Методика «Семейная доска»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Концепт «Семейная доска» выдвинула рабочая группа под руководством К. Людевига (ФРГ) в 1978 г. Психологи поставили перед собой цель: получить простой в применении и по возможности концептуально независимый инструмент для исследования, измерения и документирования процессов семейной терапии, который позволял бы фиксировать семейную динамику, не прибегая к методам аналитической психодиагностики. Первая эмпирическая попытка применения инструментария датируется 1980 г. Первая публикация относится к 1983 г. Последующие годы использования «Семейной доски» показали, что она оказалась применимой не только для исходной цели, но и во многих других областях, имеющих отношение к семье. Так, например, она активно используется как инструментарий в терапевтической и консультативной практике, а также в супервизии и в организационном консультировании.

«Семейная доска» была создана в виде настольной игры. Она представляет собой миниатюрную версию семейной скульптуры. В отличие от «живых» семейных скульптур расстановка на доске создает символический, так называемый «виртуальный» коммуникативный уровень и отражает различие отношений к каждому «реальному» персонажу. Таким образом, она предоставляет новую и совершенно особенную возможность для метакоммуникаций внутри исследуемой семейной системы. Благодаря слабой структурированности материала «Семейная доска» допускает большое разнообразие в постановке вопросов. Расстановку фигур можно изменять в зависимости от целей сессии, и при этом удается избежать риска, что участники будут подвержены психическому и физическому напряжению. «Семейная доска» является прекрасным средством для исследования актуальных проблем семьи, а также для реконструкции событий прошлого и конкретизации образов будущего.

Место «Семейной доски» в истории семейной диагностики

Первое применение семейного подхода в терапии и диагностике произошло, по-видимому, в работах А.Адлера в 1920-х гг. в Вене. Современная же семейная терапия начала развиваться лишь в 1950-е гг. Врачи и психологи сводили психопатологические проявления отдельно взятого человека к процессуальным и/или структурным признакам важной для него социальной системы, прежде всего семьи. Создавались и апробировались различные диагностические методы.

В 1980-х гг. произошел так называемый «конструктивный переворот», направивший семейную терапию на рельсы системного мышления. Этот переход потребовал, чтобы применяемый диагностический и интерпретационный инструментарий не слишком «замораживал» самоорганизующуюся динамику семьи. Было выяснено, что для сбора диагностической информации о семье и других социальных системах должны быть рассмотрены по крайней мере три организационных уровнях: индивидуальный, межличностный и уровень всей системы.

Рассматривая пути развития семейных диагностических методов, Cierpka в своем руководстве по семейной терапии выделяет методы клинической диагностики и эмпирические диагностические методы. К клиническим методам он отнес клиническую семейную беседу и скульптурную расстановку; к эмпирическим методам — стандартизованные семейные интервью и процедуры наблюдения и целый ряд опросников.

Эти шкалы предлагали довольно простое и в то же время исчерпывающее описание семейных взаимодействий.

Степень сплоченности отражает уровень эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу и по способам взаимодействия варьирует от полного безразличия до полной зависимости.

Гибкость изменяется в пределах от ригидной до хаотичной и отражает то, насколько семья способна на изменения, касающиеся ее структуры, распределения ролей, правил взаимоотношений и т.п., для того чтобы соответствовать ситуативным требованиям.

На основании этой модели Д. Олсон и его коллеги создали различные версии опросников FACES (Family Adaptability and Cohesion Evaluation Scales). Этот инструментарий давал возможность отличить «дисфункциональные семьи», которые соответствовали экстремальным типам семей, от «нормально функционирующих», находившихся в средней зоне шкал. FACES, несмотря на спорную полноту и выразительность, до сих пор остается наиболее используемым методом исследований семейной системы.

II. Клинические методы

2. Фигурные техники.

Техника фигурной скульптуры (figure placement techniques — FPT) относится к эвокативным тестовым методикам. Она включает в себя, как правило, фигурки величиной не больше ладони, которым испытуемый символически приписывает роли важных персон своей социальной системы и расставляет их на ограниченной поверхности. Техника соответствует требованиям, предъявляемым к процедурам исследования социальных процессов и систем. Содержательная валидность фигурной расстановки следует непосредственно из инструкции. Методика, охватывая субъективные представления испытуемого, допускает также прямое наблюдение интеракций в процессе расстановки. Как окончательный порядок расставленных фигур, так и сам процесс расстановки легко поддаются анализу. При этом испытуемые не ощущают, что их тестируют «непрозрачным» способом.

Методика применима для всех возрастов и социальных групп. Ее материал достаточно прост в использовании. Важно, что такие техники не предусматривают априори определенных концептуальных установок, следовательно, могут быть использованы как интерактивные, структурные и проективные. Эти техники отвечают и «психометрическим» критериям, предъявляемым к тестовым методикам. Кроме того, практика показала, что эта методика успешно применяется в терапии, консультировании и супервизии.

К наиболее широко распространенным фигурным тестам, наряду с «Семейной доской», принадлежит сцено-тест [Staabs, 1964] и основанный на его базе тест семейной скульптуры [Вилле, 1982]. Позднее их дополнили системный семейный тест FAST [Геринг, 1989] и семейный скульптурный тест [Хель и Пристер, 1998]. А нестандартные средства репрезентации (стеклянные шарики, монетки, кубики, шахматные фигурки и даже пуговицы) всегда вводились терапевтами в свою работу.

3. Психометрические техники фигурной расстановки.

Техника семейной скульптуры Квэбэка. Известно, что первая стандартизованная версия фигурной методики была предложена в 1973 г. норвежским семейным терапевтом Д. Квэбэком. Методика названа в честь автора и широкое признание получила лишь в 1981 г. Предназначенная изначально для терапевтической практики с семьями, эта техника была создана для определения степени эмоциональной близости и дистанции в семьях. Позже Кромвель в своем руководстве по применению этой методики предложил измерять следующие параметры: расстояние между фигурами, представляющими членов семьи, возможные различия между представлениями участников расстановки, различие во влиянии отдельных членов семьи на расстановку и объем желаемых изменений. Таким образом, была создана основа для эмпирических исследований.

Системный семейный тест FAST Возникновением FAST мы обязаны Герингу. Он создавался на основании структурной модели семьи. При помощи трехмерной расстановки на доске, разделенной на квадраты, тест позволяет измерить степень близости и иерархии взаимно независимым и очевидным способом. Чтобы избежать неоднозначности при расстановке и оценивании, испытуемым дается инструкция, в которой поясняется значение различных параметров предлагаемого инструментария и то, как могут быть представлены интересующие аспекты. Эта построенная на принципах структурной семейной теории методика придает до сих пор существовавшим эмпирическим данным внушительную конструктную валидность.

Семейный скульптурный тест. Этот тест был предложен Хелем и его коллегами одновременно с FAST. Он измеряет три параметра отношений: влияние (власть), интенсивность отношений и их качество (эмоциональная привязанность). Эти параметры отношений представлены в тесте при помощи размера фигур, дистанции между ними и направления взгляда. Испытуемый получает довольно подробную инструкцию по использованию фигур и представлению характеристик отношений. Апробация теста, в частности на группах эмигрантов и одиноких женщин, доказала высокую действенность теста.

4. Метод скульптур.

Под методом скульптур понимается процесс расстановки, в ходе которого реальные участники, например члены семьи или замещающие их лица, изображают рассматриваемую социальную систему в некотором пространстве. Первыми формами таких расстановок были ролевое проигрывание и инсценировка в психодраме.

Среди семейных терапевтов к этим методам тяготели последователи традиций гештальттеории и гуманистической психологии. К ним прежде всего относится ориентированная на развитие семейная терапия В. Сатир. Отчасти к ним можно отнести структурные техники С. Минухина. Как и во всех социометрических техниках (в первую очередь в социограммах), в расстановках участвуют «реальные» действующие лица в качестве протагонистов. Участниками расстановок могут стать как сами члены системы, так и замещающие их представители (как, например, в методике Б.Хеллингера). Среди преимуществ этих техник стоит отметить тот факт, что участвующие в расстановке лица переживают ситуацию непосредственно. «Реальные» расстановки предоставляют в то же время мало возможностей для эмоционального дистанцирования. Таким образом, указанное преимущество легко может стать недостатком с непредвиденными последствиями: человек действует под впечатлением от силы притяжения ритуального группового действия, в котором были публично использованы его потребности с целью привнести «оздоровление».

Эти причины привели к тому, что в последние десятилетия возникло множество различных техник, которые, с одной стороны, служат цели наглядного представления социальных структур, с другой стороны, обеспечивают необходимую степень свободы эмоционального дистанцирования. К ним относятся прежде всего рисуночные тесты («Семья животных», «Заколдованная семья», «Ссорящаяся семья животных»), генограмма, техники с использованием замещающих фигур.

Arnold различает несколько форм представления при помощи замещающих фигур в зависимости от того, находятся ли проективные, интерактивные или структурные аспекты в центре внимания.

«Семейная доска» в сравнении с другими методиками

При всей внешней схожести по отношению к вышеназванному инструментарию «Семейная доска» отличается от него концептуально и методически. С проективно-направленным сценотестом и построенным на нем методом семейных скульптур «Семейную доску» объединяет прежде всего то, что все три метода используют символические фигуры в качестве материала. Сценотест предлагает разнообразные, подобранные в соответствии с психоаналитическими концептами фигуры. «Семейная доска», напротив, имеет довольно экономичный внешний вид, что оставляет больше пространства для развертывания собственных образов и проекций испытуемого. Интерпретация расстановок сцено-теста ориентирована на нормативные, лежащие в его основе концепты, что порождает определенные ожидания. Интерпретация же «Семейной доски» заранее не предписана, в каждом случае она зависит от цели обследования. Сцено-тест интересуется персоной и так называемыми интроектами, а «Семейная доска», напротив, отношениями между элементами, в конечном итоге — образом взаимной привязанности между участниками одной социальной системы.

Итак, мы видим, FAST и FPT были первой попыткой создать объективно измеряющую методику для диагностики семьи на основании нормативных концептов. В противоположность этим «психометрически» направленным методикам «Семейная доска» предлагает способ исследования с минимальными прагматическими и содержательными ограничениями.

Концепция методики. Развитие «Семейной доски», по мнению Людевига (1992), происходило одновременно с возникновением системной терапии. Это направление покоится на позициях конструктивизма и системного подхода. Под «системным» здесь понимается научная точка зрения или способ мышления, которые позволяют рассматривать человека во всей его неделимой биологической и социальной целостности. Человек, согласно этой теории, проявляется как таковой только во взаимосвязи с социальной системой.

Переход на подобную точку зрения порождает многочисленные метаморфозы: вы переходите от рассмотрения индивида к рассмотрению системы, от объяснения причин к объяснению соответствия, от абсолютных утверждений к относительным истинам, от заповедей объективности к критериям полезности, эстетичности и этичности. Существенным для такой точки зрения является значение (цель) «наблюдателя», поскольку все реальные высказывания объясняются в контексте социальных взаимодействий, определяемых наблюдателем. Мир наблюдателя состоит из описаний, которые в процессе взаимодействия с другими наблюдателями возникают и согласуются. Критерий истинности соответственно находится не в «событиях» или «вещах», а в значительной степени в близости, являющейся результатом коммуникации. Наблюдатель создает не объективную, а коммуникативную действительность.

Описание методики

«Семейная доска» представляет собой коробку, игровое поле которой в развернутом виде имеет размеры 50 х 50 см. На внешней поверхности коробки в 5 см от края проведен рант. В набор методики входят деревянные фигурки трех размеров (большие, средние, маленькие) и двух форм (круглой и квадратной). Кроме того, предоставляется фигура для особых целей (она обычно делается восьмигранной). Фигурки очень просты по структуре и имеют не выраженное явным образом лицо с двумя круглыми глазами, носом и ртом. «Семейная доска» предлагает целый ряд вариативных параметров, которые сами по себе или в комбинации друг с другом способствуют отображению различных отношений фигур друг к другу при ее использовании. Это в первую очередь расстояние между фигурами, направление взгляда, расположение на поверхности доски (изолированно от других фигур; принадлежность к подгруппе), порядок появления фигур на доске и окончательный образ расстановки.

«Семейной доской» можно пользоваться как настольной игрой. Индивидууму или социальной группе — в зависимости от задач сессии — предлагается с помощью фигур представить каждого из участников определенной социальной системы и найти для него место на доске. Наблюдатель (исследователь, терапевт) может инструктировать испытуемого так, как это лучше подходит для постановки вопроса исследования. Приведем пример инструкции для семьи.

Инструкция

Я хочу попросить вас для каждого члена вашей семьи выбрать одну фигуру и поставить ее так, как она, по вашему мнению, находится в семье по отношению к другим. Здесь вам предложены на выбор большие, средние и маленькие фигуры, круглые и квадратные. Дополнительные фигуры мы просим вас использовать только тогда, когда мы вам предложим. На доске нарисована ограничительная линия, которая делит ее на внутреннюю и внешнюю области. Вы можете использовать столько поверхности, сколько захотите. Фигуры могут располагаться далеко или близко по отношению друг к другу, но их нельзя ставить одну на другую. Они также имеют глаза и могут смотреть друг на друга. У вас в распоряжении столько времени, сколько вам необходимо.

Процедура проведения обследования

Интерпретация расстановки с помощью «Семейной доски» зависит от задач сессии и теоретической ориентации терапевта. В общем и целом полезно, чтобы участники расстановки сидели вокруг стола, на котором расположена семейная доска. Возможны следующие фазы, на которые может быть разделено «обследование».

Фаза 1. Стандартная расстановка. Фигуры предлагаются в том виде, в котором они находятся в коробке. После получения инструкции участники имеют столько времени, сколько им необходимо для создания удовлетворяющей их расстановки. По окончании расстановки им задаются вопросы.

  1. Кого представляют те или иные фигуры?
  2. Что вы хотели изобразить?
  3. Что означают те или иные параметры фигур (размер, форма, размещение на поверхности, расстояния, направление взгляда, отдельные подсистемы и общая картина расположения фигур)?

На этом обследование может заканчиваться или перейти к следующему этапу.

Фаза 2. Фаза интервенций. Типичной интервенцией является «Удаление», например: важную, решающую фигуру можно переставить на внешнее поле, двигая ее в направлении, обратном ее взгляду. Участнику после этого предлагается отреагировать на эту интервенцию и объяснить, что значит для него это удаление.

Фаза 3. Динамическая игра. При терапевтически-и консультативно-направленных расстановках наблюдатель может осуществлять различные перестановки и наблюдать, какую реакцию они вызывают у клиента. Этот процесс вполне соответствует «диалогу без слов». В рамках супервизии супервизор может даже убрать некоторые фигуры, другие сдвинуть вместе или изолировать. Во время проведения всех этих интервенций важно тем не менее обращать внимание на то, чтобы количество нагрузки оставалось переносимым и дозированным для участников. Как правило, благоприятно расценивается, если к окончанию расстановочного процесса напряжение спадает, тогда клиенту еще раз предлагается восстановить исходную картину или свое видение идеальной картины. Эта игра, естественно, недопустима в тех случаях, когда расстановка на семейной доске применяется в конце сессии как заключительная интервенция.

При работе с парами или любыми другими системами, включающими несколько человек, было бы предпочтительно, чтобы участники могли создавать свои расстановки персонально, тогда у них будет возможность сравнить расстановки друг с другом. Например, если у вас есть две семейные доски, то можно провести расстановку на них в двух раздельных комнатах, потом поставить доски одну около другой, сравнить и отрефлексировать полученный опыт.

Фаза 4. Документирование. В зависимости от требуемой точности расстановки могут быть приблизительно набросаны на листе бумаги или точно перенесены на прозрачный лист, положенный на поверхность доски.

Дополнительные фигуры. Наряду с основными фигурами в наборе есть восьмигранная фигура, которая может быть наделена наблюдателем или клиентом особым смыслом (свекровь, врач, судья, шеф и др.). Ее можно ввести, например, на фазе интервенции, чтобы спровоцировать у клиента специфическую для ситуации реакцию. Относительно возможных дополнительных фигур фантазии пользователя ничем не ограничены. Так, например, в работе с алкоголиками может быть использована маленькая бутылочка. Если речь идет о ситуации планирования семьи, то можно использовать, например, маленькие весы или презерватив. Иногда может оказаться полезной маленькая собачка.

«Семейная доска» как средство для коммуникации

«Семейная доска» способствует развитию коммуникации в социальных системах (метакоммуникация). Расстановка фигур ближайшего окружения на доске побуждает испытуемых нарисовать картину своего, до сих пор в основном не сформулированного взгляда на структуру и способ функционирования рассматриваемой системы. При этом субъективным представлениям придается некоторая вербальная реальность. Как и при каждой коммуникации, клиенты имеют риск быть неправильно понятыми и при расстановке. Это является не столько следствием интерпретаций наблюдателя, сколько тем, что испытуемые имеют индивидуальное видение отношений. Более того, остальные члены системы будут конфронтировать с данной версией «реальных отношений, которая для них является новой и вызывает бурную реакцию. Опыт работы показывает, что «Семейная доска» способствует даже таким коммуникациям, которые не могли быть вербализованы сами по себе. Это в первую очередь касается тех случаев, когда участники с трудом могут объяснить свою внутреннюю картину или плохо владеют языком. Наряду с испытуемыми наблюдатель также принимает участие в коммуникациях. Он ни в коем случае не безучастный адресат, скорее — активный участник.

Важно, что ни параметрам фигуры, ни их возможной комбинации не может быть приписан однозначный смысл. Круглые фигуры не означают автоматически женские, а могут иметь значение мягких, понимающих, гибких. Большие фигуры, вопреки ожиданиям, могут быть не только взрослыми, но и властными, доминантными, а также просто большими людьми. Одинаковые параметры, например расстояние между двумя фигурами в 5 см, может выражать как тесные, так и привлекательные отношения между представленными персонами. Тесный круг в центре доски, а также круг, занимающий всю поверхность, могут в одинаковой мере выражать тесную привязанность. Это подтверждает положение коммуникативной теории, что значение рисунков и слов не в них самих, а в том, как и для чего они применяются. Они могут быть поняты только по отношению к контексту. Лишь после дополнительных расспросов испытуемых расстановки могут быть согласованным образом интерпретированы.

На доске лишь две исследуемые переменные имеют постоянный смысл: пространственное отдаление фигур друг от друга выражает социальную или эмоциональную дистанцию, а направление взгляда одной фигуры на другую отражает интенсивность отношений. Амбивалентные отношения могут быть представлены при помощи расстояния и направления взглядов фигур. В этом случае фигуры разносятся на достаточно большое расстояние, но при этом смотрят друг на друга. Все остальные параметры (размещение на доске, последовательность расстановки, размеры и форма выбираемых фигур) являются непостоянными и имеют неочевидное значение. Только после расспроса в контексте окончательной расстановки они могут получить свое собственное коммуникативное значение.

Как средство коммуникации «Семейная доска» позволяет исследователю влиять на процесс расстановки. Изменения, предпринятые извне, например удаление фигур или дополнение новыми фигурами членов семьи или ближайшего социального окружения, воздействуют как интервенции. Чтобы интегрировать индуцированное изменение, семья должна разработать стратегию преодоления. Такие интервенции могут быть применены, чтобы реконструировать кризисные ситуации или любые другие, интересующие исследователя. «Семейная доска» способствует прояснению специфичных для семьи стратегий разрешения кризисных ситуаций.

Например, в одном из исследований проблемным семьям было предложено провести пять совместных расстановок семейных скульптур в следующей последовательности:

  1. до наступления проблемы;
  2. на этой неделе (сейчас);
  3. в ситуации интервенции (отделение) — удаление фигуры пациента;
  4.  в будущем;
  5. идеальная картина (то, чего семья желает для себя).

Для того чтобы расстановки были сравнимы между собой, исследователи использовали измерения направления взгляда и центра тяжести. Центр тяжести используется для определения центра расстановки. Например, близость фигуры к центру тяжести дает возможность рассматривать ее как центральную. Первая расстановка (до наступления проблем) рассматривается как исходная. Из сравнительного анализа других расстановок по отношению к ней можно определить, какое значение для семьи имели события, связанные с возникновением проблемы.





Комментарий к статье