Отечественный и зарубежный опыт подготовки психологов

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Вхождение человека в профессиональную деятельность предполагает прохождение им определенных этапов профессионального образования. Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа. Профессиональное образование рассматривается как система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств.

Для реализации целей образования в стране функционирует система образования, представляющая собой совокупность:

  • системы образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов с различными организационно-правовыми формами;
  • системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Приобретаемые в ходе профессиональной подготовки специальность и квалификация в значительной мере определяют потенциальные границы включения психолога в те или иные сферы и виды деятельности.

Высшее образование в области психологии предполагает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из которых завершается получением соответствующей степени, дающей определенные права при продолжении обучения и при устройстве на работу.

Так, в США психологическое образование включает три ступени. Первая ступень представлена двухгодичными колледжами, осуществляющими подготовку кадров среднего звена (как правило, вспомогательный или технический персонал, принимающий участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста). Выпускникам двухгодичного колледжа присуждается степень младшего специалиста. К высшим учебным заведениям второй ступени относятся четырехгодичные колледжи, самостоятельные или входящие в состав университета. Выпускникам четырехгодичного колледжа присуждается степень бакалавра. Высшими учебными заведениями третьей ступени, ориентированными на подготовку специалистов высокого класса и дающими право на получение степени магистра и доктора наук, являются в основном университеты. В рамках университета, как правило, функционируют исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, а также профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков.

Многообразие научных дисциплин, изучаемых сегодня студентами психологических факультетов, иллюстрирует классификация психологических отраслей, принятая организаторами XXVI Международного психологического конгресса, состоявшегося 16 — 21 августа 1996 г. в Монреале (Канада).

В список входит следующие отрасли:

  1. История и теория.
  2. Методы исследования и статистика.
  3. Поведение животных.
  4. Сенсорные и моторные процессы.
  5. Внимание и восприятие.
  6. Нейро-науки.
  7. Нейропсихология.
  8. Эмоции и мотивация.
  9. Обусловливание и научение.
  10. Память и познание.
  11. Язык, речь и общение.
  12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы.
  13. Человеческий фактор и эргономика.
  14. Стадии развития.
  15. Процессы развития.
  16. Психология образования.
  17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия.
  18. Социальная психология.
  19. Социальные проблемы.
  20. Половые различия.
  21. Психология и право.
  22. Кросскультурная психология.
  23. Политическая психология.
  24. Клиническая и консультационная психология.
  25. Психология здоровья.
  26. Индустриальная и организационная психология.
  27. Психология среды.
  28. Психология как научная дисциплина.

Внутри каждой категории существует группа от трех до десяти более мелких (но не менее важных) отраслей. Например, категория 28 включает: преподавание психологии, этику психологии, организационные проблемы, отношение психологии к другим наукам, развитие психологии в разных странах.

Перечень учебных дисциплин, подлежащих изучению в определенном вузе, достаточно широк и отражает специфику будущего профессионального предназначения выпускника. Кроме того, необходимо учитывать и то, что психология — молодая наука, которая находится в развитии. Процессы дифференциации и интеграции психологического знания, запросы практики приводят к возникновению новых отраслей и теоретических направлений.

В нашей стране психологов готовят на психологических и психолого-педагогических факультетах классических и педагогических университетов. Специальность 030301.65 «Психология» включена в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. По неполным данным, к концу 1990-х гг. в государственных и негосударственных вузах Российской Федерации было создано около 150 психологических факультетов и отделений. До 1991 г. в России существовали лишь факультеты психологии в Московском, Ленинградском и Ярославском университетах, отделения психологии в Саратовском и Ростовском университетах, а также факультеты педагогики и психологии в МГПИ им. В.И.Ленина.

Социально-экономические реформы начала 1990-х гг. привели к формированию спроса на практических психологов в различных сферах: политике, рекламе, производстве и пр. Если до 1990-х гг. подготовка психологов имела академическую направленность и студенты ориентировались на преподавательскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практической работой, а специализация приобрела конкретно-прикладную направленность.

Программа подготовки психологов-бакалавров (4 года) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предполагает прохождение следующих обязательных дисциплин: общей психологии; общего психологического практикума; истории психологии; социальной психологии; клинической психологии; психофизиологии; педагогической психологии; возрастной психологии и психологии развития; психологии труда; психодиагностики; зоопсихологии и сравнительной психологии; экспериментальной психологии; психогенетики; анатомии центральной нервной системы; физиологии центральной нервной системы; физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем; антропологии; математических методов в психологии. Кроме того, программой подготовки предусматриваются спецкурсы по выбору студентов и факультативные психологические курсы.

Подготовка магистров (2 года) предполагает специализацию в одном из основных направлений психологической науки.

Сегодня в стране образовано множество учебных заведений, открыты факультеты психологического и психолого-педагогического профиля. Некоторые из них осуществляют подготовку психологов для Вооруженных сил России и других силовых ведомств с присвоением выпускникам вузов офицерского звания «лейтенант запаса». Такая подготовка, в частности, ведется на факультетах психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Уральского государственного университета (г. Екатеринбург), Московского городского психолого-педагогического института, Дальневосточного государственного университета и ряда других вузов. По численности обучаемых крупнейшими в России являются психологические факультеты Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Военного университета Министерства обороны РФ (Москва), Ярославского государственного университета им. Н.П.Демидова.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие элементы включает в себя система образования?
  2. Каковы основные ступени психологического образования в нашей стране и за рубежом?
  3. Какие психологические дисциплины изучаются студентами факультетов психологии?
  4. Где осуществляется профессиональная подготовка психологов?

Литература

  • Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
  • Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 1990. — № 1.
  • Карандашов В.Н. Как стать психологом: введение в профессию. — Вологда, 1999.
  • Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психол. журнал. — 1994. — № 6. — С. 121-127.
  • Современная психология : справочное руководство. — М., 1999.




Комментарий к статье