Я — консерватор в этой довольно экстравагантной области. Это станет очевидно, когда я заявлю о том, о чем вы, возможно, уже подозревали: когда я использую термин «экстрасенсорное восприятие», я не имею в виду само экстрасенсорное восприятие. На мой взгляд, экстрасенсорное восприятие — это Сверх Чувствительное Восприятие. Я довольно подробно объяснил это в своем недавнем интервью журналу «Психик» в ответ на вопрос: «Вы экстрасенс?»
Если вы спросите, демонстрирую ли я явления, которые попадают в категорию экстрасенсорных, я сказал бы «да», но с определенными ограничениями. Но я предпочел бы говорить, что то, что я делаю, является сверхчувствительностью или гипернормальностью, но не экстрасенсорикой.
Экстрасенсорное восприятие — бесплодное противоречие. Если мы способны чувствовать чем-то, выходящим за пределы наших органов чувств, то как мы вообще можем это чувствовать? Возможно, мы просто должны расширить число чувств с пяти до шести, семи или двадцати двух.
Я думаю, что многие явления из области парапсихологии связаны с органами чувств, которые мы никогда не могли выявить и свести в единую группу. Тогда мы дали им общее название «экстрасенсорное восприятие».
В этом смысле я бы сказал, что я действительно отчасти проявляю то, что мы называем экстрасенсорным восприятием. Но я не могу делать это при любых условиях — я должен создать себе подходящую обстановку.
Я называю эту чрезвычайную чувствительность гиперестезией. Следует объяснить, что, используемая как медицинский термин, гиперестезия означает чрезвычайную, вплоть до болезненности, чувствительность к касанию, нагреванию и охлаждению. Я цитирую это определение так, как оно использовалось британским обществом психиатров: «гиперестезия — невероятно чувствительное развитие обычных чувств, обычно на бессознательном уровне, у относительно небольшого числа людей».
Экстрасенсорное восприятие не может быть ничем иным.
Это означает, что все дебаты о том, на самом ли деле существует экстрасенсорное восприятие, — всего лишь комедия, в которой главные роли исполняют скептики и сторонники экстрасенсорного восприятия. За последние пятьдесят лет и те, и другие потратили немало времени и денег в усилиях доказать или опровергнуть существование экстрасенсорного восприятия. Вопрос остается нерешенным — прежде всего потому, что это неправильный вопрос. Вопрос, на который следует искать ответ: что на самом деле происходит в ходе «экстрасенсорного явления»?