X

2.5.Динамика личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания

Как мы уже отмечали выше, лишение свободы, резкое снижение социального статуса, помещение в социально-негативную среду вызывают у осужденного комплекс проявлений, затрудняющих его исправление. Выбор линии поведения осужденным в первые дни пребывания в ИТУ во многом зависит от его отношения к своему преступлению, наказанию в целом и режиму в частности. Влияет на выбор осужденного и микросреда. Механизмы психологической защиты в определенной степени снижают психотравмирующее воздействие самого фактора лишения свободы: осужденный постепенно осознает свое положение, хотя внутренне его не приемлет. Период адаптации заканчивается постепенным привыканием осужденного к своему, новому статусу и условиям жизнедеятельности.

Динамика личности осужденного и его системы отношений подчиняются определенным закономерностям. Исходной точкой отсчета в измерении системы отношений и динамике психических состояний является начальная стадия отбывания уголовного наказания — период адаптации. К критическим точкам, в которых неизбежно меняются система отношений и психические состояния осужденного, относятся основной (исправительный) период и период подготовки к освобождению.

Период адаптации к условиям жизни в ИТУ весьма сложен для новичка: он сталкивается с многочисленными трудностями, необычными для него новыми требованиями к своим поведению и поступкам: должен выработать собственное отношение к режиму. Сумеет ли осужденный успешно адаптироваться к новым условиям, какое место займет в групповой иерархии неофициальных и официальных отношений — эта неопределенность вызывает у него состояние повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости. Как правило, период адаптации занимает 1 /3 срока лишения свободы.

По истечении 1 /3 срока наказания для осужденного наступает основной (исправительный) период, когда психические состояния и личностные реакции на факт лишения свободы стабилизируются. Осужденные становятся как бы похожими друг на друга («все на одно лицо»). Их психические состояния отличаются устойчивостью, эмоциональный баланс уравновешивается. Если в процессе адаптации психологической «переработке» подвергается факт лишения свободы и осужденный стремится как-то примирить свое прошлое и настоящее, то в исправительном периоде отбывания наказания осужденный живет настоящим с надеждой на будущее. Но будущее от настоящего отделено подчас очень значительным промежутком времени. Под влиянием этого обстоятельства психическое состояние осужденного может периодически ухудшаться, что отражает трудности приспособления (адекватного реагирования) к развивающейся жизненной ситуации.

Период подготовки к освобождению (субъективно для осужденного) начинается, как правило, за 1/3 до окончания срока наказания. Психологически этот период характеризуется стремлением осужденного «обогнать» время, подстегнуть его и приблизить день освобождения. Нарастание тревожного ожидания — главная особенность состояния осужденных в период подготовки к освобождению. Естественно, что психическое состояние осужденных меняется не только в критических точках, но и в связи со значимыми для них событиями (получение письма, посылки, передачи; ожидание предстоящего свидания: водворение в ШИЗО или ПКТ и т.п.). Такие события в жизни осужденного в рамках определенной стадии сами становятся моментами смены психического состояния, которая происходит неоднозначно: предшествующее состояние может смениться противоположным или же сходным, но более глубоким.

Типично для осужденного некоторое отставание переживаемых им психических состояний от его действительного положения (например, находясь в колонии, осужденный переживает свое поведение на суде). Однако переживаемые психические состояния могут и опережать действительное положение осужденного (ожидая освобождение из ИТУ, он уже испытывает состояния, которые возникнут у него при выходе на свободу — во время встречи с родными, друзьями и т.п.). Переживаемые осужденным психические состояния характеризуются разной глубиной и силой. В условиях изоляции от общества правонарушители практически всегда склонны к самокопанию в собственном прошлом, что, как правило, углубляет и закрепляет их тяжелые переживания. При этом каждому этапу уголовного наказания свойственен определенный «набор» психических состояний осужденного, наиболее выраженных и интенсивных. Такие психические состояния взаимосвязаны и проявляются в виде синдрома, в котором доминирует одно из состояний.

Для осужденных характерен прежде всего фрустрационный синдром, возникающий в процессе ломки жизненных планов и перспектив, проявляющийся в чувстве безнадежности и незащищенности. Однако в условиях ИТУ безнадежность у осужденного всегда сочетается с надеждой на лучшее. Поэтому безнадежность и надежда у осужденных как бы «пульсируют». Осужденному легко внушить надежду, но еще легче вызвать у него безнадежность. Состояние незащищенности у осужденного обусловлено требованиями, которые к нему предъявляет и администрация, и микросреда осужденных, особенно ее отрицательная часть. Синдром ожидания также свойственен осужденным. Он связан с ожиданием наступления важного для личности события (предоставление свидания, получение посылки и т.п.). Здесь проявляется тревожность, вызванная недостатком или неопределенностью информации о важном событии: боязнь его наступления, если оно неприятно: нетерпение, если событие принесет удовольствие или радость.

Еще один синдром — синдром тоски и скуки. Тоска по дому (родным, друзьям) вызывает у осужденных повышенную возбудимость, раздражимость, персеверацию — навязчивое повторение одних и тех же образов памяти и воображения. Особенно острая тоска возникает после получения писем из дома, окончания свидания, в канун семейных праздников. Усиливает тоску у осужденных отсутствие непосредственных и дальних перспектив, самоизоляция и одиночество, незанятое свободное время, однообразие и монотонность жизни в ИТУ. Скука, которая, как правило, сопровождает тоску, порождается не только теми же причинами, но и субъективными особенностями личности, ее психологической неподготовленностью к условиям жизни в ИТУ. Осужденные прибегают к различным развлечениям, с помощью которых пытаются избавиться от тоски и скуки. Еще более тягостно состояние апатии, из-за которой осужденный становится пассивным, воля его парализуется. Апатия весьма часто завершает ряд тревожных состояний, переживаемых осужденным в период адаптации.

Дальнейшее развитие подавленности личности осужденного может привести к депрессивному синдрому (Пищелко А.В., 1989). Чаще всего он проявляется в нарушениях сна, например в бессоннице, раздражительности, растерянности, озлобленности, повышенной агрессивности и аутоагрессии, которые способны накапливаться, требуя разрядки. Для снятия депрессивного (и других синдромов) осужденные чаще всего используют следующие способы:

Алкогольную и наркотическую «терапию», т.е. с помощью алкоголя или наркотиков стараются снять эмоциональное напряжение. Деятельность, отвлекающую от самого переживания факта лишения свободы и преодолевающую монотонность жизни в ИТУ (различного рода развлечения, часто асоциальные, — азартные игры, групповые нарушения режима и т. п.). «Тюремное искусство» — различного рода поделки (в том числе запрещенные: порнография, татуирование). Музыкально-песенная «терапия» и «самотерапия», объясняющая склонность осужденных к песням с жалобами на неудавшуюся судьбу, с интимным содержанием, печальными мелодиями.

Для понимания психологии осужденного следует знать, что на разных этапах отбывания уголовного наказания соотношение переживаемых им состояний виновности и невиновности изменяется. У правонарушителей в ИТУ наблюдается ярко выраженная тенденция ослабления чувства виновности и нарастания ложной убежденности в своей невиновности. Эта тенденция усиливается по мере отбывания срока наказания. На динамику указанных состояний основное влияние оказывают механизмы психологической защиты, что позволяет осужденному, несмотря на отрицательную оценку обществом его преступного поведения и его личности, сохранять удовлетворительное отношение к самому себе.

В связи с этим для осужденного типичны специфические синдромы: «синдром невинно пострадавшего» и «синдром ожидания досрочного освобождения (условно-досрочного, амнистии, помилования и т.п.)». К структурным элементам этих синдромов относятся: нарастание тревожности, появление фобий, астено-депрессивных состояний, возрастание зависимости поведения личности от внешних воздействий. Причиной возникновения столь тяжелых психических состоянии является то, что психика осужденного не справляется с прессингом психотравмирующих и фрустрационных ситуаций из-за ослабления (по тем или иным причинам) механизмов психологической защиты и действия механизмов неадекватной защищенности. Для преодоления тяжелых психических состояний, негативно влияющих на личность осужденного, необходимо комплексное применение психологических, педагогических и медицинских мер. Воспитательное воздействие в исправительно-трудовых учреждениях должно обеспечивать предотвращение социальной дезадаптации, ущерба психическому и физическому здоровью осужденных в местах лишения свободы.

Таким образом, анализ состояния проблемы ресоциализации и динамики личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания позволяет нам сделать следующие выводы:

  • воспитание в системе исполнения уголовного наказания не преследует нереальную в условиях лишения свободы цель превращения преступника в высоконравственную личность, а ограничивается выработкой установки на исправление и предоставление осужденным возможности подготовить себя к жизни на свободе:
  • реальный уровень исправления определяется индивидуально, в зависимости от глубины и устойчивости социально-нравственной деформации личности, соответствующих социальнопедагогических средств уголовно-исполнительной системы;
  • социально-педагогические средства уголовного наказания обеспечивают нравственно-правовую детерминацию деятельности и общения осужденных, создание системы воспитывающих ситуаций, развитие субъект — субъектных отношений в процессе исполнения уголовных наказаний, рефлексивное управление процессом ресоциализации;
  • ресоциализация личности осужденного детерминирована созданием социально-педагогической системы исполнения уголовного наказания, уровнем его (осужденного) социально-нравственного, функционального и личностного развития, характером взаимодействия исправительно-трудовых учреждений с социальной средой.

Ниже мы и перейдем к рассмотрению социально-педагогической концепции ресоциализации личности осужденного.

Natali:
Еще статьи