Интеллектуальные чувства

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Наибольшую радость доставляет человеку работа творческого мышления. Макс фон Лауэ, знаменитый немецкий физик и Нобелевский лауреат, писал, что «понимание того, как сложнейшие разнообразные явления математически сводятся к таким простым и гармонически прекрасным уравнениям Максвелла, является одним из сильнейших переживаний, доступных человеку». А в автобиографии великого натуралиста Чарлза Дарвина есть такие строки: «Я обнаружил, правда, бессознательно и постепенно, что удовольствие, доставляемое работой мысли, несравненно выше того, которое доставляют какое-либо техническое умение или спорт».

«Главным моим наслаждением в течение всей жизни была научная работа».

Отвлеченная и, как многим кажется, мало связанная с реальными проблемами жизни игра в шахматы тоже становится источником удовольствия. Высокое мастерство игры позволяет оценивать не только спортивную, но и эстетическую сторону шахмат. Красота в шахматах — это красота мысли. Но там, где появляется понятие «красота», непременно должно присутствовать чувство. Красиво — это всегда чувственная оценка, разумные ее обоснования приходят потом.

Мыслительные процессы и служат в данном случае источником чувств. Красивая мысль — вполне оправданное словосочетание. Красота логических построений геометрии, красота замысла в опытах Пастера или в современной генетике нисколько не ниже красоты художественных произведений — так считают многие ученые. Удовольствие от красивой мысли во всяком случае не меньше, хотя возбуждаемые при этом чувства все же не одинаковы.

Но вправе ли мы вообще сравнивать их? Где взять шкалу сопоставления? Один физиолог решительно заявил: «Излишне доказывать, что наслаждение от созерцания картины великого живописца несопоставимо с удовольствием от поглощения шашлыка». В этой фразе есть логическая ошибка: тот, кто объявляет два объекта несопоставимыми, уже фактически провел сопоставление. Видимо, ученый хотел сказать, что наслаждение от живописи не тождественно наслаждению от пищи. Это вполне справедливо.

Но нечто общее в этих двух видах наслаждения все же можно обнаружить. П. И. Чайковский не постеснялся сравнить наслаждение от хорошей музыки с удовольствием, которое испытывает человек в теплой ванне.

Достижения нейрофизиологии последних десятилетий позволяют высказать конкретное предположение: во всех случаях наслаждения происходит возбуждение так называемых «центров приятного» в промежуточном мозге. Это возбуждение не изолированное. В разных ситуациях на него накладываются различные «нейронные узоры возбуждения» в коре головного мозга, связанные с второсигнальными раздражителями. Именно потому наслаждение имеет множество тончайших оттенков. Ос-ионной же чувственный тон, который придает всем этим разнообразнейшим и, конечно, не тождественным переливаниям качество наслаждения (а не страдания), молит иметь одинаковую нейрофизиологическую природу и один физиологический источник.





Комментарий к статье