X

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПСИХИКА

Строение нервной системы животных, а следовательно, и их поведение определяются образом их жизни.

Тип строения нервной системы и характер ее функционирования у рыб, например, резко отличается от -строения нервной системы птиц.

Объясняется это своеобразием условий жизни этих животных. Жизнь рыб в воде способствует развитию у них прежде всего обонятельных и вкусовых анализаторов, требует от них большой подвижности, но мало содействует развитию зрительных органов. Вот почему у рыб хорошо развит задний мозг, ведающий движениями, обонятельные доли, но плохо развиты зрительные центры.

В жизни птиц исключительное значение играют зрение, быстрота, координированность и точность движений. Только при на линий этих качеств птицы могут найти пищу и воспользоваться ею. Обоняние же и осязание развиты у птиц крайне слабо, так как условия их жизни не предъявляют требований к этим органам чувств.

Различный образ жизни рыб и птиц, по-разному определяющий строение и функцию нервной системы этих животных, делает своеобразной и их психику. Психика птиц развита относительно больше, чем психика рыб, так как жизнь в воздушной среде предъявляет к ней более сложные требования, чем жизнь в воде.

Еще сложнее жизнь высших наземных животных. Поэтому и мозг их более совершенен. Отсюда и психика высших наземных животных начала развиваться в сторону рассудочной деятельности, поведение их стало приобретать все более интеллектуализированные формы.

Условия, в которых живут высшие наземные животные, в свою очередь также различны. Одни животные обитают в лесах, другие — в степях. Многие из лесных обитателей живут на деревьях, а многие — на земле. Различные условия жизни высших наземных животных сказываются на развитии их мозга, органов чувств, на их поведении. У собак, например, очень хорошо развиты органы обоняния и слуха и несколько меньше — органы зрения. Объясняется это тем, что предки собак жили в лесах и кустарниках и глаза мало способствовали им в отыскании пищи. Слух же и обоняние являлись их основным оружием.

Иначе развивались обезьяны. Жизнь на деревьях расширяла поле их зрения; необходимость перепрыгивать с дерева на дерево, с ветки на ветку вызывала развитие точности и координированности движений; поиски орехов, которые к тому же требовалось разбивать, содействовали появлению элементарных форм анализа; борьба с многочисленными врагами развивала сноровку, уменье подмечать кое-какие связи и отношения между предметами. Все это, вместе взятое, способствовало развитию у обезьян высших для животных интеллектуальных форм поведения.

Андрей:
Еще статьи