В глубинах подсознания даже самых обычных людей таятся огромные скрытые возможности.
Фриц Кимбел. Творение
Несколько месяцев назад я поднимался в лифте гостиницы в Милуоки, штат Висконсин. В кабину лифта набилось много народа, и рядом со мной стояли мужчина средних лет и женщина, которая выглядела очень взволнованной. Я слышал, как женщина произнесла: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что ты не помнишь, на какой этаж мы едем? Где ключ?»
Мужчина ответил: «Я сунул его в какой-то карман». Лифт двигался вверх, и все это время он отчаянно обыскивал карманы брюк, пиджака, пальто, жилета. Я никогда не думал, что у кого-то может быть столько карманов.
Лифт остановился на седьмом этаже. Дверь открылась, выпустив нескольких пассажиров. Когда двери начинали снова закрываться, я нажал на кнопку «открыть».
— Это ваш этаж, — сказал я паре.
Мужчина и женщина поблагодарили меня и вышли из лифта. Еще до того, как дверь лифта закрылась, я видел, как они с удивлением посмотрели друг на друга.
Хотя история, возможно, была бы более забавной, если бы я мог сказать вам, что они остановились вовсе не на седьмом этаже, а на четырнадцатом, правда заключается в том, что, когда я встретил их днем в вестибюле гостиницы, они бросились ко мне и потребовали объяснить, как я узнал, что их номер находился именно на седьмом этаже, если даже они не могли вспомнить этого. Я не мог объяснить им это тогда, и я не могу ничего объяснить теперь, но я изложу вам мою теорию — и она будет неутешительной для любого, кто ожидает, что я припишу это сверхъестественным возможностям. Я полагаю, что информация пришла ко мне в какой-то более ранний момент того же дня. Возможно, я подходил к столу регистрации, когда они регистрировались в гостинице, и слышал слова клерка, обращенные к посыльному: «Комната 700». Или, возможно, я был вместе с ними в лифте и видел, что они вышли на седьмом этаже. Однако я впитал эти факты, не осознавая этого. Они напрямую попали в мое подсознание, и, хотя я, возможно преднамеренно, не смог бы восстановить эту информацию за все деньги в мире, она всплывала в тот момент, когда была необходимой.
Сознание подобно флюгеру на ветру. Оно служит нам крайне капризно и выборочно, а его действия часто носят случайный характер. Подсознание же — это мощный фундамент, на который опирается все наше существо.
Так, мое собственное сознание очень часто озадачивает моих друзей и подвергает меня насмешкам. Знаете, должен вам честно признаться: я довольно рассеянный и забывчивый человек. На вечеринке, если я снимаю очки и кладу их на стол, я могу провести остаток вечера, пытаясь определить их местонахождение. Я очень близорук, и если они будут лежать в четы-рех-пяти футах от меня, я не смог бы увидеть их. Я уверен, что мое подсознание «знает», где лежат очки, но не знаю — то ли я играю сам с собой в какую-то игру, то ли просто даю себе еще один урок смирения, я обычно должен попросить кого-то помочь мне найти очки.
У Дэвида Бреннера есть любимая история о менталисте, с которым он работал до того, как он стал известен как артист, выступающий в ночных клубах и на телевидении. Хотя он отказывается признать, что менталистом был Крескин, я готов признаться в этом сейчас, через столько лет, так как эта история отлично иллюстрирует мое мнение.
Мы только что закончили выступать в Северо-Восточном университете, и я закончил программу, как я это обычно делаю, определяя местонахождение моего чека, спрятанного в неизвестном мне месте в аудитории. После выступления мы с Дэвидом были приглашены на частную вечеринку и решили ехать туда вместе на моем автомобиле. Мы прибыли по крайней мере на час позже назначенного времени — мы очень долго крутились по разным улицам и переулкам университетского городка, пытаясь определить местонахождение моего автомобиля. Я просто забыл, где запарковался.
Подсознание — море мыслей, о которых наше сознание не знает. Тем не менее эти мысли более всего похожи на глубинные потоки внутри океана или на реактивную струю, которая оказывает сильнейшее влияние на все, что происходит на поверхности. Именно оно формирует наши мотивацию и поведение, именно там следует искать истинный смысл того, что мы делаем.
Понимание, кто мы есть и на что способны, рождается именно в нашем подсознании.
Знание и понимание, содержащиеся в подсознании, с трудом поддаются осознанию с помощью нашего сознательного «Я», и, когда нам удается хотя бы мельком увидеть пусть малую часть этого знания, это переживание настолько поражает нас, что мы порой даем ему мистическую или сверхъестественную интерпретацию. Один очаровательный пример этого — феномен «дежавю», ощущение, что вы когда-то уже переживали то, что, как вы точно знаете, вы переживаете впервые. (Этот термин пришел из французского языка и означает «уже видел».)
Явление «дежавю» очень распространено. Большинство из нас чувствовали, что мы, как нам кажется, уже бывали в какой-то комнате раньше, настолько нам все там знакомо. Но тем не менее, логически рассуждая, это совершенно невозможно. С каждым из нас бывало, что нас представляли кому-то, а мы импульсивно говорили: «Разве мы с вами раньше не встречались?» На самом деле мы никогда не пересекались. Некоторые люди участвовали в беседе, точно зная, что они скажут, что им на это ответят, а также чем кончится разговор. Эти переживания бывают настолько глубокими и яркими, что они породили теорию о том, что мы уже бывали здесь, в этой комнате, разговаривали с этими людьми, в прошлой жизни, — теория реинкарнации. Некоторые, подвергшись внушению «психического исследователя», вспоминали мельчайшие подробности предыдущего существования.
Я знаю о реинкарнации не больше, чем вы или кто-либо другой. Я не знаю, существует на самом деле такое явление или нет. Но я точно знаю что подобные свидетельства можно объяснить как «синтезирование», или объединение воспоминаний и информации, хранящейся в подсознании и поднимающейся оттуда в наше сознание при помощи определенного инициирующего фактора.
Явления дежавю», «реинкарнации», воспоминания прошлых жизней вполне можно объяснить эффектом самовнушения. При этом разрозненные отрывки информации из подсознания соединяются воедино и воспринимаются как реальное переживание.
Я полагаю, что случаи регресса в предшествующую жизнь на самом деле то же самое явление, но в более сложном масштабе. Самовнушение запускается и подкрепляется внушением «исследователя», то ли посредством активных указаний, то ли путем пассивной поддержки. Все остальное — фантастический процесс, на который способны очень немногие, — собирание воедино отдельных кусочков информации, долгое время хранившихся в огромном море подсознания, деталей, о которых мы никогда не знали осознанно, но бессознательно поглотили, как в том случае с парой, забывшей, на каком этаже находится их номер. Эта информация отбирается и сопоставляется, она всплывает в сознании не просто как факт, но как переживание.
Конечно, некоторые восстановленные воспоминания о предыдущей жизни были чистым мошенничеством, но я полагаю, что в большинстве случаев и испытуемый, и «исследователь» были искренни. Я полагаю, что они искренне ошибались в своем стремлении восстановить прошлую жизнь. Они просто пытались воспринять информацию, идущую из непостижимых глубин подсознания.
Маятник Крескина
В конце 1960-х годов я придумал и внедрил устройство, которое продавалось как игра Милтона Брэдли, носившая название «Экстрасенсорное восприятие Крескина», а через несколько лет, после дальнейшей доработки, была снова выпущена, уже под названием «Маятник Крескина». В основном это были сложные разновидности простого маятника — устройства, которое точно отражает отклики нервной системы — моторные отклики — на бессознательные мысли. Многие тысячи людей использовали маятник Крескина, чтобы выявить свои бессознательные представления, убеждения и эмоции. Фактически в больницах всего мира женщины, ожидающие рождения ребенка, использовали примитивную версию маятника — иглу, подвешенную на нитке, — чтобы определить, будет ли ребенок мальчиком или девочкой. Я не сомневаюсь, что подсознание матери распознавало производство мужского гормона — тестостерона — зародышами мужского пола и, возможно, выражало это при помощи маятника.
Маятник Крескина состоит из хрустального шара диаметром в один дюйм, подвешенного на тонкой, гибкой цепи длиной восемь дюймов. Он идеален для тестов, о которых я буду рассказывать в этой главе. Вы тоже можете сделать свой собственный простой маятник, привязав ключ или кольцо на нить или цепочку длиной в восемь дюймов. Если вы несильно зажмете конец нитки или цепочки между большим и указательным пальцами, чтобы подвешенный предмет мог качаться свободно, и при этом
вытянете руку так, чтобы предплечье было прямым и ни на что не опиралось, маятник скоро придет в движение. Возможно, маятник будет качаться взад и вперед или влево и вправо. Он также может делать круговые движения, двигаясь по часовой стрелке или против нее. У некоторых людей маятник останется неподвижным.
Хотя мы не ставим целью заставить маятник реагировать на внушение, это можно сделать следующим образом. Вот простой эксперимент. Положите на стол обычную линейку и около нее поставьте обычный бокал без ножки или стакан для воды. Эти два предмета должны стоять на расстоянии по крайней мере в шесть дюймов один от другого. Попросите, чтобы кто-то держал маятник точно по центру линейки, над отметкой в шесть дюймов. Скажите этому человеку, чтобы он пристально, с полной концентрацией, смотрел вниз, на линейку. Вскоре маятник начнет колебаться влево и вправо, сначала отклоняясь на дюйм или два, затем все дальше и дальше в каждую сторону, пока не будет проходить большую часть длины линейки.
Остановите качающийся маятник и попросите друга, чтобы он держал его точно по центру стакана и полностью сконцентрировался на краях бокала. Через несколько секунд маятник начнет перемещаться — не вправо-влево, как это было в случае линейки, но по кругу. В конечном счете орбита движения маятника выйдет далеко за пределы бокала, и человек, держащий маятник, не сможет этого никак объяснить.
Конечно, найдутся такие, кто объявит это фальшивкой и будет настаивать, что доброволец преднамеренно подыгрывал исследователю. Но когда сам скептик попробует воспроизвести эти эксперименты, он с удивлением обнаружит, что получил тот же самый результат. Форма линейки и бокала является элементом внушения, и, не осознавая, доброволец при помощи моторных рефлексов осуществляет движение соответствующей формы.
Но, как я уже говорил в одной из предшествующих глав, некоторые люди не поддаются внушению с той же готовностью, что прочие. Однажды вечером, когда я выступал на званом обеде, мой доброволец оказался именно таким человеком.
Скептик был грузным человеком и заранее объявил, что он на диете и будет есть очень немного — и даже не будет смотреть на шоколадные эклеры, которые подадут на десерт. В течение трех минут он с холодным самодовольством держал маятник над центром линейки. Наконец, он объявил, что все это — полный обман, поскольку маятник не шевелился. Я спросил его, хотел бы он заключить пари, что маятник все же переместится, и он согласился.
Я положил пятидолларовую купюру на стол и попросил, чтобы хозяйка принесла один эклер из холодильника. «Если маятник не переместится через шестьдесят секунд, вы получите мои деньги, — сказал я ему. — Если это произойдет, — и я положил эклер на стол и переместил его руку так, чтобы маятник парил в центре пирожного, — вы должны будете отступить от своей диеты этим вечером и съесть этот эклер».
Я знал, что пять долларов для него были ничего не значащей мелочью. Он был богат, и я видел, сколько он оставил на чай за две чашки кофе. С другой стороны, эклер означал для него очень многое. Он любил их. Он хотел съесть его. И как следствие, он хотел, чтобы маятник качался, и, хотя я уверен, что он не делал этого преднамеренно, возникшее колебание показало, что мое внушение возымело действие.
Власть подсознания — это не только и не столько мощь внушения или самовнушения. Истинная власть подсознания — это возможность переносить поток мыслей с одного уровня мышления на другой.
Внушение могло сыграть главную роль в передаче бессознательной информации на осознаваемый уровень. В примере с «дежавю», о котором я рассказывал ранее, наверняка была некая деталь, которая стала инициирующим фактором — возможно, это был предмет мебели в комнате, — который внушил мысль о возможности пребывания в этом месте раньше, а когда
это внушение было принято, из подсознания извлекался поддерживающий внушение материал. Хотя обои, часы, ковер, окраска стен — все это, возможно, было увидено в разное время и в разных местах, мы соединяем их воедино, потому что мы уже приняли внушение «дежавю».
Если мы хотим проявить эту власть творческим и позитивным способом, мы должны научиться инициировать и развивать перенос потока мыслей с одного уровня мышления на другой, принимая внушение, чтобы это могло произойти. Это фундаментальная истина о том, как проявляется власть подсознания. Это — ключ к обещанию Иисуса, что даже капля истинной веры может переместить горы. И в этом нет никакой мистики; по большому счету это даже не религиозная мысль. Это — простое, прагматическое наблюдение, заключающееся в том, что если вы не откроете дверь, то информация войти не сможет.
Так что, копаясь в собственном подсознании и используя своих друзей в тестах с маятником, не удивляйтесь, если, хоть и редко, вы вообще не получите никакого отклика в течение нескольких минут. Маятник нельзя заставить работать или сознательно убедить его действовать — результаты будут искусственными и ненадежными. Просто нужно позволить событиям происходить и не сопротивляться этому.
Таблица ответов подсознания
Нарисуйте в центре листа бумаги форматом А4 вертикальную линию длиной приблизительно пять сантиметров. В центре этой линии нарисуйте другую, горизонтальную линию, чтобы получился крест. Наверху вертикальной линии напишите справа слово «да», а на правом конце горизонтальной линии напишите «нет». Теперь мягко зажмите цепочку между большим и указательным пальцами, держа руку подальше от туловища и без опоры. Если ваша рука устанет удерживать это положение, вы можете попробовать поставить локоть на стол и согнуть запястье, пока маятник не будет висеть свободно в одном-двух дюймах над пересечением этих двух линий. Не предпринимайте никаких сознательных усилий заставить маятник двигаться — или сопротивляться движению. В конечном счете маятник начнет беспорядочно двигаться.