X

1.2. Происхождение жизненных позиций

В ТА нет полного согласия относительно причин и времени возникновения жизненных установок. Берн считал, что «жизненная позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с целью оправдать решение, основанное на более раннем опыте». Другими словами, по Берну, сначала идут решения, принятые в раннем детстве, а затем — жизненные позиции, которые принимаются в более позднем детском возрасте с целью оправдания. Например, младенец может принять следующее решение: «Никогда в жизни я больше никого не полюблю, так как моя мать не любит меня». Затем он оправдывает это решение, начиная верить, а то, что «меня никто никогда не полюбит», что переводится на языке ТА как утверждение: «Я — плохой». Если маленькую девочку оскорбляет отец, она может решить: «Я никогда больше не буду доверять мужчинам, так как отец плохо обращается со мной». Затем она обобщает это и приходит к убеждению, что «мужчинам нельзя доверять» или «Они — плохие».

По мнению Клода Стайнера, жизненные позиции принимаются гораздо раньше, уже в первые месяцы кормления ребенка. Для Стайнера установка (Я +, Ты+) находит свое отражение в приятной атмосфере взаимозависимости между сосущим ребенком и его матерью. Он приравнивает ее к позиции «основного доверия», описанной специалистом в области детского развития Эриком Эриксоном, которая «представляет собой такое состояние дел, при котором младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним».

Стайнер считает, что вначале все дети начинают с позиции (Я+, Ты +). Она меняется только в том случае, если что-то вмешивается в их взаимоотношения с матерью, например когда ребенок начинает ощущать, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. Некоторые дети само рождение воспринимают как подобную угрозу. В ответ на эти неудобства малыш может решить, что (Он -) или что другие люди не хороши, перейдя из состояния «основного доверия», по Эриксону, в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих, ребенок начинает писать собственный сценарий жизни, который затем методично и последовательно реализует, наблюдая все вокруг себя только с определенной позиции, например сквозь черные или розовые очки.

Таким образом, Стайнер согласен с мыслью Берна о том, чте жизненные позиции оправдывают сценарные решения. Однако, по Стайнеру, сначала принимаются жизненные установки, а после этого сценарные решения. Итак, жизненную позицию (= установку) можно определить как совокупность «основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека » (22).

В свою очередь, решение — это мнение о наилучшем имеющемся в наличии способе выживания и удовлетворения потребностей, связанном с ограниченными возможностями для ребенка чувствовать, понимать, интерпретировать и тестировать реальность. А сценарий жизни — это бессознательный план жизни, принятый в детстве, усиливаемый родителями и оправдываемый ходом событий (22).

«Мы называем сценарием жизни то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, а жизненный путь — это то, что происходит с ним в действительности» (2).

Жизненный путь в некоторой степени предопределен генетически, а также отношением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война способны сорвать даже самый благополучный жизненный план. То же может случиться, если «Герой» вдруг войдет в сценарий какого-нибудь незнакомца, например хулигана, убийцы или автолихача. Комбинация подобных факторов может закрыть путь для реализации определенной линии и даже предопределить трагический жизненный путь. Обычно это происходит, когда мы имеем несчастье столкнуться с людьми, которые не живут сами и получают наслаждение (конечно, в скрытом даже от себя виде, как бы случайно и под давлением обстоятельств, и из лучших побуждений), разрушая судьбы других или просто преследуя свои цели, несмотря ни на что.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском программировании. Они передают свое понимание жизни, опыт, привычки, все то, чему научились (или думают, что научились). Если они Неудачники, то передают свою программу неудачников, если Победители, то, соответственно, учат побеждать. И хотя результат предопределен предками в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет, путь к запланированному финалу.

«В целом, как показывает мифология и практическая деятельность, к прародителям относятся с благоговением или ужасом, тогда как родители вызывают восхищение или страх» (2).

К восьми годам у детей развивается представление о ценности всего вокруг. К этому времени выкристаллизовывается их жизненный опыт, и они решают, что он означает для них, какие роли и как они собираются играть: такие дни являются днями решений для ребенка (3).

Понятно, что, когда решения принимаются слитком рано, они могут оказаться совершенно нереалистичными. Они, по всей вероятности, и будут отчасти искаженными или нерациональными, так как ребенок воспринимал мир лишь через призму собственного существования. Эти искажения могут достичь различной степени патологии, от непосредственности в поведении до серьезных нарушений. Тем не менее они кажутся логичными и имеющими смысл для ребенка в тот момент, когда он принимает их.

Первоначальное сценарное программирование начинается еще в период кормления и происходит в виде кратких указаний, которые позже «перерабатываются» в сложные трансакции. Обычно это двусторонние сцены, в которых участвует младенец и мать, иногда с появляющимися зрителями со стороны. В это время они связаны краткими фразами и отдельными словами (2).

Пройдут года, но сформировавшиеся тогда ощущения благополучия или неблагополучия, вытесненные из сознания по причине малого словаря и давности лет, будут с неизменным упорством напоминать о себе смутными ощущениями или туманными состояниями. Их можно будет наблюдать в человеке в виде слабо осознанного автоматизма, стандартизированной реакции или навязчивого, иногда болезненного, настроения, навыка или принципиальной точки зрения на все вокруг. Эти решения, переходящие позднее в установки, во многом определят жизненный путь маленького человечка.

Поскольку человек есть результат миллиона разнообразных мгновений, состояний ума, различных приключений его предков, но рождается он от двух родителей, to углубленное исследование его может открывать много сложностей и явных противоречий. Тем не менее все же можно найти одну основную установку, возможно искреннюю или неискреннюю, непластичную или небезопасную, на которой базируется вся жизнь и согласно которой человек играет свои игры в соответствии со сценарием. Эта позиция необходима человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно, как бы стоящим «обеими ногами на твердой почве». Отказаться от нее ему так же немыслимо, как вынуть фундамент из-под собственного дома, не разрушив его.

Перейдем к рассмотрению наиболее ярких разновидностей жизненных установок.

Простейшие двухсторонние позиции — это Ты и Я. Они основываются на убеждениях, которые впитываются с молоком матери, и наиболее ярко проявляются в критических обстоятельствах. Это может быть, к примеру, стрессовая, личностно значимая или конфликтная ситуация.

Изобразим их сокращенно так:

плюс (+) — это хорошо, минус (-) — это плохо.

Сочетание этих элементов дает нам в результате четыре установки:

(Я + , Ты +) = успех;

(Я—, Ты—) = безнадежность;

(Я+, Ты—) = превосходство;

(Я—, Ты +) = депрессивность.

Но прежде позволим себе заметить, что позицию иногда можно изменить; это возможно только при воздействии внешних обстоятельств. Устойчивые изменения могут происходить как бы изнутри, спонтанно либо с помощью психотерапевтического воздействия (профессионального лечения). А могут наступать и благодаря возникшему сильному чувству любви — этому целителю, представляющему собой естественную психотерапию.

Установка (Я —, Ты +): «У меня неблагополучно, у вас благополучно» = «Моя жизнь ничего не стоит»

Это универсальная установка раннего детства, являющаяся логическим заключением ребенка и вытекающая из ситуации его абсолютной беспомощности и зависимости по сравнению с заботящимися о нем всемогущественными великанами, которые именуются взрослыми. В этой позиции имеется ощущение благополучия, как следствие поглаживаний и ласк, поскольку в первый год жизни без ухода, даже минимального, младенец не выживет. Имеется также установка неблагополучия (бессилие, неумение владеть собой и ситуацией) — заключение о самом себе.

Разрыв Адлера с Фрейдом касался именно этого пункта: в основе жизненной борьбы человека лежит не секс, а скорее чувства собственного неблагополучия, которые кажутся универсальными. Он заявил, что ребенок, в силу своей малости и беспомощности, неизбежно считает себя неполноценным относительно взрослых людей.

Адлер оказал большое влияние на Харри Стек Салливена, центральным вкладом которого в психоаналитическую мысль была его концепция «межличностных отношений», или трансакций. Он утверждал, что ребенок строит свою самооценку в целом на мнении других, что он назвал «рефлективными оценками». Он говорил, что «малышу не достает багажа и опыта, необходимого для формирования точной картины самого себя, так что его единственным ориентиром являются реакции других «на него». Причины поставить эти оценки под вопрос очень малы, во всяком случае, он слишком беспомощен, чтобы изменить их или протестовать. Он пассивно принимает суждения, которые первоначально .передаются путем эмпатии, а также словами, жестами и действиями… Таким образом, собственные отношения, усвоенные в раннем периоде жизни, всегда удерживаются личностью наряду с некоторым допускаемым влиянием экстраординарных обстоятельств окружения и изменением благодаря более позднему опыту» (27).

При этой установке личность чувствует себя зависимой от сострадания других. Здесь есть надежда, так как имеется источник поглаживаний — ваше благополучие, — даже если эти ласкания непостоянны. Такой человек чувствует огромную потребность в одобрении и поддержке, рискуя прослыть липучкой: «Что я должен сделать, чтобы заслужить их симпатию?»

В глазах других это существо будет казаться обузой, болезненно реагирующей на любое проявление невнимания. Такая личность ищет друзей и общения с теми, у кого сильный компонент Родитель, так как здесь будет больше одобрения, контроля и ответственности, а следовательно, можно без излишних сложностей приступать к разыгрыванию роли маленького, беспомощного котенка, который только и способен радоваться жизни, играть да получать очередную порцию любви, а правда жизни, борьба за существование — это привилегия сильных, при которых и за счет которых он намерен жить в качестве миленькой приживалки.

Такая личность стремится, готова, согласна исполнять требования других. Некоторые из наших «лучших людей» таковы по причине усилий, направленных на то, чтобы заслужить одобрение. Однако они всю жизнь взбираются на горы, и когда они достигают вершины одной горы, перед ними возникает другая. «Мое неблагополучие пишет сценарий; ваше благополучие (а я хочу быть, как вы) пишет контрсценарий». Но ничего не ведет к счастью или к чувству устойчивой ценности, пока не меняется установка: «Не имеет значения, что я делаю, у меня все еще неблагополучно».

Имеется два пути, посредством которых люди могут изжить эту установку. Во-первых, следует изменить жизненный сценарий, который утверждает неблагополучие. Его бессознательно записывает компонент Дитя. Сценарий может предусматривать бегство от жизни, так как она слишком тягостна среди благополучных людей. Здесь возможно искать одобрения, поверив или вступив в тщательно разработанную желаемую жизнь.

Сценарий другой личности может предусматривать поведение, в результате которого другие проявляют недовольство (или отрицательное одобрение), и она снова встает перед своим неблагополучием. Это и есть причина появлений «плохих маленьких детей»: «Вы сказали, что я плохой, и я буду плохим!» — своеобразная протестующая месть за собственную несостоятельность. Такой человек может рвать и метать, жаловаться и брюзжать на своем жизненном пути и прийти таким образом к единственно постоянной для мошенника честной установке, на которую он может положиться: Я -, Ты +. В этом есть что-то жалкое, но лишь это чувство поддерживает установку цельной, но и оно же ведет к отчаянию и безысходности. Поскольку он плох по определению, то получить мирские блага естественным способом не представляется возможным; ему остается либо выклянчивать их, как нищенке, либо красть или обманывать, разыгрывая всевозможные роли, но такое лицемерие не может удовлетворить, поскольку вызывает ответное притворство, а полученные или судорожно выцарапанные наслаждения оказываются в результате дешевыми подделками.

В социальном смысле позиция (Я —, Ты +) приводит к отдалению от людей и самоуничижению, передаваемому детям. Носители такой позиции склонны сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости. Это в основном меланхолики, неудачники, нытики; люди, которые мучают сами себя самоедством и одиночеством. На жаргоне это называется «отказаться от принадлежности к человеческой расе», и терапия, естественно, заключается в том, чтобы пациент восстановил свое членство, получил назад свой членский билет, от которого он отказался где-то между годами младенчества и подростковым возрастом.

В менее серьезных случаях возможен определенного рода компромисс. Так, например, имеется опыт создания специальных центров социальной реабилитации для бывших преступников, людей, потерпевших крушение в жизни. Каждый из таких людей упорно держится за членство в компании неблагополучных своего типа, получая некоторую порцию признания, если носит униформу и придерживается выработанной здесь культуры.

У людей, которые строят свою повседневную жизнь с этой позиции, среди самых распространенных предикатов, выносимых из детства, выделяются те, которые касаются обращения с деньгами и всего с этим связанного: «Есть бедные и богатые. Я принадлежу к бедным». Если такому человеку случится получить много денег, то он не становится Небедным человеком, он просто Бедный человек, у которого оказалось много денег.

Окончательное решение по этой установке — отказ от нее (ведущий к поиску помощи) или самоубийство.

Наиболее общий способ изжить эту установку — создать контрсценарий (также бессознательно) с заимствованием из компонента Родителя: «У тебя может быть благополучно, если…» Когда же установка вскрыта и изменена, достижения и мастерство, явившиеся из контрсценария, могут очень помочь личности в построении новой и сознательной жизненной позиции со Взрослым компонентом.

Следует заметить, что позиция (Я -, Ты +), впрочем, как и три другие, может проявляться в трех совершенно отличных по сути вариантах поведения и при внешней сходности принципиально отличаться по происхождению:

  1. С одной стороны, мы имеем дело с человеком в какой-то степени «аномальным», и в этом заключается его беда. В силу различных причин (родительское «программирование»; решение, принятое в состоянии сильного эмоционального потрясения и боли, сопровождающееся заниженным уровнем сознания и перешедшее в несознательную реакцию (27); или разновидность мироощущения) данная установка заняла доминирующую позицию и окрасила как саму личность, так и весь окружающий ее мир в определенную «цветовую гамму». Понятно, что такой человек оказался как бы пойманным в ловушку собственных константных реакций и теперь сам страдает от этого, независимо от того, проявляется ли это в виде агрессии или подавленности. В данном случае мы имеем дело с неосознанными, подавленными либо вытесненными конфликтами, которые после квалифицированной» коррекционной работы в значительной мере будут осмыслены и ослаблены.
  2. С другой стороны, подобную позицию может совершенно сознательно занимать манипулятор или авантюрист, разыгрывающий роль слабака и старающийся поиметь для себя какую-либо выгоду. Очевидно, что такому человеку психологическая поддержка вряд ли будет необходима, по крайней мере по его мнению.
  3. С третьей стороны, любой человек переживает в жизни взлеты и падения. Общеизвестно, что кризисные периоды, связанные с дальнейшим развитием, могут сопровождаться депрессивными состояниями—собственной неудовлетворенности и осознания своего несовершенства.

Следовательно, необходимо различать жизненную позицию (Я—, Ты +) от маски и от состояния, переживаемого как (Я—, Ты +), так как оно может протекать так же выразительно и глубоко, но будет отличаться от установки относительной кратковременностью и нестабильностью. Например, в подростковом возрасте люди склонны чаще и острее переживать неуверенность в себе и сомнения. В такие периоды терзаний психологическая помощь желательна и полезна, поскольку сможет оказать необходимую поддержку и уменьшить объем негативных переживаний.

Установка (Я—, Ты—): «У меня неблагополучно, у вас неблагополучно» = «Жизнь вообще ничего не стоит»

В конце первого года жизни происходит нечто замечательное — ребенок пытается ходить. Его не надо больше носить на руках; телесный контакт уменьшается. Если его мать сурова и неласкова, если она заботилась о нем в первый год жизни только из чувства долга, тогда с момента овладения ходьбой его «младенческие дни» кончаются, а с ними прекращаются ласки и утешения. Вдобавок вместе с увеличением активности наказания становятся все более тяжкими и частыми: ведь он уже способен вылезать из кроватки и дотрагиваться до разных вещей; он не остается на одном месте и этим доставляет массу хлопот и раздражения. А из-за собственной подвижности он чаще причиняет себе боль и повреждения. Словом, комфортная жизнь первого года теперь становится иной. На фоне увеличивающихся испытаний поглаживания, одобрения и ласки уменьшаются, а порой и заменяются наказаниями.

Если это тяжкое состояние заброшенности длится без облегчения, на втором году жизни ребенок заключает, что и у них неблагополучно. При такой установке Взрослый компонент прекращает развиваться, а личность сдается, поскольку нет никакой надежды и стимула к развитию, нет образа, к которому следовало бы тянуться, и любви, которой бы хотелось быть достойным.

Ребенок привыкает просто тратить жизнь и в конечном счете может кончить ее в заведении по излечению умственных расстройств в состоянии крайнего бегства от жизни с регрессирующим поведением, отражающим смутное, архаическое желание вернуться назад, к первому году жизни, когда он получал единственную, какую он когда-либо знал, ласку — как младенец, которого держали и кормили.

Трудно представить себе человека, прошедшего жизнь без какой-либо ласки: даже при холодной матери всегда найдутся лица, способные позаботиться о малыше. Однако если отношение к окружающему миру уже определилось, теперь все переживания интерпретируются выборочно, чтобы поддерживать стабильность сформировавшейся установки. Словом, позиция (Ты -) переносится и применяется теперь ко всем остальным людям: малыш отвергает любые одобрения, хотя те могут быть и искренними — такова фиксированная природа установки.

Имеется условие, при котором позиция (Я—, Ты—) может быть первоначальной, исходной; таковы условия для ребенка, больного аутизмом (от греч. auto — сам — форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, где аутическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена, при сохранении произвольности мышления все это находится в границах нормы), он остается психологически не рожденным. Инфантильный аутизм (задержка в развитии организма на фоне неумения устанавливать контакт) является реакцией неразвитого организма в ответ на катастрофический стресс во внешнем мире, где нет никакого тепла, поддержки и одобрения, которые бы достигали его. Это ребенок, который в первые недели своей жизни не чувствовал себя спасенным от тяжелых переживаний рождения; можно сказать, что он не нашел «никого там, во вне» после своего катастрофического изгнания в жизнь.

Шоплер делает вывод о наличии психологического фактора, который в сочетании с недостаточным поглаживанием приводит ребенка к аутизму. Предполагается, что этим фактором является высокий барьер к стимулам, так что поглаживания, отдаваемые малышу, им не регистрируются — ему необходимы- сильные воздействия, чтобы заметить их. Он как бы лишен чувства восприятия или «накопления» слабых ощущений. В таком ребенке родители видят нереагирующее дитя (ему не нравится, чтобы его держали на руках, он просто лежит там, он не такой как другие), и тогда он лишается последних скудных контактов; при этом родители считают, что он в них больше не нуждается, так как демонстрирует отказ (не любит быть на руках), а ребенок считает, что их у него отняли в силу непонятных ему причин. Возможно, энергичные поглаживания (более, чем их делают обычно) могут помочь преодолеть этот барьер и вернуть чувствительность. Позиция (Я — Ты -) приводит в конце концов к потере интереса к жизни (это позиция безнадежности), проявлению шизоидного типа поведения или к выбору эстетического или озлобленного самоубийства. Эстетическое может обосновываться тщательно разработанными философскими рационализациями, и это является важнейшим фактором, обусловливающим шизоидный интерес к философии. Озлобленный суицид обычно лишь слегка завуалирован рационализацией, от которой пациент легко отказывается, прямо провозглашая мотив мщения. Эксгибиционистское самоубийство может быть отчаянной, жалкой и часто мстительной попыткой обратить на себя внимание родителя, живого или умершего, даже таким ужасным путем добиться Признания: «Ну, наконец-то ты сделал что-то, что заслуживает моего внимания!»

Есть данные, указывающие на то, что эстетическое самоубийство является следствием недостатка прикосновений (знаков внимания) в раннем младенчестве, что приводит к глубоко укоренившейся депрессии (точнее отчаянию) со слабыми попытками возмущения, проявляющимися в шизоидном поведении. Когда это ни к чему не приводит, пациент делает последний выбор. Он может неопределенно долго откладывать действие, но как только выбор сделан, он становится по жизни спокойным наблюдателем, возможно, пускаясь в последний разгул или собирая дополнительные обоснования для акта самоубийства, в попытке получить по максимуму, выжав из своей жизни все до капли. У женщин каждый из этих типов самоубийства может быть следствием внебрачной беременности, которая используется Взрослым пациентки (под влиянием Ребенка) для доказательства тщетности всех усилий, повышения цены мести или, в случае эксгибиционистского типа, для подпитки почвы для сплетен. Такой суицидальный выбор в трансактных группах называется «расправа над собой».

Установка (Я+,Ты—): «У меня благополучно, у вас неблагополучно» = «Ваша жизнь ничего не стоит»

Ребенок, с которым родители в течение долгого времени обращались грубо и жестоко, от первой установки (Ты +) переходит на третью, или криминальную: я — хороший, вы — плохие.

Предположительно, вывод о своем благополучии малыш делает в результате самоласкания. Маленькая личность успокаивает, излечивает свои болезненные ушибы и раны, причиняемые обычно малышу в процессе «воспитания». Это внутренняя атака «забитого ребенка», которая позднее проявится во вне.

Каждый, кто ломал кости или имел массивные синяки с порванной кожей, знаком с этой болью. Общим для всех жестоко избиваемых де-тейявляются очень болезненные повреждения, раны, сломанные ребра, отбитые почки и разбитые скулы. Каково ребенку, начинающему ходить, чувствовать при каждом вздохе или движении мучения, о которых он даже не может рассказать: каким способом выплакать, избавиться от части болезненных переживаний, обретя поддержку, сочувствие или защиту? Поэтому маленький человек учится утешать себя сам. Он успокаивает боль и «зализывает раны», испытывая ощущение теплоты к самому себе, и это средство по улучшению самочувствия резко контрастирует с острой болью, только что им испытанной. Это словами можно выразить так: «Со мной будет все в порядке, если вы оставите меня одного. Я сам пожалею себя и осознаю свое благополучие! У вас неблагополучно!» История ранних лет жизни многихпреступных психопатов, придерживающихся этой установки, содержит этот вид грубых физических злоупотреблений.

Так маленькой личностью переживается жестокость, но так же пережито и выживание. То, что случилось, может повториться снова: «Я выжил, я выживу снова». Он не сдается. Когда он подрастает, то начинает возвращать удары: он видел грубость и знает, как быть грубым. У него также есть позволение на жестокость в его комплексе Родителя. Ненависть поддерживает его, хотя он может научиться скрывать ее под маской рассчитанной учтивости. Кэрил Чессмэн сказал: «Нет ничего, что бы так поддерживало вас, как ненависть, лучше быть кем угодно, чем испытывать страх».

Для такого ребенка установка (Я +, Ты—) спасительна. Трагедией для него самого и общества является то, что он идет через жизнь, отказываясь заглянуть внутрь. Он не способен объективно видеть свою собственную роль в том, что с ним случается. Это всегда «их вина», все «из-за них». Этой позиции придерживаются неисправимые преступники; лица «без стыда и совести», убежденные в собственной непогрешимости независимо от того, что они делают, и в том, что вся вина в любом случае лежит на других. Это условие, которое в какое-то время можно отнести к «нравственной имбецильности (= тупоумие)», является фактически условием, при котором личность блокирует ввод любой информации о чьем-либо благополучии и о каком-либо своем неблагополучии. По этой причине лечение — очень трудная задача, так как терапевт неблагополучен заодно со всеми остальными.

Это позиция людей, которые чувствуют себя обманутыми или преследуемыми и поэтому обманывают и преследуют других. Аферисты и преступники, упрекающие других в своих ошибках, часто имеют эту позицию, принимающую форму параноидного поведения.

Подобная точка зрения на мир подходит для ситуации, когда надо избавиться от кого-нибудь. Человек с этой позицией чаще всего изображает себя опозоренным, причем иногда развлекаясь, иногда играя всерьез. Эти люди обычно издеваются над своими супругами, сдают своих детей в детские дома и интернаты для трудных подростков, гонят от себя друзей и близких людей. Это они затевают крестовые походы, войны или собираются в группы, чтобы искать пороки у своих реальных или воображаемых противников. Это позиция превосходства: в худшем случае — убийцы, в лучшем — непрошеного советчика, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В большинстве случаев это позиция серой посредственности, желающей демонстративно корчить из себя величие.

У относительно здоровых людей подобная установка может приводить к выбору определенных профессий, таких как миссионер или окружной прокурор; поскольку они предназначены для устранения всякой «порочности», то эти люди здесь обретают способность социально приемлемо реализовать себя. У менее здоровых выбором может стать устранение вполне конкретных людей для того, чтобы избавиться от «паскудных» претензий или ответственности, которые они связывают с этими лицами.

Как мы видим, результаты такого выбора могут варьироваться от религиозных или политических акций на одном полюсе до убийства или детоубийства на другом.

Конечным выражением этой установки является убийство, которое убийца чувствует как оправданное, позволительное или праведное (таким же образом он ощущает оправданность выдвижения подобной позиции на первое место), и вот перед нами предстал борец за справедливость, как он себя называет.

Следует заметить, что, страдая от недостатка ласки, такая личность пытается найти утешения и одобрения, но поддержка хороша настолько, насколько хорош утешитель; а благополучных людей, как известно, нет, поэтому нет и благополучных утешений. Такой человек может создавать вокруг себя окружение из подхалимов, которые интенсивно восхваляют и одобряют его; и все же он знает, что они — не настоящие, иначе бы он должен был поставить их на место себя. Чем больше они его хвалят, тем больше презрения к себе вызывают, и так до тех пор, пока он не отвергнет их в пользу новой группы подпевал.

Представителей этой позиции можно увидеть среди ярко одетых людей, они любят демонстрировать себя, словно пытаясь доказать всем, насколько они хороши. Например, такой женщине очень важно быть богатой по сравнению с обойденными судьбой бедняжками. Но чувствовать себя хорошо она будет только при наличии более бедных, а если они, не дай бог, богаты, как и она сама, то удовольствие будет окончательно испорчено. В таких тяжелых случаях пребывания среди равных эти люди начинают изгаляться как только могут, лишь бы превзойти остальных. Здесь хороши все способы — от прямого подавления до причуд в характере и манерах. Испытывая финансовые проблемы, они не откажутся от своей позиции. Даже лишившись своего богатства, они постараются остаться для окружающих теми же «богачами», только имеющими временные денежные затруднения.

Установка (Я+, Ты+): «У меня благополучно — у вас благополучно» = «Жизнь стоит того, чтобы мы все жили»

Эта установка качественно отличается от предыдущих: первые три — бессознательные, они были сделаны в ранние годы жизни. Установка (Я—, Ты +) появилась первой и для большинства людей сохранилась на всю жизнь. Для некоторых, крайне несчастливых людей она изменилась на (Я +, Ты—) или (Я—, Ты—). К трем годам жизни эти установки фиксируются в каждой личности. Эти три установки принимаются на основе информации из компонентов Родитель и Дитя; они основаны на эмоциях и впечатлениях, то есть крайне субъективны и без благотворного воздействия внешней, видоизмененной информации о мире в целом.

Четвертая позиция представляет собой сознательное и вербальное решение, может содержать не только неопределенно большое количество информации об индивидууме и других, но еще и неиспытанные возможности, которые существуют в абстракциях философии и религии. Первые три базируются на чувствах, четвертая — на размышлении, вере и риске активного действия. Наше понимание установки благополучия не связано с нашими собственными личными переживаниями, так как мы можем переступить за их пределы в абстрактной конечной цели всех людей. Это решение, которое мы принимаем, напоминает переосмысление прошлого опьпа без полагания на волю случая. Мы можем подойти к четверти установке, имея значительно больший объем информации, чем доступно большинству людей, относительно обстоятельств формирования первичных позиций. Счастливые те дети, которым в первые годы жизни помогают обнаружить, что у них все благополучно и что все в этом мире прекрасно, повторно вводя их в ситуацию, в которой они могут доказать себе собственную ценность и ценность других.

В конечном счете важно понять, что (Я +, Ты +) есть установка, а не чувство. Запись неблагополучия, сделанная в детстве, не стирается решением в настоящем. Решение задачи — в умении начать собирать записи благополучия и накапливать успехи, которые имеют значение и программируются Взрослым компонентом, а не Родителем или Дитя, успехи, основанные на этике, которым можно разумно содействовать. Человек, который в течение многих лет руководствуется в жизни решениями Взрослого, имеет большую коллекцию таких прошлых переживаний и может сказать с уверенностью: «Я знаю, что это работает». Доводом в пользу работы установки (Я +, Ты + ) служит свобода от ожидания мгновенной радости или спокойствия.

Представители этой позиции чаще всего становятся хорошими лидерами, ибо даже в крайних ситуациях они могут демонстрировать абсолютное уважение к себе и своим подчиненным.

Персональные или социальные штормы не собираются утихать немедленно после того, как вы решили, что все в порядке. Наш компонент Дитя хочет мгновенных результатов, Взрослый компонент может понять, что необходимы терпение и вера.

Мы должны быть чувствительны к присутствию старых записей, но стоит быть независимыми от их давящих команд и страхов. Мы должны предпочесть отключить внимание от них, когда они повторно проигрываются таким образом, что подрывают веру в новый образ жизни, который со временем создаст новые результаты и новое счастье в нашей жизни.

Некоторые авторы называют эти четыре взгляда на жизнь экзистенциальными позициями: это означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своем поведении и поведении других людей. Когда ребенок принимает одну из этих установок, весь остальной свой сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что «любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих позиций».

Ребенок, который выбрал установку (Я +, Ты +), скорее всего выберет сценарий Победителя. Он считает, что его любят, и принимает решение о том, что его родители хорошие люди, которым можно доверять, распространяя впоследствии этот взгляд на всех окружающих.

Если ребенок избирает (Я -, Ты +), то, скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий. Для согласования этой позиции со сценарием он построит его вокруг тем, связанных с преследованием себя и проигрышем другим людям.

На первый взгляд установка (Я +, Ты -) может быть основой для победы. Однако такой ребенок убежден, что ему необходимо быть первым, при этом принижая других. Он может вести себя подобным образом, достигая своих целей лишь путем неустанной борьбы и подавления. Возможно, окружающим надоест быть приниженными, и они отвернутся от него. Тогда из Победителя он моментально превратится в Побежденного и снова будет вынужден искать людей, согласных какое-то время понаходиться в мазохистском состоянии.

Для проигрышного сценария характерна позиция (Я -, Ты -); в этом случае ребенок убежден, что жизнь бесполезна, бесплодна, бессмысленна и полна разочарований. Он чувствует себя приниженным и нелюбимым, полагая, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже плохи. Таким образом, его сценарий будет разворачиваться вокруг сцен, в которых он отвергает других, а другие отвергают его (5).

Итак, подведем некоторые итоги

  1. Установка (Я +, Ты +) — позиция свободного человека, имеющего сценарий Победителя и предоставляющего возможность быть таковыми и другим.
  2. Установка (Я+, Ты—) — позиция бесспорного Победителя по отношению к представителям установки (Я—, Ты +), в которых остро нуждаются для успешной и победной реализации своего сценария возможного Победителя, но Непобедителя по сравнению с установкой (Я—, Ты—) и однозначно Побежденного в контакте с людьми (Я +,Ты +). Именно поэтому представители данных позиций так сильно друг друга раздражают и нередко враждуют.
  3. Установка (Я—, Ты +) — позиция нежизнеспособная и проигрышная во всех отношениях. Самое лучшее, что может произойти — это реализация сценария Непобедителя. К представителям (Я+, Ты +) тянутся и, согреваясь рядом с ними, развивают свой потенциал до Победителя. Рядом с (Я+, Ты—) превращаются в жертву и беспощадно эксплуатируются, всегда оставаясь жалкими, Проигравшими, в худшем случае погибают духовно, морально или физически. Люди (Я—, Ты—) успешно самоутверждаются за их счет, отыгрываясь за все былые и грядущие поражения.
  4. Установка (Я—, Ты—) — позиция Непобедителя по отношению к (Я+, Ты +), но в этом контакте заложен шанс для развития; возможного Побежденного перед (Я+, Ты—), поскольку в бесподобных достоинствах вторых обычно сомневаются, чем вызывают ответное удивление и протест; и Победителя по сравнению с (Я—, Ты +), где черпают вдохновение и личное превосходство.
  5. Следует заметить, что в трудные жизненные минуты представители (Я+, Ты +) могут цепрессировать до ощущения состояния (Я—, Ты—), а представители (Я +, Ты—) временно перевоплощаться в (Я—, Ты +), но это только до момента нормализации, затем все встает на свои места.

Схематично всю цепочку перевоплощения жизненного опыта в судьбу можно представить в следующем виде (как решение задачи с несколькими действиями):

  1. Ребенок (со своими переживаниями) + Ситуация (событие) + Люди (со своими комментариями, поучениями и приказаниями) = Результат (Опыт)
  2. Опыт + Опыт +…..+ Опыт = Представления, Выводы (Навыки общения).
  3. (1)+ (2)= Осознание, Понимание, Отношение (с точки зрения ребенка, и выработка типов отношений с определенной манерой поведения).
  4. ( 3) + Эмоции, Переживания и Аффекты (страдание, боль, радость)= Решение, Мировоззрение (правильное и логичное с точки зрения выживающего ребенка и под давлением обстоятельств жизни).
  5. Решение и Отношение к себе и миру создают Установку, которая содержится вне сознания.
  6. (5) + Образ жизни = Сценарий, Судьба, Характер и Мироощущение (правильные с точки зрения и опыта малыша). Вот перед нами и появляются Победители или Побежденные.
  7. Реализация Сценария и Установки + Опыт Интеллект Взрослого человека = Противоречия и Потребность в изменении, пересмотре Опыта и Отношений (корректива).
  8. (7) = Проблема + Решение = Результат
  9. Результат:
  • Конструктивный = здоровье, радость
  • Деструктивный = страдание, болезнь и (себя или других, или всех).
  • Коротко: Ребенок + Аффекты + Жизненные обстоятельства +Родители + Приказы = Решения и Установки и Навыки Поведения = Жизненный сценарий + Победитель (или Побежденный)

Психологическое вмешательство, направленное на разрушение деструктивных тенденций (например, изменение решений и установок, а также разъединение прошлого опыта с аффективной наполненностью подсознания, освобождение от вытесненных болезненных переживаний и пр.), посредством и через осознание позволяет изменить мироощущение и поведение, а следовательно — и личность, и судьбу: у людей появляется возможность перестать мучиться самим и прекратить мучить других. На наш взгляд — это прекрасная перспектива, ради которой стоит жить и работать.

Трехсторонние позиции

Кроме рассмотренных вариантов двусторонних позиций (Я — Ты), которые включают в себя четыре базовых установки, возможно столкнуться с их усложненными разновидностями. Встречаются следующие комбинации:

1а. (Я+, 11.1+) + (Они+).

Это позиция целых семей в демократическом обществе. Многие люди с этой установкой видят идеал, к которому надо стремиться, и предпочитают жить в гармонии с миром и собой. Девиз: «Мы всех любим».

Недостаток подобного взгляда на мир кроется, на наш взгляд, лишь в чрезмерной доверчивости и наивности: такие люди могут стать легкой добычей обманщика, манипулятора или авантюриста.

Сердечность, добродушие и сострадание — бесспорные достоинства этой установки.

16. (Я +, Ты +) + (Они—).

Предвзятая позиция, чаще всего демагога (лица, которое использует для достижения своих целей заведомо лживые обещания, лесть либо преднамеренно извращенные факты, например для привлечения на свою сторону каких-либо сил или для создания о себе определенного мнения), сноба или гангстера, высказываемая обычно так: «Кому они нужны?!»

Это группа «идеальных» людей, которые, собираясь вместе, предпочитают конфронтацию со всем остальным миром, бесспорно, порочным и нуждающимся в их «бесподобном воздействии». По всей видимости, насильственное исправление и национальное превосходство, а также военизированное истребление и порабощение из «лучших и гуманных соображений» следует отнести именно сюда.

Поскольку каждый из них в тайне считает себя наиболее избранным, а для перехода в стан противника достаточно лишь попасть в категорию «Они», то и конкурентные междоусобные войны, прикрытые видимой доброжелательностью, следует считать естественной частью данного типа общения.

2а. (Я +,Ты—) + (Они +).

Позиция недовольного человека типа разного рода миссионеров: «Здесь вы, ребята, не так хороши, как они там». Для таких «экземпляров» характерна «война» с конкретными людьми из ближайшего окужения, которые недостаточно хороши по сравнению со всеми: «Все люди как люди, а вот ты…» Они предпочитают считать себя частью какого-либо крупного образования и, выступая от его имени, быть выразителями высших идей, которые, в силу своей исключительной одаренности, могут комментировать или уточнять. Причем ответственность за такое вольное толкование будет полностью возложена на первоисточник: поскольку именно это там и имелось в виду.

26. (Я+, Ты-) + (Они-).

Это установка одинокого самоуверенного критикана, надменная позиция в чистом виде: «Все должны склоняться передо мной и быть похожими на меня, конечно, настолько, насколько смогут эти ничтожные люди». Бесспорно, этот экземпляр считает, что он лучше всех нас вместе взятых и если он соизволил обратить на вас свое внимание, то вы обязаны воспринимать это снисходительное одолжение как подарок судьбы. Разве вы еще не поняли, что столкнулись с «божеством», все порывы которого — истина в последней инстанции!? Такие люди очень часто заканчивают свою жизнь в одиночестве (в том числе в келье отшельника, тюрьме или больнице).

За. (Я—, Ты +) + (Они +).

Самоуничижительная позиция святого или мазохиста, меланхолическая в чистом виде: «Я ничтожнейший человек в мире». Грусть и подавленность здесь вызваны переживанием всепоглощающего собственного несовершенства. Это может быть бессильный хронический неудачник, опустивший руки и истрачивающий жизнь на собственное тихое истребление (в виде курения, алкоголизма или пр.), либо человек, превративший себя в «тряпку», который процесс «вытирания ног» воспринимает как единственно возможный способ общения с собой и даже этому рад, ведь это лучше, чем ничего. Здесь имеет место болезненный страх потерять любое, даже самое унизительное общение, поэтому такая бессловесная «жертва» не способна покинуть своего «мучителя».

С другой стороны, именно здесь возможен беспредельный рост духовности, ненасытная неудовлетворенность собой, скромное творчество, без притязаний на идолопоклонство или славу, и страдание в материальном (телесном) отношении. Такой человек может многое сделать для мира, ничего не желая взамен, и при этом оставаться при мнении, что его деяния, успехи и заслуги ничтожны. Труд таких людей любят присваивать проходимцы, если он осязаем. Это как раз те, кем можно «безболезненно» пожертвовать, а потом посмертно прославлять, если, конечно, про них смогут вспомнить.

К концу жизни они начинают чувствовать свое ничтожество, причем неважно, в какой конкретной сфере жизни.

36. (Я—, Ты +) + (Они—).

Сервильная (от лат. servilis — раболепный, рабский, угодливый) позиция человека, выслуживающегося скорее из-за снобизма (претензию на избранность здесь следует наблюдать в гениальности подхалима «ценить и восторгаться» величием представителя (Ты +) позиции), чем по необходимости: «Я унижаюсь, и ты наградишь меня, а не тех ничтожных людей». Так может выглядеть процесс «обожествления» или идеализации, противопоставленный всеобщему несовершенству. Здесь, по всей вероятности, мы, с одной стороны, будем наблюдать человека-присоску, угодливую и льстивую приживалку, которая пользуется силой другого (чужими руками) для решения своих проблем посредством сопливого и слезливого выклянчивания и предпочитает «питаться объедками с барского стола». С другой стороны, мы можем наблюдать своеобразный способ вымогательства благ за верное служение: ему трудно отказать, поскольку есть опасность для авторитета «хозяина» прослыть неблагодарным. Следует заметить, что пение дифирамбов, доносы, «обливание грязью», науськивание (подстрекательство к нападению) и прочее относятся именно сюда: поскольку все плохи, то дело лишь в том, кто скорее и удачнее «подставит» и сорвет куш.

4а. (Я—, Ты—) + (Они +).

Позиция льстивой зависти, а иногда и политического действия: «Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши, как они». По всей видимости, тягу к путешествиям и дальним странам, а также представление о «траве, которая где-то там зеленее», следует включить в список носителей данной установки. Чего бы ни добились в жизни эти люди, они обречены на то, что у «соседа» всегда будет лучше.

46. (Я-, Ты-) + (Они-).

Пессимистическая позиция циников или тех, кто верует в первородный грех: «Хороших людей уже нет». Поскольку все люди плохи, без исключения, то и нечего с ними церемониться. В этой установке можно черпать силы для оправдания всех человеческих грехов: «Все так делают и живут…» Для таких людей средством достижения духовной свободы является отказ от общепринятой морали, а нравственность — это всего лишь покрывало для неблаговидных поступков окружающих. Наградой за подобное проявление бесстыдства обычно бывает мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее и склонность во всем видеть только плохое.

Существуют неопределенные трехсторонние позиции, а также подвижные, дающие третьей стороне возможность измениться.

  1. «?». (Я+, Ты+) + (Они ?). ( ?- позиция жестко не закреплена и предполагает варианты). Позиция евангелиста: «Я и ты в порядке, но о них мы ничего не знаем. Они должны показать, каковы они, или перейти на нашу сторону».
  2. «?». (Я+, Ты ?) + (Они —)  Аристократическая классовая позиция: «Другие люди в больший стве своем дурны. Что же касается тебя лично, то в этом еще надо разобраться».
  3. «?». (Я ? Ты ?) + (Они ?). В этом случае речь идет о человеке, которому трудно строить свои отношения с окружающими, его полная дезорганизация может только пугать или вызывать сочувствие.

Итак, мы имеем большой набор математически возможных типов позиций. Этого вполне достаточно, чтобы каждому человеку было интересно жить, чтобы наша жизнь была насыщена разнообразным приятным общением.

Natali:
Еще статьи