Всякая человеческая деятельность всегда осознаваема. Отсюда становится понятной та моральная и юридическая ответственность, которая возлагается на людей за совершенные ими действия или поступки.
Необходимо подчеркнуть, однако, что понятие «осознанность деятельности» далеко не является таким простым, каким оно может показаться на первый взгляд. Не все входящие в деятельность компоненты одинаково осознаются человеком. Даже такой, казалось бы, целиком осознанный, вид деятельности, как решение задач, всегда содержит в себе, наряду с ясно осознаваемыми моментами, полу-осознаваемые и даже совсем не регистрирующиеся в сознании. Например, мимика при решении задач, вырывающиеся время от времени отдельные замечания и т. п. крайне слабо контролируются сознанием человека. Особенно много неосознаваемых элементов входит в систему сложившегося навыка. Чтение, например, опирается на сложную систему зрительных восприятий и речедвигательных процессов, но все это протекает вне ясного сознания опытного чтеца. Сознание опытного чтеца целиком поглощено содержанием читаемого текста.
Неосознаваемые компоненты действия не выходят, однако, из-под контроля сознания, Они выпадают только из поля ясного и сознания. Этим объясняется тот факт, что все те стороны деятельности, которые не осознаются нами в обычных условиях, начинают осознаваться тотчас, как только возникает какое-нибудь затруднение. Например, мы никогда не думаем над тем, как движется наша рука в процессе письма. Но стоит только нам столкнуться с затруднением в правописании какого-либо слова, как рука задерживается и ее движение становится под ясно выраженный контроль сознания.
Если бы так называемые автоматизированные движения совершенно выпадали из-под контроля сознания, то коррекция и совершенствование навыка были бы невозможны.
Действия, не осознаваемые человеком при осуществлении того или иного сложившегося навыка, не всегда лежали вне ясного поля его внимания. То, что выпало из поля ясного сознания у человека, хорошо овладевшего каким-нибудь процессом, раньше, в период овладения им этой деятельностью, требовало постоянного контроля сознания. Лишь в результате длительных упражнений ранее ясно осознаваемые действия переходят в неосознаваемые. Начинающий обучаться чтению и письму, прежде чем прочесть или написать слово, должен ясно осознать каждую отдельную букву, слог и слово, уяснить, как они произносятся и пишутся. Только после длительного обучения целый ряд систем движений начинает автоматизироваться, т. е. выпадать из поля ясного сознания и переходить в боковое его поле.
Динамику соотношения в деятельности ясно осознаваемого, неясно осознаваемого и вовсе неосознаваемого, но находящегося все же под контролем сознания можно пояснить с помощью следующей схемы (см. рис. 36).
На схеме стрелки, обозначенные сплошными линиями, указывают на отношение к ясному полю сознания отдельных компонентов деятельности. Стрелки, обозначенные пунктиром, показывают тенденцию к возвращению автоматизировавшихся и автоматизирующихся действий в ясное поле сознания, если в этом возникает необходимость.
Большой круг обозначает область сознания в широком смысле слова. В него входит не только то, что непосредственно осознается человеком, но и то, что полу-осознается или даже вовсе не осознается, но остается все же под контролем сознания. Малый круг (А) обозначает поле ясного сознания людей. В период овладения деятельностью человек стремится провести через ясное
Поле сознания (через А) все то, что подлежит усвоению. Поле ясного сознания в связи с этим меняет свое содержание. В него выходят то один из компонентов деятельности, то другой. Временами эти компоненты сталкиваются, взаимно тормозя друг друга. Но по мере овладения деятельностью отдельные ее стороны начинают постепенно автоматизироваться, отодвигаться от круга А и переходить в область все менее ясно осознаваемого (точки Б, В, Г). Компоненты деятельности, достигшие максимальной степени автоматизированное, настолько далеко уходят от круга А, что перестают осознаваться и располагаются у периферии большого круга (точка Л). Однако связь полу-осознаваемых и неосознаваемых компонентов с ясным полем сознания не порывается, и они тотчас возвращаются в круг А, как только в этом возникает необходимость.