ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Цели и задачи темы: дать учащимся представление о личности в целом, раскрыть сущность основных понятий, характеризующих ее, пробудить стремление к самопознанию и самовоспитанию.

Основные понятия:

  • всестороннее и гармоническое развитие,
  • личность, индивидуальность,
  • потребности, мотивы,
  • самооценка, самосознание,
  • направленность личности,
  • характер, самопознание.

Трудность раскрытия темы состоит в том, что в ней учащиеся знакомятся со многими достаточно сложными для них понятиями. Необходимо предупредить их, что на протяжении изучения всего курса, обсуждая самые разнообразные вопросы будущей семейной жизни, они будут постоянно возвращаться к этим понятиям.

Основные вопросы темы и их краткое содержание. Понятие о личности

Почему курс о подготовке молодежи к семейной жизни мы начинаем с разговора о личности? В создании семьи участвуют двое: он и она. Благополучие и счастье юноши и девушки, счастье будущей семьи и будущих детей во многом зависят от того, какие качества личности у них сформированы, что они представляют собой как личности.

Всестороннее и гармоничное развитие личности каждого человека является нашей целью. Но что это такое?

Всестороннее развитие — это не одинаковость способностей к любой деятельности. Оно не только не противоречит развитию индивидуальных особенностей, но прямо предполагает его. Хорошо писал об этом психолог Б. И. Додонов: «Многосторонность личности необходимо развивать не путем преодоления «односторонних» увлечений, …а на основе воспитания и закрепления этих приверженностей («пламенных страстей» к чему-либо) с последующим превращением их в тот рычаг, с помощью которого подтягивается к высокому уровню развития вся личность в целом, во всем богатстве ее потенциальных возможностей». И дальше: «Воспитывать надо не безликих «разносторонних»… Воспитывать надо именно «практиков», увлеченных техникой, и интеллектуалов-теоретиков», которые уже в школе читают специальную литературу и т. д. и т. п. Но воспитывать так, чтобы их основные увлечения не отгораживали их от других сфер жизни, а помогали им — каждому по-своему — войти в эти сферы со своими специальными интересами».

Гармоническое развитие означает согласованность, соответствие в развитии разных сторон личности, соответствие ее направленности общественному сознанию и ценностям нашего общества, соответствие потребностей и возможностей (при этом не очень значительное осознаваемое опережение потребностей над возможностями является источником дальнейшего развития). Основным условием гармонического развития личности является формирование общественной направленности и способности правильно и критически оценивать самого себя.

Что же такое личность? Личность—это не просто конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами (здесь учителю можно рассказать или прочитать учащимся об истории слова «личность», например, по книге Я. Л. Коломинского «Беседы о тайнах психики», с. 146— 149), а человек, рассматриваемый с точки зрения его общественных отношений, как член определенного общества.

Человек лишь постепенно формируется как личность. С момента рождения он включается в существующую систему общественных отношений, всегда находится в определенных взаимоотношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность: человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Развитие личности есть результат усвоения социального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания, в процессе всей жизни и деятельности человека. Сущность личности по своей сути социальна. К. Маркс подчеркивал, что «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество».

Нужны ли для развития своей личности специальные усилия или каждый человек так или иначе на определенной возрастной ступени и так станет личностью? Нужны! И очень большие! Не случайно основная задача нашего общественного воспитания состоит в формировании зрелой и развитой личности каждого человека. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек достиг высокого уровня психического и социального развития, реализовал себя и свои способности. Ведь только тогда будет в дальнейшем развито и само общество. Что же это за уровень?

На личностном уровне развития у человека вырабатываются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к происходящим событиям. У него появляются собственные моральные требования к себе и окружающим, собственные оценки. Это позволяет человеку быть относительно устойчивым и независимым от чуждых его убеждениям мнений, поступков, воздействий окружающих. Крупный советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человек есть личность в силу того, что он сознательно занимает определенную позицию в жизни.

Одни и те же обстоятельства могут порождать различные позиции и разную активность личности. То, чем человек станет, определяется в основном тем, что он делает из самого себя. Способность личности «делать себя самого» существенно определяет судьбу человека, его ценность для общества и, конечно, отношение к нему со стороны других людей. Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например… мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализована, зависит от его решения, а не от условий».

Главным признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер. Личность в самом высоком смысле слова отличают не громкие фразы и красивые заверения, а способность на деле взять на себя ношу потяжелее, ответственность за все происходящее. Поступок — вот ее измерение. (Здесь учитель может привести ряд примеров различного поведения людей в сложных обстоятельствах, например можно вспомнить Сотникова и Рыбака, героев фильма «Восхождение» (экранизация Л. Шепитько повести В. Быкова «Сотников»), поставленных в чрезвычайно острую и сложную ситуацию жизни и смерти.)

Таким образом, человек, являющийся зрелой личностью, обладает таким уровнем психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием («строительством» собственной личности).

Одной из наиболее характерных сторон личности является ее индивидуальность. Под нею понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Индивидуальность — это то особенное, специфическое, что отличает данного человека от всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильно или слабо развитая воля, «легкий» или «трудный» характер и пр. Самое глубокое, самое тонкое и труднодоступное измерение —это внутреннее «я» человека. Внутренний мир личности присущ только ей одной, он возникает и развивается вместе с человеком. Учитель может прочитать отрывок из стихотворения Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

Каждому человеку необходимо понимать и постоянно помнить, что сложный внутренний мир, индивидуальность имеются не только у него, но и у каждого из окружающих его людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно попытаться понять этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно научиться исходить из того, что другой человек — самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение.

Человека на личностном уровне развития как раз и характеризует не только умение разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умение понять окружающих людей, своих близких, учитывать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения. Умение выделить наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, умение правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения, возникающие у людей, особенно в семье,— важный показатель уровня психического и социального развития человека. Способность сострадать, сочувствовать, сопереживать есть не что иное, как признак духовной зрелости личности. Одна десятиклассница на вопрос анкеты «В чем Вы видите смысл своей жизни?» ответила: «Я хочу, чтобы от того, что я живу, стало теплее, светлее и лучше как можно большему числу людей…» — простой и прекрасный ответ нравственно развитого человека.





Комментарий к статье