Взаимодействие людей в неорганизованных группах

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких феноменов, как толпа, сборище, панические настроения, мания, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, массовые увлечения, социальные движения, революции. Элементарные формы коллективного поведения людей — относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие в ситуации неопределенности или угрозы. Ключ к пониманию дает форма социального взаимодействия, которая названа круговой реакцией: взаимное возбуждение приобретает круговую форму, когда люди отражают настроения, эмоции друг друга и таким образом интенсифицируют их.

Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия, выражаемое в форме беспорядочной и нескоординированной деятельности, причем чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию и становится «инфекционным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повышенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разрушение заведенного жизненного уклада. Это встречается во время революционных волнений, в женском движении, религиозных волнениях, при трудовых конфликтах.

Черты социального беспокойства:

  • беспорядочный характер поведения, когда люди находятся в состоянии напряжения и чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют четкого представления и понимания своих целей;
  • возбужденные чувства тревоги, страха, неуверенности, агрессивности, склонность к распространению слухов и преувеличений;
  • наличие повышенной раздражимости и внушаемости, психологической неустойчивости, податливости влиянию лидеров, новых стимулов и идей.

Если коллективное возбуждение интенсивно и широко распространено, вероятно возникновение социальной инфекции. Это сравнительно быстрое, бессознательное и нерациональное распространение каких-либо настроений, порывов или форм поведения (например, разгул биржевой спекуляции, финансовой паники или волны патриотической истерии).

Можно выделить четыре типа элементарных коллективных групп (Г. Блумер):

  1. действующая толпа (агрессивная);
  2. экспрессивная толпа (например, танцующая в религиозных сектах);
  3. масса (участники не имеют никакой социальной организации; люди отделены друг от друга, например при золотой и земельной лихорадке);
  4. общественность (группы людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, имеют разные мнения относительно подхода к ее решению, дискутируют об этом).

Эти социальные группировки возникают спонтанно, и их действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями и нормами. Общество в целом исходит из предписанных правил, толпа — из установления контакта (повышенная восприимчивость людей друг к другу, бессознательная откликаемость на настроения, спонтанная готовность к совместным действиям). Масса действует благодаря совпадению индивидуальных выборов, а общественность приобретает свой особый тип единства и возможность реализации благодаря достижению какого-то коллективного решения или выработке определенного общественного мнения. Будучи коллективным продуктом, последнее представляет всю общественность в ее готовности действовать для решения проблемы и как таковое позволяет добиться согласованности.

Формирование общественного мнения происходит:

  • через открытие и принятие дискуссии, когда заинтересованные группы (озабоченные способом решения проблемы) стремятся оформить и установить мнение остальных, относительно незаинтересованных людей;
  • через пропаганду (умышленно направляемую кампанию с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность).

Появление таких элементарных коллективных группировок указывает на происходящий процесс социального изменения. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и нарождающихся форм социальной жизни, в формировании другого социального порядка, служат основой для образования социальных движений, благодаря которым выстраиваются в фиксированные социальные формы новые типы коллективного поведения. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано, т. е. коллективное поведение находится на примитивном уровне. По мере развития оно становится организованным, приобретает свой набор обычаев и традиций, прочнее становится руководство им, возникают социальные правила и ценности, способность создать новое устройство жизни.

Социальное движение может вырастать и организовываться с помощью ряда . механизмов. Один из самых распространенных — агитация. Она возбуждает людей и делает их сторонниками движения. Для этого следует привлечь внимание людей, взволновать их, пробудить их эмоции, дать этим эмоциям некое направление посредством идей, критики, внушения и обещаний.

Другими аналогичными механизмами являются:

  1. процесс организации чувства сопричастности и солидарности людей друг с другом, формирование взаимной симпатии между сторонниками данного социального движения, что способствует согласованному поведению;
  2. развитие внутригруппового/межгруппового отношения: вера членов движения, что их группа справедлива и права, а другие беспринципны и злонамеренны (служит сплочению членов вокруг своих целей и ценностей; наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению целостности и сплоченности);
  3. использование церемониального поведения и ритуалов: массовые митинги, демонстрации, парады, юбилейные церемонии, ритуальная атрибутика — лозунги, песни, стихи, флаги, униформа и пр. (способствуют развитию и закреплению социального движения, а у каждого индивидуального участника этих ритуалов возрастает самооценка, в результате чего он ощущает себя важной персоной, и это чувство личной значительности оказывается отождествленным с социальным движением как таковым);
  4. формирование групповой морали, дающей движению постоянство и определенность: убежденность в правильности и праведности цели движения, вера в конечное достижение движением своей цели, в то, что на это движение возложена некая священная миссия; создание своих «священных книг» (например «Капитал» Маркса для коммунистического движения);
  5. развитие групповой идеологии (свода учений, в которых формулируются цели и назначение движения, содержится критика существующей системы, намечаются политические планы политики, тактика и практическая деятельность движения).

Успешное развитие социального движения зависит от указанных механизмов а социальные последствия — от того, реформистское ли это движение или революционное.





Комментарий к статье