X

Системный тест Геринга

Системный тест Геринга (FAST) является развитием методики «Семейная доска» и относится к классу техник расстановок с применением замещающих фигур для членов семьи. Впервые эти техники широко использовались в качественных исследованиях семейных сообществ в других культурах. Но тест Геринга уже имеет большую степень стандартизации.

Эмоциональная близость между членами семьи представлена здесь как дистанция между фигурами.

Гибкость семейной структуры также может быть объективно измерена путем оценки, например, изменений в расстановке семьи до, во время и после конфликта. Отношения власти удачно моделируются в тесте разной высотой фигурок. Большое количество исследований, проведенных с семьями, подтвердило, что эти три показателя довольно точно и целостно отражают восприятие клиентами отношений в семье.

Системный семейный тест разработан и валидизирован Герингом.

FAST представляет собой методику, основанную на структурной системной семейной теории и предназначенную для исследований и психотерапевтической практики.

Тестовый материал

Тестовый материал состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9×9), женских и мужских фигурок, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.

Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи.

Системный семейный тест Геринга может проводиться индивидуально с одним или несколькими членами семьи или с семейной группой одновременно (групповой вариант). Большая разница в восприятии членами семьи их семейной структуры является одним из показателей семейной дисфункции.

При обследовании семьи обычно используются три различные репрезентации теста, отражающие типичную структуру семьи, ситуацию в семье в момент конфликта и идеальное распределение близости и иерархии, которое иногда бывает в семье или желательно для нее. Изменение расположения фигурок на доске от одной репрезентации к другой отражает степень гибкости семейной системы.

Анализ и интерпретация системного семейного теста Геринга

Анализ и интерпретация теста ведутся относительно всей семьи в целом и двух ее подсистем отдельно — супружеской и детской. Существуют нормы, полученные в результате исследования американских и западноевропейских семей, относительно степени сплоченности и иерархии. Различают низкий, средний и высокий уровень этих параметров. В соответствии с этим определяется сбалансированность подсистем и семьи в целом. Кроме этого, тест отражает наличие таких структурных нарушений, как переверну-тая иерархия (высота фигурки ребенка равна или выше высоты фигурки одного или обоих родителей) и межпоколенные коалиции (расстояние между фигурками родителей больше, чем между ребенком и одним из родителей).

Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте имеются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи.

Процедура проведения системного семейного теста Геринга

Процедура проведения FAST во многом подобна процедуре проведения методики «Семейная доска» и состоит из четырех этапов.

Этап 1. Сбор краткого анамнеза о семье: количество членов семьи, их возраст, социальный статус, страдали ли они психическими расстройствами и другими хроническими заболеваниями, были ли госпитализации и т.д.

Этап 2. Фиксация семейных репрезентаций одного испытуемого или всей семьи, как в групповом варианте. Экспериментатор на специальном бланке отражает расстановку фигур в типичной, конфликтной и идеальной семейных ситуациях.

Этап 3. Фиксация наблюдений за поведением испытуемого во время проведения теста. С чьей фигуры начал? Что вызывало колебания, спонтанные замечания? И т.д.

Этап 4. Интервью после каждой репрезентации.

Системный семейный тест Геринга можно проводить со взрослыми и детьми от 6 лет. Он не занимает много времени (20 — 30 мин на каждого испытуемого) и обеспечивает терапевта большим количеством гипотез о семейной системе. Помимо прочего, он представляет собой удобный повод для групповой дискуссии с семьей о взаимоотношениях между ее членами и желаемых изменениях.

Типовые вопросы интервью после каждой репрезентации расстановки приводит А.В.Черников [Черников А.В., 1999].

Интервью для типичной репрезентации

1. Показывает ли это изображение определенную ситуацию? Если да, то какую?_

2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом, как вы их здесь указываете (стабильность)?_

3. Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем, какими были раньше {различия)?_

4. Какова причина того, что взаимоотношения стали такими, как вы их показываете здесь?_

5. Какой контакт глаз между фигурами, или что означает направление их взгляда?_

6. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?_

7. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?__

8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?____

Комментарии:______

Интервью для идеальной репрезентации

Отражает ли это изображение ситуацию, которая происходила в какой-то момент? Если да, то какова была эта ситуация?_

2. Как часто эта ситуация случается (частота) и как долго она длится?____

3. Когда эта ситуация произошла впервые и когда она складывалась в последний раз?_

4. Что должно произойти, чтобы сделать типичные взаимоотношения соответствующими тем, какими вы их видите в идеале?__

5. Насколько важным это было бы для вас и других членов семьи?_

6. Какой контакт глаз между фигурами, или что означает направление их взгляда?_

7. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?_

8. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?_

9. До какой степени персональные характеристики влияют на семейные взаимоотношения?_

Комментарии:_

Интервью для конфликтной репрезентации

1. Кто вовлечен в конфликт (тип конфликта)?_

2. Каков повод этого конфликта (ситуации)!_

3. Как часто этот конфликт происходит (частота) и как долго он длится?____

4. Когда впервые произошла конфликтная ситуация и когда в последний раз это случилось?__

5. Насколько важен этот конфликт для вас и других членов вашей семьи?_

6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта?_

7. Каков контакт глаз между фигурами, или что означает направление их взгляда?_

8. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?_

9. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?_

10. До какой степени персональные характеристики влияют на семейные взаимоотношения?_

Комментарии:_

admin:
Еще статьи