X

Трансперсональная концепция В. Уилбера

Большой вклад в трансперсональную психологию внес Вен Уилбер, идеи которого представлены в его книгах «Спектр сознания» (1977), «Выше рая» (1981). Процесс эволюции сознания, согласно Уилберу, включает наружную дугу (движение от подсознания к самосознанию) и внутреннюю дугу (от самосознания к сверхсознанию).

Описание, которое дает этот исследователь наружной дуге, начинается со стадии плеромы, недифференцированного сознания новорожденного, в котором нет времени, пространства и объектности, которое не знает разницы между самостью и материальным миром. Следующая стадия — уробороса — тесно связана с питательными функциями и предполагает первое, примитивное и незавершенное различение субъекта и материального мира. Стадия тифона характеризуется появлением обособленности и независимости своего тела, т. е. возникает самость тела — эго с доминантой принципа удовольствия и инстинктивных побуждений.

Далее, с обретением слова, мыслительных и концептуальных функций начинается стадия речевого участия. Здесь самость отделяет себя от тела, становится ментальным и вербальным существом («Я мыслю и говорю», «Я мыслю, следовательно, я существую»). Этот процесс продолжается потом на ментально-эгоистической стадии, относящейся к развитию абстрактного и понятийного мышления и к идентификации с представлением о самом себе. Развитие личности завершается на стадии кентавра, т. е. высокоупорядоченной интеграции Эго, тела, личности.

Уровень кентавра — самый высокий уровень сознания, который признается западной механической наукой, в то время как любые другие более высокие состояния сознания либо не считаются существующими, либо их называют патологическими. Но уилберовская модель эволюции сознания не заканчивается стадией кентавра. В этом он видит переходную форму, ведущую к трансперсональным сферам бытия, которые так же далеки от эго-разума, как тот далек от тифона.

Первой из этих сфер эволюции сознания является нижний тонкий уровень, включающий астрально-медиумическую область. Здесь сознание, отделяя себя от разума и тела, способно превзойти обычные способности ума. Сюда относятся опыт «оставления тела», оккультные явления, аура, астральные путешествия, предвидение, телепатия, ясновидение, телекинез и т. п.

Высший тонкий уровень — область подлинной интуиции, символического видения и архетипических форм. За высшим тонким уровнем лежит каузальная сфера. Ее нижний уровень включает божественное сознание, источник архетипических форм. В высшей каузальной сфере происходит коренная трансценденция всех форм, которые соединяются в безграничном слиянии Бесформенного Сознания.

На уровне предельного единства сознание полностью пробуждается к своему изначальному состоянию, которое есть основа, сущность всего существования — грубого, тонкого и каузального. «В этой точке весь мировой процесс проявляется от момента к моменту как собственное бытие носителя сознания, вне которого и прежде которого нет ничего». Это предельное состояние, к которому тяготеет вся космическая эволюция.

Согласно модели Уилбера, феноменальные миры создаются из первоначального единства путем постепенной редукции и прогрессивного свертывания высших структур в низшие (из каузальных структур в тонкий мир, оттуда — в наш мир грубой материи). Уилбер показывает, что мотивирующей силой на всех стадиях эволюции является целенаправленное стремление человека к исходному космическому единству. Из-за врожденных ограничений этот процесс идет такими путями, которые приводят лишь к неудовлетворительным компромиссам, что порождает отказ от ранее использованных уровней и трансформацию на следующей стадии. Каждый новый уровень высшего порядка становится еще одной подменой, пусть и более близкой к Реальному, — до тех пор, пока душа не укоренится в сверхсознании, а это единственное, чего она желала с самого начала.

admin:
Еще статьи