Психика животных развивалась в процессе приспособления их к биологической, природной среде. Сознание же человека возникло и развилось в общественных условиях, в труде, в процессе воздействия на природу, в борьбе с ее стихийными явлениями.
Труд свойственен только человеку. Если действия некоторых животных напоминают иногда трудовые действия человека, то все же это не труд. Постройка, например, бобрами плотин хотя и напоминает труд людей, но на самом деле является лишь проявлением строительного инстинкта. Об этом свидетельствует такой эксперимент. Если у бобров-родителей отнять их детенышей и вырастить в клетке, то они, ни разу не видевшие ни реки, ни способов построения плотины, все же будут строить плотину, если в их клетку положить строительный материал.
Зависимость развития человека от трудовой деятельности хорошо показал Энгельс в своей статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Он писал, что труд есть «…первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Фридрих Энгельс, Диалектика природы, 1950, стр. 132).
Биологические предпосылки, обеспечивающие возможность перехода к трудовым операциям, имелись уже у высших обезьян. Переход животных предков человека от горизонтального к вертикальному положению и освобождение в связи с этим их передних конечностей, несомненно, способствовали превращению передних лап животных в руки человека. Животный предок человека, став на задние ноги, получил возможность смотреть вверх и вокруг себя, что благоприятствовало развитию его мозга и способствовало превращению мозга животных в мозг человека.
«…Если бы обезьяна не стала на задние ноги, — писал И. В. Сталин, — то потомок её — человек — был бы вынужден всегда ходить на четвереньках, смотреть вниз и оттуда черпать свои впечатления; он не имел бы возможности смотреть вверх и вокруг себя и, следовательно, не имел бы возможности доставить своему мозгу больше впечатлений, чем их имеет четвероногое животное. Всё это коренным образом задержало бы развитие человеческого сознания» (И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр).
Превращение передних конечностей животных в руки человека произошло не сразу. Это сложный и весьма длительный процесс. Освободившиеся в связи с переходом животных к вертикальному положению передние конечности, естественно, все больше и больше превращались в органы добывания пищи. С помощью передних конечностей обезьяны доставали плоды на деревьях, применяли палку в качестве средства дробления скорлупы ореха и т. п. Все это делало передние конечности более гибкими, ловкими, подвижными. Само собой понятно, что рост ловкости, гибкости и подвижности передних конечностей под влиянием выполнения ими новых обязанностей в процессе приспособления обезьян к условиям среды был одновременно и следствием и причиной определенных изменений в соответствующих (двигательных) областях коры мозга: клетки мозга дифференцировались, постепенно перестраивалась и их функция.