На предыдущих уроках вы убедились, что создание семьи — важнейшая жизненная необходимость каждого молодого человека. И не случайно готовность к вступлению в брак включает в себя (обобщение учитель делает на основе ответов учащихся): взаимную любовь мужчины и женщины, достижение ими брачного возраста, определенный общеобразовательный уровень, общность взглядов на жизнь, на супружеский долг и семью, наличие предпосылок для самостоятельной материальной жизни семьи, наличие определенного уровня этико-психологической культуры, воспитательских и домоводческих умений.
О семье на наших занятиях было уже немало сказано. Давайте теперь задумаемся: что такое семья? Дайте, пожалуйста, определение. Выслушав учащихся, учитель отмечает: семья — это группа совместно проживающих родственников (муж и жена, родители и дети и др.). Такое определение дает толковый словарь русского языка. Но группа эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ее изучают философы и историки, этнографы, социологи и демографы, экономисты и юристы, специалисты по этике и эстетике, физиологи и медики, психологи и педагоги.
Каждая из этих наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Философия и социология рассматривают семью с точки зрения ее места в обществе, сущности и значения ее социальных функций. Известный советский социолог А. Г. Харчев дает ей такое определение: семья — малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Итак, семья — малая социальная группа, элементарная ячейка общества. По выражению Ф. Энгельса, общество состоит «сплошь из индивидуальных семей, как бы его молекул». От других малых групп семью отличают прежде всего следующие признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Каковы же основы развития семьи, в чем суть ее основных функций?