Солдатам и офицерам присущи все человеческие чувства, и переживаются они так же, как переживаются и другими людьми. Если же мы здесь говорим о чувствах солдата в бою, так имеем в виду те специфические переживания солдат и офицеров, которые вызываются боем и условиями подготовки к нему.
Люди редко бывают абсолютно спокойны не только в бою, но даже в период подготовки к нему. Бой ведь является тем видом деятельности, в которой человек подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь подчиненных ему людей. Помимо этого, тот или иной исход завязавшегося боя может сказаться так или иначе на развитии боевой операции в целом, что не может не затронуть и таких высших чувств, как любовь к Родине, чувство гордости советского человека и т. д. Все это вызывает в переживаниях солдат и офицеров специфические черты, отличные от переживания этих людей в условиях мирной их жизни.
В качестве основных из специфических, порожденных предстоящим боем, переживаний людей можно назвать как положительно, так и отрицательно окрашенные чувства. К положительно окрашенным чувствам относится вера в боевой дух своих солдат, в силу советского оружия, вера в победу и т. д. К чувствам же, сопровождающимся моментами некоторой неуверенности, колебаний, надо отнести такие, как беспокойство за вверенных командирам людей, за то, насколько правильно организован бой, все ли учтено из того, что должно быть учтено, и, наконец, беспокойство за свое собственное благополучие.
Переживания, связанные с боевой деятельностью солдат, зависят от ряда условий, которые могут влиять или положительно, или отрицательно. Одним из условий, усиливающих веру солдат в благополучный исход боя и ослабляющих, следовательно, связанное с предстоящим боем беспокойство, является хорошее знание сильных и слабых сторон противника и тех условий, в которых он находится. Точные сведения о противнике рождают инициативу людей, усиливая тем самым их веру в победу. И наоборот, неясность обстановки может посеять чувство растерянности, сковать инициативу солдат и офицеров, может лишить их возможности в полной мере использовать свои огневые средства.
Переживания людей в большой мере зависят также от их жизненного опыта, знаний и умения. Этим объясняется, что обстрелянные солдаты хладнокровнее ведут себя в бою, чем новички, Даже знание того, насколько велика вероятность гибели в бою, может ослабить или усилить чувство страха перед опасностью. Борис Горбатов пишет, что боец Алексей Куликов, дважды вышедший из боя невредимым, обратился к своему командиру со следующим вопросом: «Как, товарищ лейтенант, ваше мнение: много ль металла нужно, чтобы человека убить?» Командир ответил на этот вопрос очень метко: «Для труса шальной пули хватает. Для смелого и тонны мало».
Чувства солдат, какими определяется их поведение в бою, во многом зависят от авторитетности командиров. По образному выражению М. Бубеннова, вера в командира передается «…как ток по незримым нитям, и в зависимости от ее силы горят, подобно лампочкам, солдатские сердца: слаба вера — тускло, едва теплясь; сильна вера — весело и ослепительно…» Воины понимают, что умный и знающий командир учтет все возможное, чтобы достигнуть победы с наименьшими потерями, и в связи с этим меняют свое отношение к происходящему вокруг.
В эмоциональных переживаниях большое значение имеет и воля людей, которая родится из коммунистического мировоззрения советских воинов. Она придает эмоциям целеустремленность и действенность, не допускает колебаний. Этот момент удачно отображен в произведении «Красная ракета» Г. Березко. Окруженная со всех сторон превосходящими силами гитлеровцев, укрывшаяся в разрушенной школе горсточка советских солдат полна решимости драться до последней капли крови. Все, не исключая и тяжело раненых, вооружились чем могли, чтобы дать решительный отпор врагу. Под влиянием этого решения «…все страхи и все заботы, сопровождающие человека и уродующие его, отпали, оставив лишь то, что было в нем бесценного, — его любовь, его ненависть, его волю к непрекращающейся жизни».