Реакции людей на окружающую их действительность крайне многообразны и своеобразны. Определяются они каждый раз конкретно сложившимися или складывающимися ситуациями. Можно подумать в связи с этим, что в личности человека все изменчиво, подвижно, что в ней нет ничего устойчивого. Такая точка зрения, однако, была бы неверной. Наряду с широко проявляющимися изменчивыми чертами каждому человеку присущи черты или свойства, характеризующиеся относительно большой устойчивостью. Таких черт очень много: доброта, допустим, и злость, трудолюбие и лень, альтруизм и эгоизм и т. д.
Среди свойств или черт, характеризующихся устойчивостью, есть такие, которые должны быть отнесены к основным, типичным для данного человека чертам, и такие, которые имеют второстепенное значение. Под основными свойствами личности мы будем понимать такие, которые определяют собой стойкое отношение людей к окружающей их действительности.
Система основных, устойчиво проявляющихся свойств или черт личности, определяющая собой отношение человека к другим людям, к себе самому и к труду и находящая свое выражение в его действиях и поступках, называется характером.
Где же лежат корни характера, в биологическом или социальном, иначе говоря, характер унаследуется или же формируется в условиях обучения и воспитания?
Некоторые из буржуазных психологов считают, что особенности характера врожденны. Такая точка зрения является безусловно ошибочной. Характер формируется в условиях личной жизни людей, в процессе обучения и воспитания. Это следует уже из приведенного выше определения характера. В самом деле, трудно предположить, что система отношений человека к другим людям, к труду и к себе наследственно закреплена. Такое предположение противоречило бы здравому смыслу. Это значило бы, что личность человека формируется не в процессе его жизни, а в жизни его предков и человек является не тем, чем его делает воспитание и обучение, а тем, на что обрекли его гены родителей. Теория, пытающаяся объяснить характер чисто биологически, выгодна для буржуазных классов капиталистического общества, которые хотели бы остановить ход истории и рассматривать существующие в буржуазном обществе отношения как незыблемые и вечные.
Однако выдвинутое выше положение, что характер формируется в процессе воспитания, отнюдь не должно привести к абсолютному отрицанию значения типа высшей нервной деятельности в формировании характера людей. Такие свойства нервной системы людей, как сила или слабость возбудительных и тормозных процессов, не могут не сказаться на самом процессе воспитания и обучения. В самом деле, легче сформировать характер у лиц сангвинического темперамента, в основе которого лежит сильный тип нервной деятельности с высокой подвижностью нервных процессов, и труднее у лиц флегматического, допустим, темперамента, отличительной чертой которого является малая подвижность процессов возбуждения и торможения. Это говорит о том, что воспитатели, в том числе и командиры Советской Армии, обязаны считаться с особенностями темперамента и того типа высшей нервной деятельности, который лежит в его основе, и приноравливать к этим особенностям методы педагогического воздействия.
Второе, что привносится типом высшей нервной деятельности человека в его характер, это те темпы, в которых выявляется личность в ее отношениях к окружающей действительности. При одном и том же характере человек холерического склада проявится существенно иначе, чем, допустим, сангвиник или меланхолик. Причем зависящие от темперамента разные формы выявления характерологических особенностей не могут не отразиться в известной мере и на самом характере, на его содержании. Прав Н. Д. Левитов, который считает, что качества темперамента известного летчика Серова содействовали развитию решительности, смелости, инициативности.
Не случайно И. П. Павлов говорил о «сплаве» в характере врожденных и приобретенных форм поведения. Но, говоря о «сплаве», И. П. Павлов подчеркивал в то же время решающую роль среды, воспитания и обучения в процессе формирования характера.
В основе процесса формирования характера лежит процесс образования систем временных связей, проторение и закрепление которых приводит к выработке устойчивых форм поведения и поступков людей. Лежащие в основе поведения людей временные связи характеризуются разной степенью сложности. Характер, являющийся системой основных типических сторон личности человека, имеет в своей основе и наиболее сложные системы связей, образующиеся прежде всего со второй сигнальной системы.
Процесс формирования характера нельзя рассматривать в качестве такого, где воспитатель активен, воспитанник же пассивен. Характер образуется в активности личности. «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства», — читаем мы у К. Маркса и Ф. Энгельса (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. IV, стр. 29).
Активность личности проявляется в том, что человек устанавливает свое отношение к окружающей его действительности второсигнально, на основе понимания этой действительности. И чем глубже понимание, тем больше убеждается человек в необходимости тех или иных форм поведения. Этим объясняется тот факт, что формирование характера является длительным и весьма сложным процессом: формирование характера начинается в раннем детстве, получает же черты необходимой определенности только к юношескому возрасту.
Характеры бывают сильные и слабые, цельные и противоречивые, определенные и неопределенные. Эта синтетическая характеристика существенно важна, так как в ней содержится указание на основные свойства личности.
Под цельными характерами понимаются люди, отличительными свойствами личности которых является единство устремлений, интересов и взглядов на жизнь. Эти люди лишены раздвоенности и внутренних конфликтов, для них типично единство слова и дела. Что же касается характеров не цельных, то для них типична раздвоенность, внутренние конфликты, частое расхождение между словом и делом. В качестве примера характера такого рода можно указать йа Рудина, героя одноименного романа Тургенева, и других литературных героев, получивших название лишних людей.
Определенность характера находит свое выражение в соответствии поступков людей их убеждениям и в той последовательности, с какой осуществляются эти поступки. Для человека с определенным характером типично то, что хорошо знающие его люди всегда могут предугадать его поведение в новых условиях. Что же касается людей с неопределенным характером, то для них типичны постоянные колебания. Про них говорится, что они «ни в городе Иван, ни в селе Селифан».
Сила характера реализуется в волевых качествах людей. Чем с большей энергией преследует человек поставленные перед собой цели, тем сильнее его характер. Совершенно» понятно, что каждое из указанных здесь свойств характера (сила, цельность и определенность) не может рассматриваться в качестве независимого образования. Они взаимно обусловливают друг друга. Цельный характер является, как правило, определенным и сильным, точно так же, как для слабого характера типична неопределенность и противоречивость.
Цельность, определенность и сила характера говорят лишь о потенциальных возможностях личности, но не говорят еще о ее направленности. Сильные, как и определенные, характеры возможны среди людей разных, антагонистических даже классов. Иное дело направленность человека. Она определяется мировоззрением людей и зависит от того социально-экономического строя общества, где живет человек, от его классовой принадлежности и от характера воспитания и обучения в широком смысле слова.
Характерной чертой мировоззрения является его действенность. Человек, сделавший то или иное мировоззрение достоянием своей личности, всегда стремится подчинить ему и свои намерения и поступки. Этим и объясняется тот факт, что намерения и поступки людей соответствуют, как правило, характеру их мировоззрения. Мировоззрение людей эксплуататорских классов обязывает их к поступкам, определяемым законом джунглей. Отсюда и характеры этих людей направлены на защиту не прогрессивных, а консервативных принципов жизни. Коммунистическое же мировоззрение обязывает людей к защите самых прогрессивных идей, идей политического и экономического равенства, идей человечности, гуманизма и т. п. Понятно, что и характеры людей, сделавших коммунистическое мировоззрение достоянием своей личности, должны быть самыми передовыми по направленности, цельными и определенными по содержанию и сильными, героическими по своему волевому потенциалу.
Характерологические поступки людей нельзя представлять себе в качестве таких образований, которые автоматически вытекают из сущности того или иного характера. Характер реализуется через ум, чувства и волю людей. Все эти стороны личности представлены у разных людей различно, конечно. Для упрямых характеров типично то, что у них превалирует чувство, для характеров же, разумно проявляющихся, типично преобладание ума над чувствами. Но как бы то ни было, ум рационализирует поступки человека, воля придает им стойкость, чувства же страстность.
Всякий характер всегда многогранен. Рассмотрение отдельных черт характера поэтому лучше всего вести, учитывая те или иные отношения человека к действительности. Если рассматривать характеры людей в их отношении к другим людям, то в качестве основных черт характера следует отметить такие, как принципиальность, объективность, последовательность, общительность, искренность, чуткость, тонкость или грубость и т. п. В отношениях человека к себе самому выступают такие черты, как чувство личного достоинства, скромность или, наоборот, нескромность, проявляющаяся как в форме самовосхваления, так и в форме лицемерного самоунижения, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм и т.п. Рассматривая отношения человека к деятельности, необходимо подчеркнуть такие качества характера, как храбрость, дисциплинированность, добросовестность, инициативность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и ряд других.