ВВЕДЕНИЕ

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Цели и задачи введения: раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни, ввести девятиклассников в широкий круг вопросов, изучаемых в курсе, показать заботу партии и правительства о семье.

Основные понятия:

  • готовность к семейной жизни;
  • семья как ячейка общества;
  • социальная ценность семьи.

Введение в курс должно создать вдумчивый, серьезный настрой учащихся, взволновать их жизненной значимостью поставленных проблем. Особенность проведения первого занятия по новому курсу состоит в том, что учителю предстоит разъяснить учащимся необходимость для них разносторонней подготовки к семейной жизни, установить с самого начала атмосферу доверия.

Еще до проведения первого урока учителю полезно иметь представление о том, каково отношение класса к данному учебному предмету. Простое наблюдение, неформальная беседа, анализ вопросов, которые зададут учащиеся в связи с введением курса, дадут учителю необходимую информацию. Чтобы иметь более ясную картину, предварительно, учитель вполне может попросить ребят ответить анонимно на анкету, примерное содержание которой дано в конце разработки данного урока. Результаты анкетирования позволят учителю начать урок с рассказа, знакомящего ребят с их коллективным мнением. Если анкетирование не проводилось, урок начинается с использования материала данной разработки.

Цель нашего общества — счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение. Поэтому советское государство постоянно проявляет заботу о семье. Это и повышение реальных доходов на душу населения, и рост зарплаты, и увеличение общественных фондов потребления. Предусмотрены и введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до одного года, неполный рабочий день для матерей малолетних детей, повышение размера пособий на детей, рост жилищной обеспеченности, расширение льгот семьям, имеющим детей, и др.

Анализ причин разводов показывает, что три четверти семей распадаются из-за очень слабой нравственной и психологической подготовленности к браку. Характерный факт: опросы разведенных также показывают преобладание среди них мнения, будто быть супругом легко, просто им-де лично не повезло. Однако опыт позволяет сделать вывод, что хорошие семьи не рождаются сами собой. Они — результат неустанных усилий самих супругов. В этих усилиях объединяются и самовоспитание и воспитание друг друга и детей.

Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений. Многие практические навыки и качества, необходимые семьянину, формируются в повседневной жизни еще в родительской семье. Так, некоторые из вас многое умеют уже сейчас: например, приготовить обед, убрать квартиру, постирать и погладить белье, сшить домашнее платье, прикрепить полку и починить кран. Но это азы домашнего хозяйства, а сумеете вы справиться с заданием более сложным: например, спланировать семейный бюджет? Кроме того, семейная жизнь не ограничивается хозяйственной деятельностью. Чтобы жизнь в семье была насыщенной, интересной, супругам, пусть самым чутким, нужны еще и знания психологии друг друга, умение разбираться в своих и чужих качествах, не менее нужны и важны также знания педагогики — не только для того, чтобы воспитывать будущих детей, но прежде всего для неустанного самовоспитания.

Характерной особенностью идеала семейной жизни советских людей, как считал В. А. Сухомлинский, является то, что материальная сторона брака отступает на второй план, а основой становится духовное содержание семейной жизни. Он подчеркивал, что верная и чистая любовь заключается в том, чтобы постоянно о т давать свое духовное богатство другому. Именно лишь отдавая, получишь. Если же людям нечего отдавать друг другу, то они быстро исчерпывают себя, надоедают друг другу, что может привести к размолвке, разрыву. Конечно, они могут сплотиться не в духовной отдаче, а в материальном накопительстве, оправдывая его для себя удобным доводом об интересах семьи. Но в этом случае между семьей и обществом скорее выстраивается стена, чем наводятся мосты, и духовная ценность такой семьи невелика. Хотя некоторым духовная ценность семьи может казаться пустым звуком. Что ж, их можно пожалеть, потому что эту духовную ценность они могут так никогда и не ощутить, даже имея семью. Накапливая одно, потеряют другое.

Одна из важных ценностей семьи — дети. Отцовство и материнство— это второе рождение человека. Каждый человек повторяет себя в детях, и не только во имя продолжения рода человеческого, но и для того, чтобы человек коммунистического общества был выше нас по своим моральным качествам. А для этого необходимо думать о том, что вложить в своих детей, что повторять и что не повторять в них.

«В вопросах любви и семейной жизни решающими всегда будут общие способности человека, его политическое и нравственное лицо, его развитие, его работоспособность, его честность, его преданность своей стране, его любовь к обществу». Эти слова показывают нам тесную связь развития личности как гражданина и воспитания качеств семьянина.

Социалистической семье чужд расчет, меркантилизм, в основе ее лежит высшее духовное богатство человека — взаимная любовь и уважение. Поэтому научиться любить человека — значит развить в себе одну из самых ценных черт личности семьянина. В. А. Сухомлинский писал, что если маленький человек по-настоящему любит другого человека — мать, отца, бабушку, брата, сестру,— то он стремится что-то сделать для них.

Обобщая свою мысль, учитель приводит слова А. С. Макаренко о том, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

Своей семьи у вас, действительно, пока еще нет — кто-то создаст ее, едва переступив школьный порог, кому-то понадобятся годы, чтобы создать ее. Уже сейчас, в родительской семье, у вас случаются конфликтные ситуации, вызванные взаимным непониманием. Не обходится и без размолвок с другом. Припомните свое чувство растерянности от того, что вы не можете понять самих себя, или чувство неловкости от того, что не сумели совладать со своими чувствами. Наконец, разве не важно каждому из вас уже сейчас понять особенности своего характера, разобраться в своих склонностях и способностях, понять, в чем состоит ваша индивидуальность, узнать, какие черты необходимо развивать в себе, чтобы общение с людьми было полноценным?

Особенность нового школьного курса не только в необычности его предмета, но и в формах проведения уроков. Они смогут принести пользу, если часть из них выльется в коллективное обсуждение проблем, в беседу. Будет очень хорошо, если каждый сумеет и захочет высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Иногда придется обобщать мнение класса, тогда мы будем прибегать к анкетированию. Оно всегда будет анонимным. За вами остается право не отвечать на любой вопрос, если вы не хотите или не можете ответить искренне. Если у вас не возникнет возражений, то отдельные, особо интересные мнения будут зачитываться вслух. Разумеется, не каждый захочет в классе высказывать все волнующие его вопросы, сомнения, противоречия. Поэтому мы будем пользоваться системой анонимно поставленных вопросов (письменно) и системой индивидуальных консультаций, доверительность которых никогда не будет нарушаться. Если вы отнесетесь творчески к занятиям, то у вас наверняка возникнут вопросы, ответить на которые в полном объеме не всегда позволит время урока. Поэтому желающие смогут получить список литературы по проблеме, может быть, у кого-то возникнет желание написать реферат по прочитанной книге, подготовить небольшое выступление.

Учение с увлечением всегда выходит за рамки урока. Возникший на занятиях спор можно продолжить на классном часе в форме диспута. Проблемы семьи отражены в очень многих произведениях искусства, было бы интересно провести читательские конференции, обсудить интересные фильмы, статьи.

Многих, наверное, интересует вопрос о домашнем задании. Одно будет почти всегда: подумать над тем, что было услышано или обсуждено в классе. Поразмыслить об этом еще раз с одноклассниками, с другом, с родителями, а может, и просто наедине с самим собой. Порой будут и конкретные задания: заполнить анкету, взять интервью у родителей или знакомых… Оценка за выполненные задания только одна — интерес ваших одноклассников к тому материалу, который вы подготовили, вторую оценку вам поставит жизнь.

Завершая занятие, учитель вкратце перечисляет темы и проблемы, которые станут предметом обсуждения на следующем уроке.





Комментарий к статье