прогулке за городом (см. рис. 6, б), или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей.
Инструкция:
- вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.
- ты на прогулке за городом. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты.
Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.
В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Например: «С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя?» Или: «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?»
Всего методика содержит 42 вопроса. При обследовании по данной методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстояний от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях. Эта простота и легкость ответа делают методику пригодной для детей от старшего дошкольного до подросткового возраста. Особенности методики дают возможность относительно большой ее формализации. Помимо качественной оценки результатов детская проективная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, которые можно условно разделить на две большие группы переменных.
- Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
- 1) отношение к матери;
- 2) отношение к отцу;
- 3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;
- 4) отношение к братьям и сестрам;
- 5) отношений к бабушке и дедушке;
- 6) отношение к другу, подруге;
- 7) отношение к учителю (воспитателю).
- II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:
- 8) степень любознательности;
- 9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;
- 10) степень стремления к доминированию и лидерству;
- 11) конфликтность, агрессивность;
- 12) социальная адекватность поведения — реакция на фрустрацию;
- 13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.
Эти переменные представлены на специальном регистрационном листе. Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр (от 6 до 20).
Процедура проведения обследования по методике Рене Жиля возможна в двух основных вариантах (рис. 7).
- для школьников, начиная с 2—3-го классов, т.е. уже хорошо читающих, что делает возможным самостоятельное выполнение методики после общей инструкции. В этом случае необходимо много расходуемых тестовых тетрадей и дополнительное время для переноса результатов на бланк регистрации результатов;
- для дошкольников и самых младших школьников вопросы методики необходимо читать вслух, давать необходимые вербальные разъяснения. В этом случае ответ ребенка может быть чисто вербальным или в виде указания, т.е. без расходования тестовой тетрадки к методике. Возможно заполнение экспериментатором листа регистрации результатов одновременно с ответами ребенка. Для этого используются специальные трафареты-посредники — уменьшенные схематизированные копии заданий методики, в которых каждый вариант ответа зашифрован цифрой. На эти цифры опирается диагност при шифровке и расшифровке данных.
Общие требования к процедуре опроса на примере опроса детей старшего дошкольного возраста.
- Опрос следует проводить без посторонних лиц, особенно родителей.
- Вопросы задаются в устной форме. В случае затруднения желательны разъяснения, образные примеры. Следует стараться обязательно получить ответ.
- Во всех случаях, когда ответ настораживает или не совсем ясен, стоит продолжить расспросы, даже если это заранее не предусмотрено. В ряде случаев полученная таким образом дополнительная информация может существенно повлиять на общую оценку ответа.
- До конца опроса не следует углубляться в родственные или другие отношения ребенка с называемыми им людьми, чтобы не фиксировать его внимание на некоторых из них: это лучше выяснить после. Желательно проверить полученную от ребенка информацию у родителей, поскольку дети нередко слабо ориентируются в родственных отношениях.
- Если вопрос включает в себя картинку, то следует положить перед ребенком рисунок, а перед собой трафарет, затем задать вопрос. Экспериментатор показывает и называет ребенку тех людей, у которых есть подписи на картинке. В протокол заносятся номер (из трафарета) указываемой ребенком фигуры, или стула, или комнаты, против которого записывается имя или роль (друг, мать и т.п.), названные ребенком, а также высказывания испытуемого. Такой способ обследования дает возможность многократного использования материала методики.
- Как правило, ребенок отвечает на все вопросы за 15 —30 мин, не проявляя заметных признаков утомления. Если же он начал отвлекаться, следует сделать перерыв, но закончить опрос лучше в тот же день. В исключительном случае можно закончить обследование ребенка по этой методике на следующий день.
Нами были проведены исследования валидности этой методики. Содержательная валидность индексов отношений со значимыми взрослыми и сверстниками проверялась путем их сравнения с аналогичными показателями по методикам «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений». Были получены следующие коэффициенты корреляции: наивысший — для отца, высокие и значимые — для братьев и сестер, менее высокие, но все еще значимые — для бабушек и дедушек. Коэффициент корреляции индексов отношения к матери оказался низким положительным и незначимым. Мы интерпретируем последнее так: отношения матери и ребенка наиболее амбивалентны и разнообразны. В методике Р. Жиля шкала отношения к матери нагружается 20 вопросами. Поэтому индекс отношения к матери как бы сглаживается, усредняется по этим 20 ситуациям. В методиках же «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений» отношения «мать—ребенок» представлены более нацеленно и однозначно. Поэтому коэффициент корреляции здесь небольшой и незначимый. Что касается отношения к отцу, бабушкам, дедушкам и сиблингам, то все три методики мерят их достаточно однородно. Поэтому и коэффициенты корреляции здесь больше.
Содержательная валидность второй группы показателей — личностных качеств, проявляющихся в общении, — проверялась с помощью детского варианта теста Кетелла.
Здесь обнаружены два любопытных факта: во-первых, уточнился смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». Наши исследования показали, что в тесте Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».
Во-вторых, уточнилось понятие «отгороженность», «стремление к уединению». В формулировках из методики Жиля этот параметр несет несколько негативный оттенок. Оказалось, что этот фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким образом, не «любознательные» — близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые — дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле более независимыми, направленными не столько на отношения «человек—человек», сколько на отношения «человек—предметный мир».
Методика Жиля достаточно широко используется в исследовательской и консультативной практике психологов. Отчасти это связано с тем, что она напечатана во многих сборниках тестов или рабочих книгах. Однако стоит обратить внимание потенциальных пользователей этой методики на следующее.
- Авторской публикацией этой методики является публикация И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева. Использование заведомо неполных перепечаток нежелательно. Авторы русскоязычной версии уточнили понимание этой методики во втором издании (2003).
- Многочисленные вторичные перепечатки методики отличаются погрешностями. Например, практически везде вдвое уменьшен размер картинок, используемых в методике. Это создает трудности, особенно для более маленьких детей — они попросту мало что могут разглядеть на картинках. Кроме того, в оригинале на одной странице дается только одна картинка или один вербальный вопрос. При вторичной публикации стремление сэкономить место привело к тому, что на одной странице располагается сразу два или даже три задания теста. Это изменяет (в худшую сторону) ситуацию тестирования, отвлекая внимание ребенка или оказывая на него давление.
- Есть попытка сделать сокращенный вариант методики, состоящий всего из 21 задания. Нам она кажется неубедительной и необоснованной.
- Наконец, нам встречались различные версии перевода методики на русский язык. Отличие состояло в количестве шкал и их названиях. Пользователь должен быть внимателен — какой вариант методики он держит в руках.
Необходимо добавить, что методика еще ждет своей полной валидизации и стандартизации. Используемые в ней «сырые» баллы в ряде случаев ставят начинающего практического психолога в трудное положение.