Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые выражаются, в частности, в скорости возникновения, глубине и силе проявления чувств; в быстроте движений, общей подвижности человека. Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента:
- холерический,
- сангвинический,
- меланхолический и флегматический.
Холерик — человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в речи, мимике, жестах. Он нередко вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным вспышкам (например, старый князь Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).
Сангвиник — человек быстрый, подвижный. Эмоционально откликается на все впечатления. Его чувства непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не очень сильные и легко сменяются (например, Стива Облонский в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»),
Меланхолик — человек, который эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие переживаний, но эти переживания отличаются большой силой и длительностью, хотя вовне проявляются слабо (например, княгиня Марья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и трудно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне, однако могут накапливаться и давать вспышки (например, Пьер Безухов).
Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту, своих друзей и знакомых мы легко относим или к холерикам, или к флегматикам, или к меланхоликам, или к сангвиникам. Свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно, так как в «чистом» виде каждый тип встречается редко и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. Поэтому ученые считают, что типов темпераментов насчитывается не четыре, а гораздо больше (причем разные ученые выделяют различное количество таких типов).
Разные типы темперамента нельзя характеризовать как «лучшие» или «худшие». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Темперамент влияет лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика— в глубокой сосредоточенности. Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Примеры ценных свойств у холерика: страстность, активность, энергия; у сангвиника: подвижность, живость, отзывчивость; у меланхолика: глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; у флегматика: спокойствие, отсутствие торопливости.
Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, и темперамент лишь облегчит или затруднит эту задачу. В советской психологии были проведены исследования, которые показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.
Советский психолог Б. М. Теплов писал, что при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.
Человек должен научиться владеть своим темпераментом, подчинять себе те или иные черты темпераментов (мы уже говорили о том, что у подавляющего большинства людей нет чисто выраженного одного темперамента, а есть сочетание черт одного темперамента с некоторыми чертами других темпераментов) — в этом и проявляется характер человека. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформированы ценные качества личности.
В межличностных отношениях, и в частности в семейной жизни, конфликты нередко возникают вследствие того, что мы не учитываем некоторые особенности темперамента Как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большую впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности. Здесь учитель может напомнить учащимся о том, что среди великих людей встречаются представители всех четырех типов темпераментов: И. А. Крылов и М. И. Кутузов — флегматики, А. С. Пушкин и А. В. Суворов — холерики, М. Ю. Лермонтов— сангвиник, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский — меланхолики.
Заканчивая занятие, учителю следует еще раз назвать все основные психологические характеристики личности, подчеркнуть, что направленность (потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение) — центральное звено в структуре личности, что за внешними проявлениями поступков и действий человека нужно стремиться распознать его истинные переживания, цели, намерения. Можно, если позволит время, прочитать учащимся стихотворение Людмилы Щипахиной:
Как многое в нас неприметно для глаза…
Порою подтекстом наполнена фраза.
А радости вздох или жест облегченья
Бывает исполнен иного значенья.
Мы смотрим на солнце. Лежим на траве,
А что там засело у нас в голове?
Встречаемся. Бродим в тенистом саду.
А что мы имеем при этом в виду?
Пульсирует время проблемами века,
Но как неразгаданна суть человека!
Идем мы, такие понятные с виду.
А что ощущаем? Восторг иль обиду?
В дешевых столовых садимся к обеду.
А празднуем, может, триумф! И победу!
И, может, не транспорт несет нас по лужам,
А крылья, которых не видно снаружи!
К следующему занятию можно предложить учащимся подумать и ответить (письменно или устно) на некоторые вопросы (по выбору учителя): что я знаю о себе; какой я человек, какие способности я у себя нахожу; замечал ли я у себя какие-либо особенности памяти, мышления, воображения; что я ценю в товарищах и в людях вообще, каким я кажусь другим людям; какие недостатки я у себя вижу; кем и каким я хочу быть после школы; что не устраивает меня в моем характере; на кого хотелось бы мне походить; есть ли у меня серьезные интересы и увлечения и т. п.
Весь материал данной темы нужно распределить на два урока. На третьем уроке следует рассмотреть вопрос о самовоспитании, как продолжение предыдущего разговора о личности. Это
занятие следует строить в виде беседы с учащимися, используя тот материал, который подготовили учащиеся, отвечая на вопросы учителя, заданные после первых двух занятий по данной теме.