Изучение психологического облика личности, или психологической структуры личности, включает три основных вопроса:
- Чего хочет человек в жизни, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности личности, о ее потребностях и интересах.
- Что он может? Это вопрос о способностях человека.
- Что он есть? Это вопрос о характере человека.
Учителю следует раскрыть перед учащимися суть каждого из этих вопросов.
Направленность личности.
В основе направленности личности лежат потребности — главный источник активности человека. Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Здесь можно рассказать о потребностях органических, связанных с нуждами нашего организма (голод, жажда, сексуальные потребности), социальных (принадлежность к группе, потребность в оценке и т. д.) и духовных (стремление к знаниям, творчеству, искусству и пр.). Становление человеческой личности связано с развитием потребностей человека. Наиболее существенными потребностями личности являются потребности в общении, в признании со стороны других людей, в дружбе, любви, труде, потребность занять достойное место в коллективе, потребность в духовном развитии. Каждого человека характеризует неповторимое сочетание потребностей. Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают, ради чего человек живет и действует. Советский психолог А. Н. Леонтьев писал, что «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ».
Потребности человека становятся внутренними побудителями его поступков, его деятельности, т. е. мотивами. При анализе любой конкретной деятельности человека речь всегда идет о мотивах поступков и действий. Мы никогда не сможем вынести правильную оценку о том или ином поступке человека, если не знаем, ради чего он так поступил, каков мотив его поведения. Одно и то же внешнее поведение может иметь совершенно разные мотивы. Читать книгу можно потому, что: «ее задали в школе», «интересно», «другие прочитали, а я что — хуже?», «от нечего делать». Прилежание из страха совсем не равнозначно прилежанию из чувства долга или стремления получить похвалу или хорошую отметку. Мотив узнается по тому, ради чего человек предпринимает усилия. Например, активную общественную работу можно вести из разных стремлений: выполнить свой общественный долг, сделать жизнь класса, школы интереснее, помочь своим товарищам, окружающим людям, проверить свои силы в способности организовать какое-либо дело, мероприятие, занимать «руководящее» положение среди товарищей и т. п.
Действие, как и поведение в целом, может побуждаться одновременно несколькими мотивами, тогда важно выявить основной, ведущий мотив. От того, какие потребности, мотивы у человека преобладают, зависят и основные качества его личности, так как в основе любого качества личности лежит определенная потребность. Еще французский энциклопедист XVIII в. Д. Дидро писал о том, что честный или бесчестный человек познается не только из того, что он делает, но и из того, чего он желает. Когда писатель стремится раскрыть перед читателем сущность личности своего героя, его внутренний мир, его духовный облик и показывает нам отдельные поступки своего героя, он обязательно говорит о мотивах, которые привели его героя к действию. Здесь, например, можно сравнить мотивы поступков и действий, отношений к людям и делу героев книги В. Каверина «Два капитана» — Григорьева и Ромашова.
Академик К. И. Скрябин писал: «Я убежден, что человек может быть счастлив по-настоящему только тогда, когда любит свою специальность, увлечен работой и всей душой предан ей, когда чувствует, что он необходим обществу и его труд приносит пользу людям».
Когда у человека есть интерес, то работа протекает легче и продуктивнее, так как все его внимание сосредоточено на ней.
Люди прежде всего отличаются тем, что у одних интересы есть, а у других их практически нет. Отсутствие интересов или их бедность, незначительность делают жизнь юноши или девушки серой и бессодержательной и препятствуют полноценному формированию их личности. Им скучно — скучно дома, в школе, с товарищами. Они постоянно нуждаются, чтобы кто-то извне развлекал их, они учатся без увлечения, без удовольствия, лишь бы отделаться. В дальнейшем они также без увлечения, без интереса могут относиться к своей работе, выполняя ее как нудную обязанность. От таких людей не приходится ждать творческого поиска, открытий, трудового энтузиазма. Но самое страшное — они сами постепенно становятся неинтересными для других людей, с ними нечего обсуждать, не о чем волноваться, не к чему стремиться. И постепенно они могут оказаться в одиночестве.
Содержание интересов говорит о направленности личности, о цели, которую человек ставит себе в жизни. Глубина интересов тесно связана с общим развитием, умом человека. Широта интересов показывает разносторонность запросов личности. Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности человека.
Учитель может привести учащимся примеры жизни М. Ломоносова, М. Горького, всепоглощающий интерес которых к знаниям, миру, людям определил всю их жизнь и деятельность. Примером человека с исключительно широким кругом интересов, подчиненных вместе с тем одному, резко выраженному, может служить Суворов. С самых ранних лет обнаружились у него интерес и склонность к военному делу, превратившиеся в подлинную страсть. Его способности развивались в процессе большой военной деятельности и вместе с тем были плодом собственной упорной работы над собой. Он зачитывался описаниями походов и войн великих полководцев древности: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. Однако от природы он был слабым и болезненным. Силой духа он сам себе создал то, чего не дала ему природа — здоровье, выносливость, железную волю: постоянно тренировался, закалял свое тело, обливался холодной водой круглый год, купался и плавал до заморозков, преодолевал крутые овраги, лазил на высокие деревья. Ночами на неоседланной лошади скакал без дорог по полям и лесам. Даже в 70 лет не знал усталости. Наряду с этим Суворов интересовался буквально всеми областями знаний, все свободное время до старости читал и учился и в результате этого был одним из образованнейших людей своего времени.
Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас сейчас интересует. У нас есть моральные представления о долге, об определенных обязанностях, которые на нас лежат. Именно эти представления и есть убеждения, которые регулируют поведение человека. Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими принципами, мировоззрением (здесь можно привести примеры из литературы, из жизни; например, Овод, герой одноименного романа Э. Л. Войнич, революционеры-большевики и др.). Здесь же можно спросить у учащихся, что они понимают под мировоззрением, уточнить их представления об этом понятии, подчеркнуть классовый характер мировоззрения.
Если позволит время, можно коротко остановиться на таком понятии, как «установка личности» (отношение к существенным явлениям социальной и личной жизни); на таких качествах, как доверчивость или недоверие к людям; стремление работать только ради своих собственных благ или для пользы общества.
Способности. Это такие особенности личности, от которых существенно зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности, как и другие психические свойства человека, формируются и развиваются в процессе жизни и деятельности. От рождения человеку даны лишь задатки, которые могут раскрыться или не раскрыться. Ни к чему не способных людей нет. Каждый человек умен и талантлив по-своему. Однако у каждого— свой путь развития способностей. В способностях обнаруживаются многообразные индивидуальные различия.
Существует очень тесная связь между способностями и интересами. Интерес к тому или иному предмету побуждает к соответствующей деятельности, а значит, ведет к развитию способностей. Первое условие для развития способностей — это воспитание потребности в деятельности. У людей ленивых, не любящих работать, избегающих усилий как в умственном, так и в физическом труде, способности не развиваются. «Способный, но ленивый» постепенно становится просто ленивым. Только в действии, в работе можно понять, что тебе по душе и что нет. Социальная зрелость, в отличие от физической, не приходит сама. Для ее приближения надо много читать, думать, работать.
Различают способности общие, проявляющиеся во многих областях знаний и деятельности, и специальные, проявляющиеся в какой-то одной области знаний или деятельности. Например, литературные, математические, организаторские, спортивные, педагогические способности. В какой-то сфере трудовой и учебной деятельности человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика. Вместе с тем отдельные учебные предметы требуют для своего овладения специальных качеств, таких, например, как пространственное воображение. Специальные способности проявляются тем ярче, чем выше общее умственное развитие человека.
Сильный интерес, действенная и устойчивая склонность к ка-кому-либо делу, получение удовольствия от занятия им—все это и развивает способности и талант. «Талант развивается из чувства любви к делу,— писал М. Горький,— возможно даже, что талант — в сущности это и есть только любовь к делу, к процессу работы». Творчество — это всегда большой и напряженный труд. Склонность, любовь к труду — важнейшие условия развития способностей, талантов.
М. Пришвин утверждал, что у каждого человека есть свой талант. Он заключен в усилии, и каждый, способный сделать такое усилие, нашел бы применение своему таланту. Можно разобрать с учащимися отрывок из новеллы М. Пришвина «Счастливый рыбак»:
«Рыбак вытащил из озера огромную щуку и с ней прошел по селу. Голова этой щуки торчала выше плеча рыбака, и продетая сквозь жабры веревочка не давала щуке дальше съезжать по спине. Хвост же рыбий, хотя человек был очень высокий, волочился по земле и поднимал пыль.
— Вот это счастье! — сказали на селе.
Так было и мне, когда я начал писать охотничьи рассказы, то же самое говорили:
— Вот это талант!
И я думал, думал об этом и спрашивал сам себя: что же это значит — «талант»?
Как не чувствуешь своего голоса, записанного на пластинку, так сам и своего таланта не чувствуешь. А люди понимают талант как заготовленное от рождения счастье.
Признаюсь, был я в отношении себя, конечно, доволен похвалами, но не удовлетворен.
Это самое переживал, по-моему, и тот счастливый рыбак: ему казалось— он сделал особое усилие и заслужил свою щуку, они же его усилие называли «счастьем».
Село было большое, народу встречалось много, и все говорили: — Какое счастье, как же ты ее вытащил?
Рыбак спокойно и чуть-чуть насмешливо всем отвечал: — Без труда не вынешь рыбку из пруда!
Сколько лет прошло с тех пор, не помню, но рыбак не только не выходит из памяти, а, напротив, все яснеет, и бывает, что я даже сам себя понимаю теперь по тому рыбаку и на похвалу «таланту» повторяю про себя: «Без труда не вынешь рыбку из пруда!»
Развитие своих способностей — общественный долг и обязанность каждого человека, а не только его личное дело. Ведь чем в большей степени человек реализует свои задатки, тем больше пользы он принесет другим людям, обществу.
Но развитие способностей — не самоцель. Ведь они могут быть направлены и во зло. Поэтому главное — это направленность личности. Основная задача состоит в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Кем бы ни стали потом юноша или девушка, они должны стать прежде всего людьми, достойными уважения. Можно прочитать учащимся отрывок из письма А. С. Макаренко Ф. Борисову:
«…Потом ты ясно увидишь, что у человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, человеком настоящим. Если ты сумеешь это требование понять, ты не будешь волноваться по поводу специальности. Ты будешь инженером, а потом станешь судьей, или писателем, или учителем, а может, и музыкантом — везде для тебя будет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное жизни. Очень важно только в каждой специальности быть честным, работоспособным, внимательным, вдумчивым. И каждая специальность станет в таком случае большим и важным делом».
В любом труде лежит творческое начало, надо только его распознать. То, как человек сумеет использовать, реализовать свои способности, существенно зависит от его характера.