Методы психологического исследования межличностных отношений

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Выделяют следующие методы:

  • социометрический;
  • референтометрический;
  • изучение мотивационного ядра межличностных выборов;
  • изучение сплоченности коллектива.

Социометрический метод. Слово социометрия буквально означает «социальное измерение». Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т. п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Например: «С кем Вы хотите вместе работать на производственной практике?» или: «Кого Вы пригласите на день рождения?» и т. д. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов.

Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов.

Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, дружбе и т. д.):

  1. Кого из членов вашей группы Вы пригласили бы на день рождения?
  2. С кем из членов вашей группы Вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)?
  3. С кем из членов группы Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего оно бывает не больше трех. Эксперимент с фиксированным числом значительно легче подвергнуть математической обработке, что особенно важно для руководителя, который проводит социометрию в практических целях. Результаты, получаемые при помощи данной методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, определяет его «социометрический статус». Люди, получающие наибольшее число, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к их группе относятся те, кто получает 6 и более выборов (если каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых». Если же он не получил ни одного выбора — к категории «изолированных», а в случае с отклонениями — к категории «отвергаемых».

Дифференциальная социограмма

Рис. 7.16. Дифференциальная социограмма

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе. Коэффициент удовлетворенности своим положением в группе определяется: Куд– число взаимных выборов, разделенное на число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с ним, то Куд = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) например 3 у одного и того же человека. Подобное свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы.

В результате социометрического эксперимента руководитель получает не только сведения о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она диагностическим показателем — уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных». Средний уровень благополучия фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий — при преобладании лиц с низким статусом. Диагностическим же показателем считается «индекс изоляции»: это процент людей, лишенных выборов в группе.

Нередко понятие социометрической «звезды» смешивают с понятием лидера. При этом не учитывают, что «звездность» — показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Лидерство же — это процесс действенного влияния того или иного человека на членов группы. И неудивительно, что это могут быть разные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и статуса лидера человеку нужны различные качества, например лидер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь.

Референтометрия. Это метод выявления структуры взаимодействия людей с позиции уважения или неуважения, влияния или незначимости мнения члена группы для остальных ее членов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





One Comment

Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Мы не размещаем навязывающуюся, эротическую, шоковую и любую другую плохую рекламу. Сайт живет за счет рекламы. Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для этого сайта

Обнаружен включенный блокировщик рекламы

Мы не размещаем навязывающуюся, эротическую, шоковую и любую другую плохую рекламу. Сайт живет за счет рекламы. Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для этого сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: