Альберт Эйнштейн в письме одному художнику недоумевал: «Поистине загадка: что заставляет человека так дьявольски серьезно относиться к своей работе? Для кого? Для себя — но ведь мы живем так недолго. Для современников? Для потомства? Нет, это остается загадкой».
А. Эйнштейна интересовала прежде всего мотивация творческих усилий в науке и искусстве. Сейчас большое значение придается изучению творческих возможностей личности. И оказалось, что сила и яркость чувств занимают не последнее место в структуре творческих способностей. Приведем любопытное свидетельство.
Список различных личностных качеств был предъявлен группе известных ученых-физиков. Им предложили отметить знаком «плюс» ( + ) те качества, которые, по их мнению, наиболее важны для успеха в науке. Выяснилось, что большинство опрошенных на первое место поставили «неинтеллектуальные» свойства личности: настойчивость и целенаправленность. Фантазия оказалась лишь на третьем месте.
Целенаправленность и настойчивость — это волевые качества. Их воспитание немыслимо без ярких чувств. Недаром И. П. Павлов в письме к советской молодежи — своеобразном завещании великого физиолога — назвал три черты, необходимые ученому: последовательность, скромность, страстность. Именно страстность помогает человеку сосредоточить все свои силы на решении стоящих перед ним задач, то есть делает его настойчивым. Это качество нужно, разумеется, не только ученому.