Среди заметных и самобытных последователей 3. Фрейда, стремившихся разработать собственную концепцию человека и общества, был австро-американский психиатр и социолог Вильгельм Райх (1897—1957), теоретическая и практическая деятельность которого оказала немалое влияние на развитие и популяризацию социологического психологизма.
Разделяя и развивая пансексуалистские воззрения 3. Фрейда, Райх стремился к достижению существенных преобразований в сфере представлений о сексуальной деятельности человека и радикальной перестройке сексуальной жизни людей на всех уровнях ее организации, поскольку, но его мнению, проблема сексуальности является одной из базисных проблем современного общества.
Вместе с тем, сознавая недостаточность и ограниченность социологических идей Фрейда для решения актуальных теоретических и практических задач. В. Райх обратился к социологии К. Маркса как эффективному средству, позволяющему обеспечить позитивный сдвиг проблемы. В общем теоретические и методологические устремления Райха были одновременно направлены на использование идей 3. Френда и К. Маркса в контексте его собственных противоречивых концептуальных представлений. При этом в зависимости от эволюции воззрений и особенностей жизненной судьбы Райха в теоретической и практической деятельности его попеременно доминировали то фрейдистские, то марксистские, то главным образом собственнарайховские мотивы.
Тем не менее основной программной установкой В. Райха можно считать его стремление к созданию науки о «сексуальной экономии», которая, как он полагал, должна одновременно основываться на «социологическом фундаменте Маркса и на психологическом фундаменте Фрейда», являясь «по существу одновременно и массово-психологической и сексуально-социологической».
По мысли Райха, новая фрейдомарксистская «сексуально-экономическая» социология должна была объяснить современную сексуальную ситуацию и создать практические предпосылки для осуществления сексуальной революции как естественной основы «подлинно человеческой революции», направленной на всемерное освобождение человека от экономических, социальных и псевдоморальных оков буржуазного общества.
Согласно установившейся традиции, В. Райха относят к фрейдо-марксистам, т. е. к той группе теоретиков и идеологов, которые считают необходимым синтезировать фрейдизм и марксизм в целях повышения эффективности современной социальной теории и создания мощных предпосылок ее дальнейшего развития. При таком понимании фрейдомарксизма Райх может быть отнесен к нему лишь с известными оговорками, поскольку задача синтеза этих учении им даже не ставилась. Он просто время от времени пытался (главным образом чисто механически) дополнять то теорию Маркса идеями Фрейда, то метапсихологию Фрейда различными фрагментами марксисткой философии, социологии и политэкономии. Причем ни одна из этих попыток не носила целостного характера и не реализовалась одновременно на уровне теории, методологии и категориально-понятийного аппарата. В этой связи следует отметить, что для Райха вообще характерны неадекватное представление о марксизме в его целостности и всесторонности, а также довольно специфическое понимание фрейдистской психологии.
По Райху, дополнение психоанализа и фрейдизма марксизмом возможно и желательно в силу наличия у них ряда основополагающих сходных моментов. Согласно представлениям Райха, психоанализ и марксизм являются продуктами капиталистической эпохи, реакцией против буржуазной идеологической надстройки, против господствующей религиозной и буржуазной социальной морали.
Трактуя марксизм как социологическое выражение осознанных законов экономической жизни общества и эксплуатации большинства людей меньшинством, Райх вместе с тем истолковывал психоанализ как форму выражения осознания и протеста против общественного сексуального вытеснения, которое применительно к психоаналитической традиции ошибочно уподоблялось им политико-идеологической репрессии.
Ошибочно считая, что марксизм несет освобождение людям главным образом в экономической сфере, Райх полагал, что освободительные функции психоанализа как в «высшей степени революционного» учения выражаются в разрушении религиозной и буржуазной половой идеологии, в освобождении подавленной сексуальности людей.
По мысли Райха, эти и другие функции психоанализа обусловливают наличие у него значительных перспектив развития. Будущее психоанализа, по Райху, должно быть связано с использованием его как вспомогательного средства исторического материализма в исследовании первобытной истории человечества (поскольку, по мнению Райха, «сгущенная в мифах» история первобытного общества методологически недоступна марксизму); использованием психоанализа как главного средства психической гигиены будущего общества и формирования психологической основы социалистического мировоззрения при воспитании подрастающего поколения.
Естественно, что создание собственной теории В. Райх осуществлял в связи с представлениями о потенциале и перспективах развития психоанализа.
«Сексуально-экономическая» теория Райха основывалась на тезисе об исключительной роли сексуальности и ее регуляторов в жизни индивида, группы и общества. Осуществляя теоретические изыскания с позиции психоанализа и психологии масс и активно используя результаты собственной клинической практики, Райх пришел к выводу о правомерности фрейдистской концепции «либидо» как особой психосексуальной энергии, обусловливающей психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии.
Более того, на протяжении ряда лет В. Райх систематически развивал собственную версию концепции «либидо», выразившуюся, в конечном счете, в создании своеобразного натурфилософского учения о существовании универсальной космической жизненной энергии — «оргоне», являющейся энергетической основой деятельности всех живых существ. Принципиально важной чертой этого учения было утверждение о физически реальном существовании психосексуальной энергии («оргонной энергии») как основы бытия и общественной жизнедеятельности.
Однако, развивая данные сексуально-энергические представления, Райх вместе с тем пришел к мысли о недостаточности их для объяснения подлинных источников неврозов.
Однозначно признавая зависимость неврозов от социальных условий жизни людей, Райх утверждал, что на биопсихическом уровне источники неврозов непосредственно связаны с энергией оргазма («оргазмной энергией») и коренятся в «оргазмной импотенции», сопряженной с физиологическими и психическими нарушениями.
Поэтому, как полагал Райх, в качестве основной проблемы диагностики и терапии неврозов должно выступать исследование оргазма как узловой проблемы психологии, физиологии, биологии и социологии.
Считая, что физическое и психическое здоровье человека детерминируется главным образом существованием и разрядкой сексуальной энергии, Райх выдвинул положение о том, что в конечном счете здоровье и поведение человека в норме и патологии целиком зависят от его способности испытывать оргазм.
Фетишизируя оргазм как универсальное средство человеческого бытия и полифункциональный социальный индикатор, Райх утверждал, что порождающая болезни и психические конфликты «оргазмная импотенция» является закономерным следствием насильственного разрушения естественной способности людей к любви. В качестве источников этого разрушительного процесса Райх выделял сексуальный хаос современного общества, в значительной мере порожденный аморальной практикой подавления естественной сексуальности. Согласно Райху, в современном ему буржуазном обществе люди воспитываются в ханжеской атмосфере, официально отрицающей и подавляющей свободу реализации сексуальных потенций и желаний человека.
Эта практика приводит к существенным деформациям личности и характера человека, формированию у него высокого уровня нервозности и страха. Единственным путем преодоления данной коллизии Райх считал объединение «естественного начала» (природы) и культуры, морали и сексуальности в целях гуманизации человеческого существования посредством реализации биопсихических потребностей естественного сексуального удовлетворения.
Выработав собственное натуралистическое понимание сексуальной природы человека, Райх предпринял попытку создания сопряженной с этим пониманием концепции личности.
Существенно важным элементом теории Райха стала разработанная им новая психоаналитическая версия структуры личности. По мнению Райха, личность человека состоит из ряда неравнозначных компонентов» располагающихся на трех структурных уровнях: поверхностном, промежуточном и глубинном. В общем виде такое понимание структуры личности созвучно классическим фрейдистским представлениям. Однако в интерпретации содержания данных уровней (слоев), их места и роли в организации человеческого поведения Райх довольно существенно разошелся с Фрейдом.
Согласно концепции Райха, «поверхностный слой» (слой «социальной кооперации», «притворно-социальный слой») формируется под определяющим воздействием социальной среды и обеспечивает маскировку подлинной сущности личности, ее «сдержанное» и «вежливое» поведение в соответствии с господствующими моральными нормами, требованиями общественных институтов и социальной маской человека; «промежуточный» (или «антисоциальный» слой) состоит из «жестоких, похотливых, садистских, хищных и завистливых» импульсов, обусловливающих соответствующее содержание и направленность поведения личности и, наконец, «глубинный слой» (или «биологическая сердцевина») состоит из ряда основополагающих биологически данных компонентов, обеспечивающих в случае их доминирования честность человека, его готовность к сотрудничеству с другими людьми, к взаимопомощи и способность к рациональному обоснованию своих поступков. Следует особенно подчеркнуть, что по теории Райха, именно «глубинный» уровень структуры личности обусловливает поведение человека, адекватное его природе и истинному предназначению. Утверждая изначально добрую природу человека, Райх отмечал, что, к сожалению, «природно-социальные импульсы» «глубинного слоя» подвергаются существенным искажениям, пока они пробиваются через «промежуточный» и отчасти «поверхностный» слои.
Таким образом, с одной стороны, Райх принял фрейдовские представления о неоднородности, динамичности и изначальной конфликтности личности, но, с другой стороны, в отличие от Фрейда он утверждал более «человечную» природу личности, глубинные слои которой не содержат в себе изначальных агрессивных и деструктивных влечений и в силу этого обусловливают возможность социально-позитивного поведения человека.
Критикуя и отвергая гипотезы 3. Фрейда об «Эдиповом комплексе» и «инстинкте смерти», Райх распространил свое критическое отношение к отдельным положениям психоаналитической теории и на учение Фрейда о характере человека.
Согласно версии Райха, характер является своеобразным защитным образованием, «панцирем», предохраняющим человека от избыточного воздействия его собственных подавленных влечений, и главным образом от различных негативных внешних воздействий.
По Райху, наиболее существенные черты характера человека развиваются и формируются главным образом в течение первых пяти лет его жизни. Причем особо важную роль в этом процессе играют особенности подавления детской сексуальности в семье и индивидуальная переносимость этого подавления. В зависимости от действия данных факторов складывается определенная «структура характера», т. е. определенная типичная структура человеческой индивидуальности с присущими ей стереотипными способами реагирования при взаимодействиях с социальной средой. В этой связи Райх особенно подчеркивал, что любой авторитарный социальный слой в конечном счете основывается на сексуальном подавлении, которое формирует базисные структуры характера человека и выступает в качестве массового источника различных неврозов.
Согласно концепции Райха, определяющим началом важнейших общественных процессов является структура характера человека, которая формируется и раскрывается «в рамках семьи» или в контексте различных семейных ситуаций. Считая семью «фабрикой структуры и идеологии общества», Райх настаивал на том, что разнообразным слоям структуры характера человека соответствуют различные политические и идеологические социальные группировки. Неудивительно, что при таком видении существа проблемы Райх пришел к выводу, что именно семья является ключом к пониманию основы общества.
Уделяя исследованию семьи особое внимание, Райх стремился по преимуществу изучить семью как основное звено сексуального подавления и сдерживания. В фигуре отца он усмотрел своеобразного представителя авторитарного государства, обеспечивающего превращение семьи в наиболее важный инструмент осуществления политической власти. Уподобляя положение отца в семье позиции собственника на производстве и политического лидера, Райх подчеркивал, что существующие при этом семейные отношения в дальнейшем репродуцируются в форме подчиненного отношения членов семьи (в особенности детей) к политическому вождю. Семейные функции матери рассматриваются Райхом главным образом в контексте обеспечения ею привязтности детей, особенно подростков, к семье. При этом привязанность ребенка к матери и семье рассматривалась Райхом как предпосылка и аналог привязанности к родине и нации, а националистические чувства истолковывались как прямое продолжение семейкой привязанности. Более того, Райх полагал, что в силу экономических и других причин различные семьи противостоят друг другу как отдельные нации и в результате этого противостояния постоянно продуцируют империалистическую по своей сути идеологию.
Подчеркивая, что в буржуазном обществе семья выступает в роли главного социального института, посредством которого репрессивное государство формирует у людей реакционный склад психики и страх перед свободой, Райх призывал к раскрепощению психической энергии и активизации пассивных масс в интересах освободительного движения, направленного против чрезмерных экономических и нравственных запретов общества.
Одним из наиболее существенных компонентов «социологической науки сексуальной экономии» Райха явилось исследование проблемы взаимосвязи базиса и идеологии, экономических процессов и психической структуры человека, роли идеологии и эмоциональных установок масс как исторических факторов, изучения обратного воздействия идеологии на экономический базис.
Особенно\’ пристальное внимание исследованию этих вопросов Райх уделил в книге «Массовая психология фашизма» (1933), представлявшей собой одну из первых попыток теоретического анализа фашизма с позиций социологии, психологии и психоанализа.
Рассматривая гитлеровский фашизм как порождение монополистического капитала, Райх вместе с тем отмечал, что приход фашистов к власти мог состояться толь-ко при поддержке масс. Согласно концепции Райха, эта поддержка была обусловлена движением масс, отличительным признаком которого были «ножницы» (т. е. определенное расхождение) между экономическим базисом и идеологией. Исследуя этот разрыв посредством, как он утверждал, «диалектико-материалистического метода», Райх пришел к выводу, что возникновение «ножниц» обусловливалось подавлением сексуальности. По мнению Райха, существующая сексуальная мораль тормозит развитие классового сознания, в результате чего силы, выступающие в интересах капитализма, получают дополнительный импульс энергии из вытесненной сексуальности, которая обусловливает также сущность обратного воздействия идеологии на экономический базис. При этом сексуальное торможение так деформирует экономически угнетенного человека, что он начинает чувствовать, рассуждать и действовать вопреки своим материальным интересам. Именно так, по Райху, происходит, в конечном счете, функционально-политическое перерождение пролетария в мелкого буржуа.
Характеризуя мелкую буржуазию как массовую базу гитлеровского фашизма, Райх подчеркивает самоотождествление ее с принципом господства и подчинения, поскольку в силу зависимого материального положения ее идеалом является возможность стать «начальством» и взгляд ее все время обращен «наверх».
Обращая определенное внимание на экономические причины и факторы массовой психологии фашизма, Райх трактовал природу и сущность фашизма как политически организованную реализацию «промежуточного» уровня структуры характера человека, триумф иррациональности и биологических импульсов, которые подавлялись культурным человечеством в течение тысячелетий.
В представлении Райха фашистское движение является фундаментальным эмоциональным отношением подавляемого человека ко всей системе авторитарной машинной цивилизации и ее механическо-мистическому понятию жизни. Это своеобразная амальгама восставших эмоций и реакционных идей, общая сумма всех иррациональных реакций характера среднего человека. В расово-идеологическом плане фашизм трактовался Райхом как «биопатическое» выражение структуры характера оргастически импотентных людей. Обратив внимание на существование фашистского «склада ума», Райх интерпретировал его как особую разновидность интеллектуального потенциала порабощенного «маленького человека» с противоречивыми ориентациями: жажды авторитета над собой с одновременным бунтом против дисциплины. К числу существенных характеристик фашизма Райх относил также наличие в нем значительной доли мистики. При этом фашистский мистицизм трактовался Райхом как ортастическое желание, ограниченное мистическим искажением и сдерживанием естественной сексуальности.
Осуществленный Райхом критический анализ гитлеровского фашизма в конечном счете почти полностью свелся к традиционной психоаналитической схеме: подавление сексуальности —«перенос» сексуальной энергии на символически сексуальные объекты — идентификация устремлений индивида с политической властью и политикой господствующего класса.
Ограниченность данного психоаналитического подхода и вульгарная интерпретация ряда социально-политических феноменов не позволили Райху выработать целостное и достоверное объяснение фашизма. Более того, он в значительной мере мистифицировал эту проблему, хотя теоретическая квалификация фашизма как иррационального движения в то время имела большое позитивное политическое значение.
Несмотря на различные повороты в развитии «социологической науки сексуальной экономии», в центре внимания Райха всегда были теоретические и практические вопросы проблемы сексуальности. Но пожалуй в наиболее концентрированном виде его социально-сексуальные воззрения были выражены в книге «Сексуальная революция» (1936), получившей широкую скандальную известность.
Исследуя причины и механизмы различных разновидностей сексуального (а следовательно, по Райху, и социального), патологического поведения людей, Райх пришел к выводу, что они обусловливаются единственной причиной — извечным конфликтом между инстинктом и моралью. По его мнению, в современном буржуазном обществе острота этого конфликта значительно усиливается из-за наличия избыточных сексуальных запретов, принудительного и репрессивного характера морали, неспособности людей совместить сексуальное удовлетворение с успехами в работе, длительного наличия моногамии как единственной официальной формы сексуальности, распространенности предубеждений о патологическом характере детской и юношеской сексуальности и других факторов.
Настаивая на правомерности и достоверности своего вывода о том, что «ни одна программа, защищающая свободу, не имеет шансов на успех, если она не предполагает изменений в биопатической сексуальной структуре человека», Райх провозгласил необходимость «сексуальной революции».
Согласно его концепции, «пролетарская сексуальная революция» является естественной предпосылкой и основой «подлинно человеческой революции», необходимой для установления «демократии труда» и освобождения человека от оков ханжеской буржуазной морали и идеологии, социального и экономического угнетения.
Как полагал Райх, «сексуальная революция» должна дать соответствующее сексуальное образование всем людям (в особенности молодежи) и привести их к естественному счастью в любви. В социально-политическом плане эта «революция» была призвана подорвать и уничтожить авторитарный буржуазный общественный строй. Причем, согласно программе Райха, в грядущем новом обществе одну из главных ролей должны были исполнять чиновники-сексологи различных рангов, направляемые единым сексологическим центром.
Теоретическая работа и клиническая практика Райха были лишь двумя сторонами его бурной жизни. В целом его творчество характеризуется постоянным стремлением к практической реализации экстравагантных идей и изменению сексуальной реальности буржуазного общества. Эта деятельность осуществлялась им в значительной мере посредством использования различных организационных форм.
В 1920 г. он вступил в Венское психоаналитическое общество, а в 1927 — в Общество помощи рабочим. В этих фактах биографии уже довольно четко проявилось стремление Ранха к некоему синтезу психоаналитического и рабочего движения, характерного для всех этапов его деятельности. В 1929 г. он основал Социалистическое общество консультации по сексуальным вопросам и сексологии, а в 1931 г. немецкую ассоциацию «Секспол», предназначенную для практического проведения в жизнь сексуальной политики пролетариата.
Звездный час «сексуально-экономической» психосоциологии Райха наступил уже после его смерти, когда в конце 60-х годов движение «новых левых» и «бунтующая» молодежь Запада провозгласили его своим учителем и идеологом. Но, по иронии судьбы, идеи Райха о естественном счастье в любви были трансформированы его почитателями в свою противоположность и использовались для пропаганды сексуальной анархии, подкрепленной широким распространением изображенных в книгах Райха символов общественной репрессии сексуальности.
Тем не менее это молодежное движение содействовало популяризации идей социологического психологизма и их авторов и способствовало подготовке западного общественного сознания к восприятию различных версий социологического психологизма.