X

1.3. Соотношения внутренних эмоциональных жизненных установок с типами конфликтного поведения

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменение традиционного отношения к подобным ситуациям, заключающееся не в создании некоего бесконфликтного пространства, а в умелом управлении ими, поскольку находил наравне с негативной стороной и позитивное влияние столкновения интересов и мнений. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов и сопутствующих явлений: какие формы поведения в конфликтных ситуациях наиболее характерны для людей и по каким соображениям; какие из них являются более продуктивными и разумными, а какие стоит отнести к нерациональным и деструктивным; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания поведения людей в исследуемых ситуациях К. Томас считает приемлемой применение двухмерной модели регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтного взаимодействия:

  1. конкуренция (соревнование) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  3. компромисс как форма взаимоприемлемых уступок, сделка терпимости;
  4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к взаимодействию и кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Считается, что при избегании ни одна из сторон не достигает успеха; при конкуренции, приспособлении или компромиссе — или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки; и только в ситуации сотрудничества обе стороны способны оказаться в выигрыше (8).

Итоги в конфликтной ситуации.

Любая коммуникация предполагает только три варианта итога и нормализации межличностных отношений (2/):

  1. Обе стороны довольны результатами контакта, добились желаемого результата и готовы к дальнейшему плодотворному сотрудничеству все оказываются в выигрыше. Перспектива развития общения в дальнейшем, скорее всего, пойдет по пути интеграции и творческого содружества. Итог — взаимное примирение и согласие, достигнутые за счет выработки и сформирования общих интересов, целей и ценностей.
  2. Победа одной из сторон, сопровождающаяся признанием (может быть, молчаливым) другими превосходства позиций, точки зрения их интересов с последующим, возможно временным или мнимым, выжидательным подчинением. Контакт вызвал раздражение и недовольство у обеих или у одной из сторон, продолжение коммуникации носит строго вынужденный характер и сопровождается острой потребностью в прекращении или ограничении контакта (проигрывающая сторона); или желанием продолжать дальнейшее общение на удобных для себя позициях (выигрывающая сторона). Возможен компромисс (согласие на основе взаимных уступок и терпимости при сохранении своих несхожих основных взглядов, отношений и позиций) как временная ситуация, дающая возможность передохнуть, набраться сил и сориентироваться в ситуации переходного равновесия. Никто в полной мере не осуществил желаемого. Обе стороны находят нежелательным продолжение коммуникации в будущем: одна по причине проигрыша, другая из-за вполне обоснованных опасений; а при неизбежном контакте считают допустимым проявление некоторой доли (явной или скрытой) враждебности. Сам результат такого общения предполагает в будущем возникновение на этой почве конфликтной ситуации. Наибольшего успеха добилась только одна из сторон.
  3. По ряду причин коммуникация оказалась невозможной или безрезультатной. Никто не добился желаемого, каждый потратил силы впустую. Такое оттягивание времени может привести к поиску другого варианта решения (или партнера), а также к развитию ситуации по первому или второму типу. Окончательно исчерпать конфликт — значит установить и уничтожить истинную причину, отделив ее от повода, и устранить возможные эмоциональные или мировоззренческие последствия с целью создания благоприятных возможностей для дальнейшего межличностного взаимодействия.

В заключение этой главы попытаемся ответить на банальный вопрос: какая стратегия поведения лучше всего. На первый взгляд можно предположить, что, например, сотрудничество—хорошо, а конкуренция — плохо…

Каждый тип поведения имеет смысл только тогда, когда нам становится ясно, ради каких целей он используется, то есть какие ценности стоят за конкретным видом коммуникации.

Для простоты описания воспользуемся условными обозначениями: (—)= негативная (деструктивная) форма проявления; (+) = позитивная (конструктивная) форма проявления.

  1. Соперничество (сохранение собственной неизменности при изменении среды):
    • (+) Созидательная форма лидерства, когда руководитель подчиняет и организует группу, может быть даже подавляя чье-либо честолюбие, амбиции и частные выгоды, ради общего успеха. Или рыночная конкуренция, которая заставляет совершенствовать виды услуг и развивать научные исследования и производство. Непреклонность ради отстаивания своих жизненно важных интересов, например защита от нападения или утверждение своих законных прав, а также сопротивление неоправданному давлению, когда человек заставляет других считаться с его интересами и взглядами; а также научная полемика, спорт и другие виды соревнования. Основная ценность такого состязательного общения заключена в том, что даже в случае проигрыша одной из сторон это будет достаточно справедливо и в философском отношении позитивно.
    • (-) Упрямство как форма самоутвердительной компенсации собственной слабости и безволия. Угрозы и запугивание, шантаж, манипуляции информацией и извращение фактов; а также эгоизм, равнодушие и безразличие к потребностям других или ненависть, месть и вражда. К этому виду коммуникации, на наш взгляд, в крайнем своем проявлении возможно отнести порабощение, вооруженное нападение или диктат. Конечная цель — полная реализация своих интересов при полном игнорировании потребностей других людей, вплоть до физического уничтожения. Конечный результат такого вида контакта приводит к отвратительному развращению победителя (в том числе и моральному) и к убогому и деградирующему прозябанию побежденного. Таким образом, даже победа здесь оборачивается поражением обеих сторон.
  2. Сотрудничество (согласованное и синхронное изменение себя и среды в соответствии с имеющимся соглашением):
    • (+) Творческое объединение интересов сторон в новое, усиливающее ситуацию взаимодействия качество, нахождение точек соприкосновения в обоюдно выгодной созидательной деятельности, а также дружба и любовь. (-) Прикрытие и маскировка враждебности с целью запутывания ситуации или использование чужих возможностей под благовидным предлогом за счет пустых обещаний. Сотрудничество и реализация вредных для общества или глупых планов, пособничество в грязных делах или поддержка нечистоплотных людей и отношений. Результат: содействие и служение злу.
  3. Кооперация (частичное, основанное на договоре взаимно терпимых уступок, изменение себя и среды):
    • (+) Соглашение враждующих сторон в целях нахождения решения; все виды сделок и договоренностей, где задачей является урегулирование и уравновешивание интересов, нахождение взаимовыгодных форм контактов и создание пространства для плодотворного дальнейшего сотрудничества.
    • (-) Временное соглашение с целью заставить противоположную сторону выполнить первыми свои обязательства, а затем продолжить торг на более выгодных для себя условиях, ничего не сделав для оппонента; различные формы обмана, прикрытые ширмой договоренности, которая впоследствии оказывается мнимой или законодательно беззащитной в отношении одной из сторон. Цель — сорвать куш, ничего не заплатив взамен.
  4. Приспособление (изменение себя при сохранении неизменности среды):
    • (+) Принятие убедительных и правомерных доводов противоположной стороны, умение сконцентрироваться и научиться подчиняться разумным и грамотным в производственном отношении требованиям руководителя. Умение проявлять доверие и быть беспрекословным ведомым, умалив свои амбиции, например, в учебном процессе, с целью совершенного овладения необходимым объемом знаний и навыков. А также все виды самосовершенствования, развивающие возможности и способности человека в соответствии с требованиями времени и его личными предпочтениями или потребностями. Уступка оппоненту, экономящая силы и время, в вопросах, не имеющих особой важности для соглашающейся стороны. Результат — умение находить в приспособлении положительные стороны и способность, изменяя себя, черпать вдохновение и силы для развития.
    • (-) Раболепная позиция подчинения внешнему бессовестному давлению. Проявление нежизнеспособности, беспомощности и неумения защищать и отстаивать свои взгляды и интересы. Отказ от борьбы из-за чувства собственной неполноценности или принятие чужих приоритетов за свои по причине низкого уровня осознания собственных истинных потребностей или из-за трусости и глупости. Основной результат общения — предоставление возможности за свой счет и в ущерб своим интересам реализовать противоположной стороне свои планы: находка для авантюриста и манипулятора, который не способен по окончании контакта даже поблагодарить за такую необоснованную жертвенность или бездарность.
  5. Уход (отказ от контакта и изменения как себя, так и среды):
    • (+) Избегание по каким-либо основаниям неприемлемых для себя форм взаимодействия или результатов с целью нахождения других, благо приятных, разумных и социально одобряемых, возможностей воплотить свои интересы и потребности. Пассивное вмешательство в реализацию чужих неблаговидных решений — своеобразная форма «собаки на сене». Основная цель — прерывание или ограничение возможностей создания непродуктивных или вредных форм общения.
    • (-) Отказ от контакта по причине апатичности и незнания, тюхой ориентации в проблеме, неуверенности в своих силах, из-за неумения контролировать ситуацию и доверительно относиться к партнерам. Основной результат заключается в упускании шанса решить свои вопросы и реализовать свои потребности.

Таким образом, становится совершенно ясно, что тонкость и ценность содержится не в способе коммуникации, а в умении адекватно и продуктивно строить свои отношения с другими людьми, умело используя все формы общения в уместных для этого условиях допустимыми способами с целью реализации своих интересов и потребностей. Понятно, что каждый зрелый человек должен уметь блестяще пользоваться всеми пятью видами контакта, чтобы успешно организовывать себя и пространство, созидать и творить, а также умело сопротивляться, отражать выпады и жестко наказывать разного вида сомнительных персон с их неблаговидными порывами.

Следует заметить, что возможно любое сочетание установок и вариантов поведения, однако каждое такое совмещение будет иметь свои основания и особенности.

  1. Представители установки (Я +, Ты +) будут выбирать тип поведения, исходя из следующих соображений:
    • Сотрудничество — наиболее предпочтительный и естественный способ общения. Характеризуется доброжелательностью и взаимопониманием, а также потребностью совместно с партнером реализовать творчески переосмысленные взаимовыгодные интересы. Ценностью в данном случае являются не только сиюминутные стремления и выгоды, но и сами взаимоотношения с оппонентом. Такой контакт сопровождается положительным эмоциональным настроем, и даже в случае неудачного исхода каждая сторона сохраняет достоинство, взаимное уважение и признательность к противоположной стороне. Партнеры настраиваются на возможное продолжение коммуникации в форме открытого диалога. Для успешной реализации этого вида взаимодействия требуются высокий уровень развития волевых качеств, умение видеть перспективу и орчески осмысливать интересы обеих сторон, твердые нравственные позиции и умение строить контакт на эмпатийном уровне, без манипулятивных тенденций. Враждебность в данном случае реализуется в форме состязательности без потребности поставить в проигрышное положение противоположную сторону. Во враждебной среде такая форма общения крайне затруднена и может признаваться как нецелесообразная.
    • Конкуренция — состязательная форма общения привлекает только в качестве развлечения или отражения нападения. Особых симпатий к такому виду взаимодействия такие люди не испытывают: действительно, зачем сражаться, если можно все решить спокойно и цивилизованно, учитывая интересы всех сторон. Но, столкнувшись с манипуляциями или ложью, представители позиции (+\+) способны оказать безжалостный и жесткий отпор и, игнорируя интересы другой стороны, идти к своей цели, правда не испытывая при этом удовольствия. Такая тактика возможна как ответная реакция на враждебное поведение другой стороны. Сохранение добрых взаимоотношений здесь не планируется.
    • Компромисс — при наличии сомнений относительно чистоплотности партнера или недоверии к выносимым для обсуждения вопросам такие люди предпочитают идти на разумно обоснованную и юридически закрепленную сделку. Торг их не привлекает, хотя они находят его вполне уместным. Если не удается найти точек соприкосновения для объединения усилий, тогда ничего не остается, как пойти на допустимые и взаимно терпимые уступки.
    • Приспособление — не считают унизительным, если находят а нем рациональное зерно. Не боятся быть ведомыми и не воспринимают подчинение как опасность для своего авторитета, если противоположной стороне удалось убедительно доказать правильность и полезность своей позиции. С удовольствием учатся, если при этом никому не приходит в голову самоутверждаться или оскорблять их. Умеют хорошо и мобильно реагировать на изменение ситуации. Этот вид контакта могут находить полезным, если он содержит в себе потенциал для развития и совершенствования.
    • Уход — пользуются этим способом коммуникации, когда находят невозможным для себя продолжать общение. Избегают строить отношения с людьми, показавшими себя с плохой стороны, или игнорируют недопустимые возможности реализовать свои интересы. Такое взаимодействие характеризуется полным отказом поддерживать какие-либо контакты.
  2. Представители установки (Я +, Ты—) будут выбирать тип поведения, исходя из следующих соображений:
    • Сотрудничество — находят странной формой взаимодействия, возможной только в качестве временного объединения для борьбы с третьей стороной или в качестве временной маскировки своих настоящих интересов либо вынужденной меры, чтобы не ударить в грязь лицом. Совершенно ясно, что сотрудничать с людьми, которым не стоит доверять, поскольку они безнадежно плохи, глупо.
    • Конкуренция — наиболее освоенный и понятный способ общения. Доминирование, самоутверждение, соперничество или диктат — совершенно естественная и приемлемая форма взаимодействия. Здесь все предельно ясно: они плохие и ими надо управлять. Понятно, что поддержание теплых или дружеских отношений эти люди находят нерациональным и опрометчивым.
    • Кооперация — вполне понятный и часто используемый способ взаимодействия с достаточно сильным или выгодным партнером в целях усиления своих позиций за счет потенциала другой стороны. Правда, втайне такие люди тяготятся и раздражаются по поводу временного слияния, поскольку воспринимают для себя такое общение как проявление слабости или снисходительной уступки, что совершенно для них неприемлемо.
    • Приспособление — воспринимают как угрозу своему авторитету или унижение. По определению оказываются неспособными вести себя подобным образом. Людей, которым удалось каким-либо способом подчинить их, страстно ненавидят, и при случае обязательно им это припомнят. Бывают плохими и своенравными учениками, поскольку не способны увидеть свое несовершенство или оценить достоинства собеседника, считая их обманом или позерством. В ситуации жесткого давления и возможной опасности превращаются в раболепных подпевал, но это только из соображений самосохранения и только до поры до времени.
    • Уход — используют, когда сталкиваются со столь же непреклонным и бессердечным противником, либо когда ничего другого не остается, либо из соображений увеличения цены сделки через косвенный шантаж своей ценностью в качестве демонстративной меры воздействия.
  3. Способы взаимодействия людей с установкой (Я—, Ты +) будут таковы:
    • Сотрудничество — понимают всю выгоду и пользу для себя от совместной деятельности с сильным партнером, которого возможно заставить поработать и на, и за себя, устроив концерт собственной беспомощности. Немного пожульничав, могут урвать для себя льготы и поблажки, но это только до тех пор, пока им не надоест тащить «не битого». Когда ситуация исчерпывает себя невыгодным образом, могут разыграть обиду на эгоистичного товарища, отказавшегося протянуть руку помощи своему маленькому и беззащитному партнеру. Сами действительно могут быть беспомощными и неспособными продуктивно строить коммуникацию.
    • Конкуренция — в принципе чуждая для этих людей форма общения. Они способны на такое только в случае крайней нужды, когда опасность неумолимо больше собственного беспомощного страха и когда драться — единственный способ защитить себя. Однако по отношению к более слабому могут быть потрясающе безжалостны, чем здорово удивляют наблюдателя.
    • Кооперация — вполне приемлемая форма общения, но только с такими же слабаками; торговаться с мощным противником им бывает не под силу. Возможно упрямство, пока им позволяют.
    • Приспособление — это все, на что они способны, у них слишком много апатии и страха, а также слишком мало веры в свои силы. Уступки ради возможного вознаграждения — вот их расчет.
    • Уход — самая частоупотребимая форма упускания всех подворачивающихся возможностей. Общение с миром, который в принципе совершеннее и лучше тебя, оказывается слишком тягостным и нестерпимым.
  4. Представители установки (Я -, Ты -) действуют из следующих соображений:
    • Сотрудничество — находят возможным, но портят все своим скепсисом. Во всем склонны видеть плохое и сомнительное, поэтому с ними трудно находить общий язык и строить планы. Пассивны и нерасторопны.
    • Конкуренция — возможна, но только среди равных, которые не внушают страха или не обладают силой.
    • Кооперация — способны заключать соглашения и сделки, но бывают очень медлительны и равнодушны ко всему на свете, поэтому больше возможностей упускают, чем реализуют, вызывая этим вполне обоснованное недовольство противоположной стороны. Могут хитрить и этим окончательно отбивают охоту для совместной деятельности.
    • Приспособление — самое доступное средство для контакта, но могут, прощупав ситуацию, изменить манеру поведения и найти более хороший вариант. Они предпочитают ждать, а не действовать.
    • Уход — имеет форму выжидательной дистанции. Они словно созерцают на недоступном расстоянии проплывающие мимо них возможности, но в силу своей слабости обычно упускают их.

Проведенные нами исследования позволили выделить следующие тенденции в предпочтениях испытуемых. Исследуемая группа по параметру доминирующей установки выдала следующие результаты:

  • (+/+) = 81%
  • (-/-) = 14%
  • (+/-) = 37%
  • (-/+) = 84%

Из вышеприведенных данных становится ясно, что обсуждение на практическом материале всех теоретически возможных сочетаний типов конфликтного поведения и видов установок отпадает, поскольку в рамках данного исследования не было выявлено необходимого количества доминант установок (-/-) и (+\-) для достоверного анализа. Вопрос относительно этих позиций остается открытым и нуждается в дальнейшем исследовании и уточнении. В процессе работы встал вопрос об уточнении доминирующей позиции, так как примерно одинаковые процентные величины набрали установки (+\+) и (-\+). Для получения необходимой информации мы обратились к тесту MMPI. Точнее, к его параметру D (депрессия), с помощью которого было установлено, что искомая величина находится в пределах нормы; это, в свою очередь, указывает на доминанту установки (+\+).

Таким образом, выстраивается иерархическая цепочка установок по силе их акцентированности у данной группы.

  1. На первом месте находится установка (+\+), которую и стоит признать в качестве ведущей внутренней эмоциональной позиции. В самом деле, используя метод опроса, нам удалось уточнить, что данная экспериментальная группа в достаточной степени успешно справляется с социальными проблемами, не испытывает трудностей в обучении и признается как благополучная. Становится понятно, что добиваться успеха в развитии наиболее легко представителям именно этой установки, поскольку они, с одной стороны, не тратят силы на отчаянное сопротивление и самоутверждающую борьбу со всем миром (+ \ -), а с другой стороны, не убивают свою жизненную энергию на сопротивление болезненному и гнетущему ощущению собственной неполноценности (- \ +). Они воспринимают реальность с радостью, раскрашивая все вокруг себя в самые разнообразные цвета (+\+), и категорически отказываются видеть мир сквозь серые очки уныния (-\ -).
  2. На второй позиции оказалась установка (-\+), которую стоит рассматривать в качестве актуализированной, то есть пребывающей в активном состоянии. Эта позиция не является доминирующей и основополагающей, но она насыщена психической энергией и оказывает ощутимое влияние на поведение испытуемых. Следовательно, возможно говорить о факте переживания этой позиции как актуального ощущения или некоего состояния сознания — настроения, переживания. Такое положение вещей может быть обусловлено как возрастными особенностями, так и положением выбора жизненного пути, периодом сомнений относительно своего дальнейшего развития. Это характерно для молодежи, вступающей в жизнь. По истечении времени и всех стрессовых ситуаций эта установка, предположительно, опять уйдет в тень; сейчас же она переживается как состояние терзаний или сомнений. Молодежь не чувствует в себе уверенности, поскольку еще не имеет реального опыта самостоятельной жизни. Сейчас юноши и девушки напоминают птенцов, которые, окрепнув, взгромоздились на край гнезда, но еще не решаются прыгнуть из него в огромный мир и свободно, уверенно и сильно взмахнуть своими уже выросшими крыльями. Они еще живут с предчувствием неизвестности и страхом неопробованных возможностей, но эти последние минуты ощущения беспомощности на исходе, и скоро они отправятся в свое первое путешествие.
  3. Установка (+ \ -) занимает третье место, что позволяет нам отнести ее в разряд подавленного, находящегося в положении между сознанием и не сознанием состояния. Исследователь позволил себе проявить любопытство и включил в батарею тестов опросник, затрагивающий отдаленное будущее молодежи. Была предложена ситуация, когда испытуемые должны были представить себя в роли главы крупного преуспевающего производства. К сожалению, подавляющее большинство респондентов отдали однозначное предпочтение авторитарному типу руководства (примерно 80 %), что говорит в пользу завуалированности, скрытости данной установки в силу ее сомнительности в данной подчиненной ролевой позиции, но отнюдь не о ее отсутствии. Стоит отметить, что, находясь в таком задавленном состоянии, эта установка может проявлять себя неожиданными вспышками самоуверенности или самодовольства, что мы нередко наблюдаем у подростков: они как бы выпускают пар, освобождаясь от лишней энергии; скопившейся в скрытой установке (+ \ -).
  4. На самое последнее место попала жизненная позиция (- \ -). Она, предположительно, вытеснена из сознания как неактуальная или не соответствующая действительности. Видимо, единственное, для чего она остается пригодной, — так это для активизации в минуты неудач, когда люди пребывают в состоянии беспомощности или сомневаются относительно своей правоты. Но, видимо, такие сравнительно мимолетные туманности не характерны для исследуемой группы людей. Они в основном настроены на радость и преодоление, а не на серость и терзания.

В рамках нормы была выявлена четкая тенденция к взаимосвязи явлений:

  • паранойяльные тенденции (+ \ -) по MMPI соотносятся с высокими (от 50 % и выше) показателями по конкурирующему типу конфликтного поведения (100 % респондентов с показателем Ра, находящимся в верхней границе нормы, выдали этот тип предпочтения);
  • шизоидные (Se) тенденции также оказывают влияние на выбор конкурирующего типа общения, но в меньшей степени, чем Ра.

С помощью теста К. Томаса были выявлены следующие тенденции:

1. Четкого предпочтения какого-либо одного типа поведения у группы не выявилось — «симпатии разделились», однако стоит заметить, что первое место заняли виды поведения в последовательности:

  • Конкуренция (соревнование) — 21, 2 %
  • Сотрудничество — 14,1 %
  • Компромисс — 17,5 %
  • Избегание (уход) — 24,7 %
  • Приспособление — 22,4 %

Следовательно, можно говорить о том, что в ситуации конфликта первой реакцией будет уход — желание избежать столкновения и решить возникшую проблему в другом месте или в другое время или с другими людьми. Такой подход следует признать экономичным и рациональным, но только в случае наличия возможного выбора. В ситуации отсутствия вариантов выбора, то есть когда избегание не даст позитивного решения, вступает в силу следующий способ реагирования — приспособление. Поскольку делать вид, что ничего не происходит, больше оказывается невозможным, приходится идти на уступки и лишения в надежде, что это удовлетворит оппонента и ситуация конфронтации будет исчерпана. Думаем, что для людей, потенциально ощущающих свою незрелость, слабость и неопытность, такой маневр поведения будет привычным и оправданным. Когда эти два способа не приносят желаемого успокоения или удовлетворения, то поведение резко меняется в сторону агрессивного сопротивления, которое находит свое выражение в конкурентном поведении. Теперь человек не намерен молчать или идти на уступки — он будет открыто или тайно защищать свои интересы, не обращая никакого внимания на проявления противоположной стороны. В случае, если силы оказываются достаточно уравновешены и победы не последовало, а демонстрация силы и протеста не привела к желаемому результату, то поведение смягчается в сторону поиска компромиссного решения или соглашения, позволяющего ценой взаимных уступок урегулировать ситуацию. Самым трудным и недоступным способом поведения оказывается сотрудничество, которое предполагает наличие хорошо развитой воли, способности видеть как свои, так и чужие интересы, уметь позитивно объединять их в одно целое и обладать способностью разумно доверять противоположной стороне понятно, что для молодежи такой тип поведения оказывается достаточно сложным.

2. Вторые места по предпочтению были заняты следующим образом: Конкуренция — 10,3%

  • Сотрудничество — 24,3%
  • Компромисс — 19,6%
  • Избегание — 30%
  • Приспособление — 15,9%

Следует отметить, что члены группы в целом настроены доброжелательно, так как на первый план выходит комбинация «избегание — сотрудничество — компромисс». Суммарно первая и вторая позиции выдают нам следующие выборы. Уходу от конфликтной ситуации отдается бесспорное предпочтение, это может быть обусловлено неопытностью и неуверенностью в своих силах. Второе место занимает комбинация «приспособление 4- сотрудничество», что позволяет судить о наличии готовности к совместной плодотворной работе в случае обнаружения доброжелательного ответа противоположной стороны. Третье место занимает сочетание «конкуренция + компромисс» — это свидетельствует о том, что в случае провала позитивного контакта группа в целом настроена на жесткое ведение переговоров и преследование своих целей с учетом небольшого количества уступок.

3. Последнее место заняли виды поведения в следующей последовательности:

  • Конкуренция — 32,9 %
  • Сотрудничество — 9,4 %
  • Компромисс — 16,5%
  • Избегание — 14,1%
  • Приспособление — 27%

Как наиболее нежелательная форма взаимодействия выделяется конкуренция (видимо, ее интуитивно находят грубой и малорезультативной, поскольку она требует достаточно эгоистичного и враждебного настроя по отношению к противоположной стороне). С другой стороны, этот тип коммуникации соответствует высокой мобильности, сообразительности и изворотливости при полном игнорировании взаимоотношений между людьми как ценности. Приспособление также вызывает мало симпатий. Люди стремятся не уступать или не пасовать перед трудностями, а активно преодолевать препятствия, самоутверждаться и преобразовывать пространство в соответствии со своими предпочтениями, взглядами и интересами. К компромиссному типу поведения обозначилось нейтральное отношение. Избегание и сотрудничество набрали меньше всего отрицательных оценок. Скорее всего, уход следует понимать как выражение неуверенности в своих силах, а сотрудничество — как крайне конструктивный способ общения (однако многие ощущают свою неготовность к такому серьезному и ответственному виду контакта).

Выделяется совершенно очевидное взаимоотношение актуализированной установки (- \ +) с избегающим типом конфликтного поведения: первое место по тесту К. Томаса и второе место по ММР1 и ориентировочному опроснику. Следовательно, можно говорить, что отказ от общения обусловлен переживанием состояния неудовлетворенности собой, сомнениями и терзаниями по поводу своей состоятельности ( — \ +).

Также были подмечены некоторые другие особенности и закономерности.

Конкурирующий тип поведения выбирают два различных типа людей — с высокими волевыми показателями (они знают, что и зачем хотят делать) и с низкими волевыми показателями (они проявляют компенсаторную форму упрямства). Люди с высокими показателями агрессии на данном этапе стараются сдерживать ее проявления и реагируют по приспособительно-компромиссному варианту, хотя тенденция выбора конкурирующего типа общения достаточно высока. Превышенная тревожность способствует избеганию и приспособлению, на защиту своих позиций у таких людей еще не хватает духу.

Депрессия в своих завышенных вариантах способна парализовать продуктивное поведение, а в допустимо высоких способствует увеличению агрессивных тенденций в поведении. В целом можно отметить, что разброс по типам конфликтного поведения необычайно разнообразен. Это свидетельствует в пользу того, что в норме (+ \ +) выбор типа поведения может быть обусловлен самыми разнообразными факторами.

В заключение этой главы, подводя итог рассмотренным проблемам, сделаем основные выводы:

  1. Доминирующая внутренняя эмоциональная жизненная установка оказывает влияние на предпочтение типа конфликтного поведения.
  2. По наиболее часто используемому виду коммуникации, в том числе и конфликтному, можно сделать вывод о виде доминирующей или актуальной внутренней эмоциональной жизненной установки.
  3. В рамках нормы, когда доминирует установка (Я +, Ты +), предпочтение выбора поведения обусловлено самыми разнообразными факторами (от мотивов и прошлого опыта до уровня тревожности и т.п.), перечислить и учесть которые крайне сложно, но по манере поведения можно заключить, какая вторичная, переживаемая субъектом как актуальное состояние, установка находится в активной форме.
  4. Люди с доминирующими разновидностями установок предпочитают различные типы поведения:
    •  представителей позиции (Я+, Ты +) характерно наиболее частое употребление такого вида контакта, как сотрудничество;
    •     представители установки (Я+, Ты -) чаще пользуются тактикой, построенной по принципу избавления, поскольку от тягостного и несовершенного явления действительности хочется поскорее отделаться, чтобы наконец заняться собой — «бесподобным». Поведение строится с позиции доминирования и конкуренции (соперничества); кооперативный тип поведения в данном случае будет иметь вид вынужденной или снисходительной уступки;
    •     для представителей позиции (Я-, Ты-) наиболее предпочтительной является выжидательная стратегия поведения, которая, скорее всего, найдет свое воплощение в приспособительно-кооперативном типе общения;
    •     для представителей позиции (Я-, Ты +) характерно предпочтение поведения по типу ухода, избегания контактов и может быть реализована приспособительно-уступчивая стратегия общения.
Natali:
Еще статьи