X

2.6.Социально-педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного (методологические и теоретические проблемы ее разработки)

При определении понятия социально-педагогической концепции мы исходили из общенаучного определения понятия научной концепции, которая определяется как комплекс идей или система взглядов по проблеме в целом или по отдельным аспектам. Обязательным для научной концепции является наличие базовой (опорной) идеи, которая может быть как гипотетической, так и аксиоматической. Естественно, если научная концепция основывается на гипотетической идее, то основу ее должны составлять достоверная идея или апробированные факты. Общенаучная методология не определяет структуру той или иной научной концепции в силу специфики соответствующей отрасли знаний, необходим лишь выбор базовой идеи и соответствие конкретной научной концепции общим логическим и методологическим требованиям, предъявляемым к научным гипотезам (Т. Кунн, 1975). Перенося эти общеметодологические положения в область разработки педагогических концепций, мы, разумеется, учитываем известную условность применимости к педагогическим, субъективным законам методов, связанных с познанием объективных научных законов, к которым педагогические законы не относятся. Но так как педагогика отражает и в определенной степени воспроизводит объективно сложившиеся общественные отношения, то любой субъективный закон в той или иной степени отражает объективную действительность и поэтому может быть частью процесса познания.

Приведенные положения позволили нам разработать понятие и структуру социально-педагогической концепции ресоциализации личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания. Педагогическую концепцию следует понимать как систему (или комплекс) педагогических идей, определяющих цели, основные направления и средства воспитания и образования. Четкая и логически стройная система педагогических идей позволяет судить о зрелости педагогики того или иного исторического типа.

Составными элементами педагогической концепции, по нашему мнению, являются:

  1. Ведущая (базовая или опорная) идея. Она может быть как педагогической, так и не педагогической. Однако если в основе концепции лежит педагогическая идея, то ее сущностью должна быть социальная или нравственная идея, или принципы, или научные факты и т.д.
  2. Цель или система целей. Выбор цели производится на основе изучения, анализа и всестороннего учета социальных потребностей в воспитании и образовании человека в данный исторический период. Весь комплекс социальных потребностей целесообразно систематизировать и создать однородные «блоки», с помощью которых определяются главная и сопутствующие цели воспитательно-образовательного процесса. Главная цель определяется совокупностью наиболее стабильных социальных потребностей, сохраняющих свое значение на длительную перспективу, имеющих главное значение и отражающих наиболее глубоко сущность общественных отношений. При выборе и систематизации целей важно учитывать возможность существования противоречий между отдельными «блоками» социальных потребностей с тем чтобы педагогические средства, применяемые для достижения одной цели, не разрушали бы системы педагогических средств, используемых для достижения других целей. В этом состоит наиболее типичная ошибка практиков, обусловленная отсутствием педагогической концепции. Выбранные цели конкретизируются постановкой задач, способных более четко определить, какие социальные потребности педагогика способна удовлетворить в данный момент, а какие в перспективе. С помощью целей и задач определяются основные направления воспитания и образования в условиях существующих общественных отношений, с учетом этих направлений производится отбор и систематизация педагогических средств, необходимых для достижения каждой из поставленных целей.

Система педагогических средств включает в себя:

  • принципы педагогики или ее отдельной отрасли, или систему локальных принципов;
  •  формы организации обучения и воспитания:
  •  систему педагогических методов, в которых реализуются принципы.

По нашему мнению, принципы входят именно в систему педагогических средств, а не в систему педагогических целей, так как в отличие от задач принципы педагогики представляют собой исходные руководящие педагогические идеи, уже воплощенные в педагогических средствах тем или иным способом.

Педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания представляет собой комплекс социально-педагогических идей, определяющих цели, основные направления, сущность и характер ресоциализации и опирающихся на идеи гуманизации, психологизации и педагогизации процесса исполнения уголовного наказания. Структура этой концепции та же, что и структура любой педагогической концепции, ее специфика отражается лишь в содержании. Разработка этой концепции осуществлялась по тем же логическим и методологическим требованиям, которые сформулированы для педагогической концепции. Содержание социально-педагогической концепции ресоциализации личности осужденного в соответствии с приведенной структурой педагогической концепции раскрывается при дальнейшем изложении.

Принципиальной основой построения нашей концепции является положение о субъектном развитии личности, о том, что заставить человека развиваться в социальном и духовном отношении, корректировать его установки посредством навязанных ему «воспитательных» мероприятий, невозможно. Осужденные могут и должны изменить свое поведение сами, осознав невыгодность нахождения в местах лишения свободы и тем более не желая повторно подвергаться этому наказанию. Педагогическая сущность уголовного наказания заключается в том, что оно может лишь побуждать их к этому и оказать им помощь в коррекции своего отношения к закону и принятым в обществе моральным нормам.

Расс матривая наказание, в том числе и уголовное, как социальнопедагогическое явление, автор исходит из понимания наказания как метода (способа) изменения поведения личности. В отличие от юридической трактовки цели наказания — кара за совершенное преступление, мы считаем, что кара не является целью наказания, а составляет его содержание. Общественным сознанием кара воспринимается как восстановление попранной социальной справедливости, а в личностном плане кара воспринимается человеком как невозможность удовлетворить жизненно важные потребности личности вследствие тех или иных ограничений, налагаемых условиями наказания. Осознание невозможности удовлетворения потребностей при сохранении их стимулирует стремление личности к изменению своего поведения, т.е. к исправлению. В практике исполнения уголовного наказания в настоящее время под исправлением понимают цель деятельности исправительно-трудового учреждения, под перевоспитанием же понимается процесс изменения личности осужденного под воздействием системы воспитательных воздействий (М.П. Стурова, А.В. Пищелко).

Целью перевоспитания, таким образом, является исправление правонарушителя — коррекция его поведения до выработки привычки соблюдения правовой нормы. В структуре конкретных целей в содержании перевоспитания на первый план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия — общества, представителем которого выступает администрация ИТУ, направляющая воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности осужденного, и самой личности правонарушителя, являющейся активным участником этого процесса. Основной же целью уголовного наказания как социального института, по мнению автора, является ресоциализация личности осужденного, формирование в процессе отбывания им уголовного наказания качеств личности, обеспечивающих включение вчерашнего осужденного в жизнь общества. Мы считаем, что ресоциализация личности осужденного в условиях исправительно-трудового учреждения ограничивается формированием таких качеств личности, как законопослушность и социальность, т.е. соблюдением правовых норм как свойством личности и ориентацией личности на социально полезный образ жизни (нравственно-правовая ресоциализация). Связано это ограничение с тем, что в отличие от социализации личности в условиях свободы, система ресоциализации личности осужденного в местах лишения свободы включает в себя в основном внутреннюю среду пенитенциарного учреждения и лишь в весьма ограниченной степени в нее входят отдельные элементы внешней среды.

Таким образом, ресоциализация — это педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на осужденного с целью его исправления и включения в социальную жизнь. В нее входят администрация ИТУ, осужденные, отбывающие уголовное наказание, процесс ресоциализации, условия, в которых функционирует система. Основную структуру системы ресоциализации образуют связи и отношения, взаимодействия сотрудников ИТУ и осужденных, единство деятельности и развивающихся взаимодействий которых и составляют основу процесса ресоциализации. Процесс ресоциализации складывается из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека в процессе исполнения уголовного наказания со стороны общества (представителем которого является администрация ИТУ), воздействия среды (как необходимого условия развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса, проявляющейся в избирательном отношении к ближайшему окружению, его нормам и ценностям, к воспитательным воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения. Система и процесс ресоциализации личности осужденного сопряжены с системой и процессом уголовного наказания, имеют общую структуру и отличаются специфическими механизмами действия.

Ведущей (опорной) идеей социально-педагогической концепции ресоциализации личности осужденного является идея гуманизации процесса исполнения уголовного наказания. Приведение законодательства России в соответствие с международными нормами, ориентация на соблюдение прав человека определенным образом гуманизируют процесс исполнения уголовного наказания как социальноправового явления. Однако при этом возникает необходимость анализа социально-педагогической сущности гуманизации уголовного наказания, т.к. институт исполнения уголовного наказания — один из немногих государственных институтов, в основу деятельности которых положены цели воспитания (изменения) человека. Все остальные цели пенитенциарной системы вторичны. В связи с этим гуманизация уголовного наказания, характеризуя его ценностные аспекты, выступает социально-педагогическим феноменом, отражающим современные общественные тенденции в построении и функционировании системы исполнения уголовного наказания.

По своим целевым функциям гуманизация уголовного наказания является условием ресоциализации личности правонарушителя, ее социально-нравственного развития. Вместе с тем гуманизация представляет собой и процесс, направленный на ресоциализацию личности как субъекта социальной (нравственно-правовой) деятельности и общения. Гуманизация системы исполнения уголовного наказания составляет и важнейшую характеристику жизнедеятельности (образа жизни) исправительно-трудовых учреждений, предполагающую установление гуманных (нравственно-правовых) отношений как в среде осужденных, так и между осужденными и администрацией ИТУ. Кроме того, гуманизация — ключевой элемент нового социально-педагогического мышления сотрудников исправительно-трудовых учреждений, изменяющий взгляд на характер и суть исправительно-трудового процесса, в котором и администрация ИТУ, и осужденные выступают как субъекты ресоциализации личности осужденного. Таким образом, гуманизация выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой жизни, деятельности и отношений людей, включенных в систему исполнения уголовного наказания.

Гуманистическая сущность процесса исполнения уголовного наказания состоит в ориентации на ресоциализацию личности правонарушителя на основе признания его права на определенную свободу (в условиях несвободы), возможность развития и творческого проявления своих сущностных (физических и духовных) сил в социально ценной деятельности в противовес ранее доминировавшей ориентации на формирование послушного поведения индивида в жестко очерченных рамках ролевых функций.

Гуманизация системы исполнения уголовного наказания предполагает реально функционирующую систему исправительного воздействия на осужденных, обеспечивающую их нравственно-правовое и социально-нравственное развитие. Такое развитие, исходя из методологии ценностного подхода, предполагает формирование мотивационно-ценностного отношения осужденного к нравственно-правовой и социально-нравственной деятельности, являющегося центральным звеном в сложном синтезе структур, характеризующих его личностную готовность к ресоциализации.

Это отношение представляет собой единство объективного и субъективного, где объективное положение осужденного выступает основой его избирательной направленности на социально-нравственные ценности. Под социально-нравственными ценностями понимаются те нравственные нормы, которые позволяют человеку удовлетворять свои духовные и материальные потребности социально допустимыми способами. Это ценности, связанные с утверждением в обществе, удовлетворением потребностей в общении, самосовершенствовании личности, ее самовыражении и т.д.

Анализ динамики мотивационно-ценностного отношения осужденных к социально-нравственным ценностям показал, что те или иные социальные ценности становятся объектом потребности осужденного только в том случае, если осуществляется целенаправленная работа по отбору объектов и созданию условий, которые ее (потребность) вызывают. Психологическим механизмом развития социально-ценностного отношения осужденных является интериоризация и экстериоризация социально-нравственных ценностей в побудительную силу поведения от неосознаваемого подчинения правовым нормам под влиянием внешних условий до устойчивой нравственной направленности личности, определяющей ответственность личности перед обществом.

Перестройка мотивационной сферы осужденного на том или ином этапе отбывания уголовного наказания зависит в первую очередь от определяющего вида деятельности, под которым мы понимаем динамические, содержательные тенденции нравственно-правовой деятельности и общения, обусловливающие развитие у осужденных доминирующих ценностных ориентаций. Основными содержательными видами деятельностей, которые в своей совокупности характеризуют деятельность осужденных по отбыванию уголовного наказания, являются: ценностно-ориентировочная, правовая (соблюдение режима отбывания наказания), трудовая, познавательная, коммуникативная. Именно эти виды деятельности выступают средством разрешения диалектических противоречий, возникающих на различных этапах исполнения уголовного наказания и связанных с противопоставлением и столкновением социально-нравственных и асоциальных (преступных) норм, образа жизни, просоциальной и преступной деятельности. Поэтому процесс субъектного преобразования личности осужденного нужно рассматривать с точки зрения разрешения этих противоречий. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающиеся изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации личностно-деятельностного подхода как ведущей стратегии гуманизации процесса исполнения уголовного наказания. Данный подход позволяет преобразовать собственно социально-педагогические задачи уголовного наказания в «личностный смысл» деятельности осужденных и тем самым обеспечить субъектную позицию их развития. Естественно поэтому главным в осуществлении личностно-деятельностного подхода является учет ведущей мотивации личности, без понимания которой развитие личности будет стихийным и неполным (А. В. Мудрик, 1983, 1990).

Обеспечение субъектной позиции осужденного в процессе ресоциализации объясняет необходимость отношения к осужденному как к своеобразной, отличной от других, личности, требует персонализации перевоспитания. Последнее связано с тем, чтобы и сам осужденный воспринимал себя таковой личностью, непохожей на других, и видел ее в каждом из окружающих. Персонализация перевоспитания, таким образом, обусловлена установкой на восприятие каждого человека, в том числе и осужденного, как заведомо интересного, на признание за каждым права на непохожесть на других. В соответствии с данной установкой и администрация ИТУ, и осужденные должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения через него своих целей. Подход к человеку как к средству — это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Natali:
Еще статьи