Это индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, его поступках. Каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков. Смел тот, для которого такая форма поведения постоянна, типична.
Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. В общении выковывается общность взглядов, идет непрерывное формирование характеров. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерном человеке». Черты характера проявляются через привычные формы поведения человека.
Все черты характера можно условно разделить на две группы. Первая — черты характера, в которых выражена направленность личности, например:
- коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов, видит в коллективе ценность) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для чего существуют только его личные потребности и желания);
- чуткость и грубость;
- общительность, аккуратность и безответственность, небрежность;
- инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство;
- помощь другим и хищническое отношение к людям;
- скромность, самокритичность и зазнайство;
- требовательность к себе и заносчивость;
- чувство собственного достоинства и высокомерие.
Можно привести в качестве примера и другие черты характера, выяснить у учащихся, как они понимают ту или иную черту характера, в чем видят ее проявление в жизни. Направленность личности значительно влияет и на результаты деятельности человека, и на его личностное развитие. Чем больше человек заботится об окружающих его людях, об их интересах, интересах своего коллектива, всего советского общества, тем больших успехов добивается он в своей деятельности, тем полноценнее развивается как личность. Только помогая другим людям и общему делу, человек найдет дорогу к своей личности.
Единственно верный путь к счастью — не в желании быть счастливым только самому, а в том, чтобы делать счастливыми других. Для этого нужно заботиться о других людях, не бояться труда, помогая им советом и делом, любить их и чаще проявлять эту любовь.
К. Маркс писал: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».
Вторая группа — волевые черты характера, которые выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Это такие черты, как целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, мужество, смелость. Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственно воспитанного. Здесь нужно показать учащимся на примерах, что целеустремленность и настойчивость карьериста, смелость хулигана или глупца не являются положительными чертами. Следует обязательно подвести учащихся к пониманию того, что волевые черты ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.
Далее следует рассказать о путях формирования характера, подчеркнуть, что все черты характера не только проявляются в действиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество формируется только в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку. Как отмечал советский психолог П. П. Блонский, учиться жить можно, лишь живя соответствующим образом. Конечно, мировоззрение и убеждения человека создают у него стремление к выработке определенных черт характера. Но это стремление можно осуществить только в том случае, если человек будет постоянно и неуклонно поступать так, а не иначе.
Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Доброжелательность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, оптимизм, преданность своему делу, юмор. Да, и юмор тоже. К. Паустовский писал: «Самая глубокая, самая напряженная деятельность человека может и даже должна сопровождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об известной умственной тупости».
Нет такого характера, который нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Можно прочитать учащимся стихотворение Константина Ваншенкина:
И так вошел он в роль, что наконец
Стал храбрецом почти уже природным.Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец
Навечно притворился благородным.Скрывая подлость, день бы ото дня
Такое же выказывал упорство.Во всем другом естественность ценя,
Приветствую подобное притворство!Трус притворился храбрым на войне,
Поскольку трусам спуску не давали.Он, бледный, в бой катился на броне,
Он вяло балагурил на привале.Его всего крутило и трясло,
Когда мы попадали под бомбежку.Но страх скрывал он тщательно и зло.
И своего добился понемножку.