Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких феноменов, как толпа, сборище, панические настроения, мания, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, массовые увлечения, социальные движения, революции. Элементарные формы коллективного поведения людей — относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие в ситуации неопределенности или угрозы. Ключ к пониманию дает форма социального взаимодействия, которая названа круговой реакцией: взаимное возбуждение приобретает круговую форму, когда люди отражают настроения, эмоции друг друга и таким образом интенсифицируют их.
Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия, выражаемое в форме беспорядочной и нескоординированной деятельности, причем чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию и становится «инфекционным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повышенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разрушение заведенного жизненного уклада. Это встречается во время революционных волнений, в женском движении, религиозных волнениях, при трудовых конфликтах.
Черты социального беспокойства:
- беспорядочный характер поведения, когда люди находятся в состоянии напряжения и чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют четкого представления и понимания своих целей;
- возбужденные чувства тревоги, страха, неуверенности, агрессивности, склонность к распространению слухов и преувеличений;
- наличие повышенной раздражимости и внушаемости, психологической неустойчивости, податливости влиянию лидеров, новых стимулов и идей.
Если коллективное возбуждение интенсивно и широко распространено, вероятно возникновение социальной инфекции. Это сравнительно быстрое, бессознательное и нерациональное распространение каких-либо настроений, порывов или форм поведения (например, разгул биржевой спекуляции, финансовой паники или волны патриотической истерии).
Можно выделить четыре типа элементарных коллективных групп (Г. Блумер):
- действующая толпа (агрессивная);
- экспрессивная толпа (например, танцующая в религиозных сектах);
- масса (участники не имеют никакой социальной организации; люди отделены друг от друга, например при золотой и земельной лихорадке);
- общественность (группы людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, имеют разные мнения относительно подхода к ее решению, дискутируют об этом).
Эти социальные группировки возникают спонтанно, и их действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями и нормами. Общество в целом исходит из предписанных правил, толпа — из установления контакта (повышенная восприимчивость людей друг к другу, бессознательная откликаемость на настроения, спонтанная готовность к совместным действиям). Масса действует благодаря совпадению индивидуальных выборов, а общественность приобретает свой особый тип единства и возможность реализации благодаря достижению какого-то коллективного решения или выработке определенного общественного мнения. Будучи коллективным продуктом, последнее представляет всю общественность в ее готовности действовать для решения проблемы и как таковое позволяет добиться согласованности.
Формирование общественного мнения происходит:
- через открытие и принятие дискуссии, когда заинтересованные группы (озабоченные способом решения проблемы) стремятся оформить и установить мнение остальных, относительно незаинтересованных людей;
- через пропаганду (умышленно направляемую кампанию с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность).
Появление таких элементарных коллективных группировок указывает на происходящий процесс социального изменения. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и нарождающихся форм социальной жизни, в формировании другого социального порядка, служат основой для образования социальных движений, благодаря которым выстраиваются в фиксированные социальные формы новые типы коллективного поведения. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано, т. е. коллективное поведение находится на примитивном уровне. По мере развития оно становится организованным, приобретает свой набор обычаев и традиций, прочнее становится руководство им, возникают социальные правила и ценности, способность создать новое устройство жизни.
Социальное движение может вырастать и организовываться с помощью ряда . механизмов. Один из самых распространенных — агитация. Она возбуждает людей и делает их сторонниками движения. Для этого следует привлечь внимание людей, взволновать их, пробудить их эмоции, дать этим эмоциям некое направление посредством идей, критики, внушения и обещаний.
Другими аналогичными механизмами являются:
- процесс организации чувства сопричастности и солидарности людей друг с другом, формирование взаимной симпатии между сторонниками данного социального движения, что способствует согласованному поведению;
- развитие внутригруппового/межгруппового отношения: вера членов движения, что их группа справедлива и права, а другие беспринципны и злонамеренны (служит сплочению членов вокруг своих целей и ценностей; наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению целостности и сплоченности);
- использование церемониального поведения и ритуалов: массовые митинги, демонстрации, парады, юбилейные церемонии, ритуальная атрибутика — лозунги, песни, стихи, флаги, униформа и пр. (способствуют развитию и закреплению социального движения, а у каждого индивидуального участника этих ритуалов возрастает самооценка, в результате чего он ощущает себя важной персоной, и это чувство личной значительности оказывается отождествленным с социальным движением как таковым);
- формирование групповой морали, дающей движению постоянство и определенность: убежденность в правильности и праведности цели движения, вера в конечное достижение движением своей цели, в то, что на это движение возложена некая священная миссия; создание своих «священных книг» (например «Капитал» Маркса для коммунистического движения);
- развитие групповой идеологии (свода учений, в которых формулируются цели и назначение движения, содержится критика существующей системы, намечаются политические планы политики, тактика и практическая деятельность движения).
Успешное развитие социального движения зависит от указанных механизмов а социальные последствия — от того, реформистское ли это движение или революционное.