ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Как указывалось уже, высшим животным присуща способность подмечать связи явлений. Способность эта была наиболее развитой у обезьян той ветви, от которой произошел человек. Это значит, что животные предки человека, добывая с помощью передних конечностей себе пищу, подмечали связь между использованными ими средствами добычи этой пищи и теми результатами, к которым приводили их усилия. На первых порах уменье обезьян подмечать связь действия с его результатом протекало в чисто инстинктивном плане, т. е. без понимания этой связи. Но по мере упражнения и связанного с ним развития мозга последний начинает по-новому отражать действительность. Теперь уже не просто подмечается связь явлений, а наступает понимание этой связи. Таким образом, инстинктивные действия обезьян переходят в действия сознательно целенаправленные, в трудовые действия.

Возникновение понимания того, что использование палки или камня в известных случаях может привести действие к нужному результату, послужило основанием к изготовлению и хранению орудий труда. Самые действия передних конечностей обезьяны начинают перестраиваться под влиянием овладения орудиями труда. Перестройка эта заключается в том, что передние конечности животных превращаются в руки человека, т. е. в тот орган, действия которого подчинены сознательно целенаправленной воле людей. Здесь лежит отправной пункт возникновения истории человеческого развития.

Труд человека с самого начала развивался на общественной основе. Биологические предпосылки общественности имеются и у животных. Некоторые животные, как известно, живут стадами. Однако стадность — явление чисто биологическое и инстинктивное, совершенно лишенное каких бы то ни было элементов общественных взаимоотношений. Но в стадности содержатся те биологические предпосылки, которые помогали перейти прачеловеку от стадности к социальности. Переход этот совершился не сам по себе, а в процессе труда. С того момента, когда человек овладел орудиями труда и начал применять их, он почувствовал необходимость в другом человеке и перестал быть единицей стада, став единицей человеческого общества. Коллективная природа труда кроется в необходимости объединять усилия людей. Энгельс писал, что «…развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена» (Фридрих Энгельс, Диалектика природы, 1950, стр. 134.

В процессе труда возникла человеческая речь, а вместе с ней и мышление. «…Формировавшиеся люди, — пишет Энгельс, — пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим» (Там же).

Язык человека с самых ранних периодов его развития имел определенный грамматический строй.

И. В. Сталин полагает, что элементы современного нам языка имелись еще в глубокой древности. Язык этот был примитивен, характеризовался скудностью словарного фонда, но ему был присущ уже грамматический строй.





Комментарий к статье