Опросник Е.О.Смирновой и М.В.Быковой «Структура родительского отношения»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Оригинальный опросник родительского отношения разработали в своем специальном исследовании динамики родительского отношения в дошкольном возрасте Е. О. Смирнова и М. В. Быкова [Смирнова Е.О., Быкова М.В., 2000]. Гипотезой их исследования стало предположение.

  1. Специфика родительского отношения заключается в двойственности позиции родителя по отношению к ребенку: в нем всегда присутствуют два противоположных начала — личностное (безусловное) и предметное (условное).
  2. Система детско-родительских отношений имеет определенную возрастную динамику, связанную с взрослением ребенка, и изменяется с возрастом в сторону преобладания предметного начала над личностным.
  3. Родительское отношение определяет стиль воспитания (стиль поведения родителя по отношению к ребенку) и оценку ребенка.

Для проверки этой гипотезы было предпринято специальное экспериментальное исследование, для которого и был разработан опросник родительского отношения. Он позволил выявить степень выраженности предметного и личностного начал и особенности стиля воспитания ребенка.

Анкета включает три блока вопросов. В первый, основной, блок вошли вопросы, направленные на выяснение степени выраженности предметного и личностного начал родительского отношения. Авторы предположили, что личностное отношение будет выявляться в вариантах ответов, отражающих целостное, безоценочное отношение к ребенку, гибкость и лабильность родительского поведения (когда родитель ориентируется на состояние ребенка в конкретной ситуации), сопереживание ребенку и ориентацию на его психологический комфорт, или в неопределенных ответах типа «затрудняюсь ответить», «не знаю» и проч.

Для выявления предметного отношения предлагались варианты ответов, отражающих конкретные ценностные ориентации родителей по пяти параметрам:

  1. ценность общения и морального развития;
  2. ценность интеллекта и умственного развития ребенка;
  3. развитие воли и произвольности;
  4. самостоятельность;
  5. ценность физического здоровья.

Например:

Вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?»

Варианты ответов:

  • а) добрым и отзывчивым;
  • 6) целеустремленным, настойчивым;
  • в) веселым и счастливым;
  • г) таким, какой он есть;
  • д) умным и сообразительным;
  • е) приспособленным к самостоятельной жизни;
  • ж) затрудняюсь ответить.

Ответы в, г, ж рассматривались как свидетельство личностного отношения к ребенку; ответы а, б, д, е — предметного.

Второй блок вопросов анкеты направлен на выявление преобладающего стиля поведения родителя с ребенком. Авторы отмечают, что обычно принято выделять несколько стилей родительского поведения (три —шесть стилей), описывающих типичную стратегию поведения родителя с ребенком. В спорных ситуациях поведение конкретного родителя относят к какому-либо стилю как к преобладающему. Однако, на их взгляд, картина родительского поведения шире и сложнее, чем ее обычно рисуют. Многообразие ситуаций, в которых оказываются родители и дети, исключает возможность реализации одного стиля и предполагает осуществление различных вариантов родительского воспитывающего поведения.

Авторы выделили девять вариантов родительского поведения.

  1. Строгий родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
  2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.
  3. Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
  4. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
  5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
  6. Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
  7. Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
  8. Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя к ребенку и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
  9. Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Второй блок включает вербально описанные проблемные ситуации (например: ребенок потерялся в крупном магазине; ребенок отказывается надевать шапку в холодную погоду, боится идти к врачу; ребенок использует нецензурную лексику и т.п.), в которых родителям предлагалось выбрать наиболее приемлемый для них вариант поведения. Каждый вариант ответа соответствовал определенному (указанному выше) стилю родительского поведения. Например:

Вопрос: «Как Вы поступите в ситуации, когда ребенок боится идти к зубному врачу?»

Варианты ответов:

  • а) поведу лечиться, здоровые зубы важнее детских капризов (строгий);
  • б) объясню ребенку, что это необходимо для его здоровья (объяснительный);
  • в) зубы болят у тебя, поэтому, как ты решишь, так и будет (автономный);
  • г) предложу ему что-либо интересное взамен (компромиссный);
  • д) постараюсь помочь ему преодолеть свой страх (содействующий);
  • е) скорее всего, поведу, но буду переживать так же, как ребенок (сочувствующий);
  • ж) не знаю, мне трудно себе это представить (ситуативный);
  • з) не пожалею ничего, чтобы ему не было больно (потакающий);
  • и) попрошу доктора успокоить ребенка (зависимый)

Данный метод позволяет выявить особенности стратегии поведения конкретного родителя с ребенком и построить своеобразный индивидуальный профиль родительского поведения, характеризующий его стиль воспитания.

В третий блок вошли вопросы, выявляющие родительское оценочное отношение к своему ребенку и к себе как к родителю. Наличие оценочной или безоценочной позиции родителя, а также качество или характер этой оценки (положительная, отрицательная или нейтральная) являются одними из центральных моментов родительского отношения. Например:

Вопрос: «Мне кажется, что мой ребенок…»

Варианты ответов:

  • а) недостаточно зрелый для своего возраста;
  • б) взрослее и умнее своих сверстников;
  • в) практически не отличается от своих сверстников;
  • г) его трудно сравнивать с другими.

Таким образом, опросник содержит три блока закрытых вопросов (всего 17), направленных на выявление родительского отношения, стиля поведения с ребенком и оценочной позиции родителя. Кроме того, в опросник были дополнительно включены вопросы социально-демографического характера, выясняющие семейное положение, состав семьи, образование, возраст и социально-экономический статус родителей.

Апробация данного опросника осуществлялась в трех группах родителей: родителей детей раннего возраста (2 года), родителей дошкольников (5 лет), родителей детей младшего школьного возраста (8 лет), — всего 130 человек. Средний возраст родителей составил 25 — 35 лет.

К сожалению, в указанной выше публикации авторов опросник не приведен. Поэтому мы лишь кратко изложим выводы из полученных авторами результатов.

По мнению авторов, работа показала, что в родительском отношении всегда присутствуют два противоположных начала: личностное, определяющее отношение к ребенку как к целостной уникальной личности, и предметное, предполагающее оценку его отдельных качеств.

Во всей выборке не было обнаружено ни одного варианта родительского отношения, в котором было бы представлено только личностное или только предметное начало. Это говорит о том, что эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения.

Относительная выраженность и содержание этих начал меняются с возрастом ребенка: по мере его взросления от 2 до 8 лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. Характер предметного отношения существенно меняется с возрастом ребенка: возрастает значимость интеллектуального развития ребенка и овладения им навыками самостоятельности, а значимость развития социальных качеств (общения, морального и этического развития) снижается.

Родительское отношение определяет стиль воспитания ребенка и оценку ребенка родителем. Стиль воспитания также имеет возрастную динамику: с возрастом ребенка снижается выраженность ситуативного, содействующего и компромиссного вариантов и возрастает выраженность объясняющего, автономного и зависимого вариантов родительских стилей. Также было показано, что родительское отношение изменяется от преобладания безоценочной к доминированию оценочной позиции родителя.





Комментарий к статье