Скольким девочкам приносит страдание их слишком длинный нос или излишне худые, длинные ноги. Скольким хотелось бы обязательно походить на любимую актрису. И вот еще выщипываются брови, подводятся глаза, как у любимой актрисы, а собственное очарование уходит. Поэтому в понятие «женственность» входит и умение осознавать собственную неповторимость, дать почувствовать окружающим свою прелесть, свою «изюминку».
Конечно, уметь находить время следить за собой, попытаться найти свой стиль в одежде куда труднее, чем наложить на лицо слой импортной пудры, теней, помады. Только вот… вопрос в том, станет ли от этого юное девичье лицо более привлекательным в глазах других людей.
Однажды в популярном французском журнале была опубликована статья известного художника по женской косметике. Журнал попросил рассказать его о моде сезона. Художник в тонкостях поведал о том, какие оттенки помады особенно популярны в этом сезоне и как теперь подчеркивают глаза. А потом, чтобы продемонстрировать свое искусство, он загримировал пять совершенно непохожих девушек. Грим был наложен мастерски. Но что произошло с милыми, очаровательными девушками? Они вдруг потеряли свое лицо. Фотограф снял их дважды: до гримировки и после. Со второго снимка на читателя смотрели очаровательные куклы, похожие, как две капли воды, одна на другую. Любопытно, что, не сговариваясь, девушки приняли перед фотоаппаратом даже одну и ту же искусственную позу, какую привыкли видеть на рекламе косметических товаров.
Впрочем, погоня девушек за модой и злоупотребление косметикой объясняются не только и не столько желанием походить на кинозвезду, сколько потребностью хоть таким образом самоутвердиться в коллективе сверстников. А юноши? Разве им не свойственны переживания из-за своего внешнего вида? Отнюдь! И нет ничего плохого в том, что человек следит за своей, внешностью, желание нравиться вполне естественно и в 15 и в 70 лет!
И все же, как быть с модой, ведь быть модным хочется всем молодым? Мода изменчива. Конкретные советы можно получить, следя за журналами мод, тем более что уже почти двадцать лет (с 1965 г.) в нашей стране существует молодежная мода. У нее свои законы, принципы. В соответствии с одним из них одеваться модно — не значит иметь много дорогих вещей. В молодежной моде существует принцип «рационального гардероба», который позволяет быть хорошо одетым, имея совсем немного вещей. Важно, чтобы они хорошо сочетались друг с другом.
Секрет любого со вкусом одетого человека в его умении приспособить моду к себе, т. е. из всего того, что она предлагает, выбрать ту одежду, которая бы подчеркнула все достоинства фигуры и скрыла недостатки. О человеке, который умеет, учитывая требования моды, всегда оставаться самим собой и выглядеть при этом элегантно, говорят, что у него свой стиль в одежде. К этому, наверное, и нужно стремиться каждому.
Замечали ли вы, что внутреннее и внешнее в человеке часто взаимосвязаны? Вряд ли человек с малой внутренней культурой сумеет быть поистине элегантным. Как бы искренно ни относился парень к девушке, но, если ему не хватает элементарной воспитанности, если правила этикета ему не знакомы, вряд ли он будет чувствовать себя наилучшим образом, идя на свидание к любимой. В человеке все должно быть прекрасно, в том числе и его манеры. Усваивать правила хорошего тона надо с детства, лишь тогда они станут твоим вторым «я». Ну а если время упущено и только к 15 годам вдруг начинаешь понимать, что совершенно неграмотен в этом отношении? Что ж! Учиться никогда не поздно!
О манерах поведения написано немало толковых книжек. Их можно найти в библиотеке. Назовем лишь некоторые из них: Аасамаа И. Как себя вести/Пер. с эст. Таллин, 1972; Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. М., 1980; Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах/Пер. с польск. М., 1973; Камычек Я. Вежливость на каждый день/Пер. с польск. М., 1975; Разговор с глазу на глаз/Сост. К. Васильева. М., 1977. В каждой из них вы сможете найти советы о том, как пригласить девушку на танец, как принимать гостей и как самому ходить в гости, какие подарки, когда и кому дарить и т. д. Однако следует помнить, что, даже прочитав не одну книгу о вежливости и правилах хорошего тона, вежливым не станешь, нужен каждодневный кропотливый труд по самовоспитанию. Завершая занятие, учитель подводит учащихся к выводу, что нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, мужчин и женщин всегда строятся на принципах равноправия полов, единых нравственных нормах для представителей разных полов (человек человеку — друг, товарищ и брат), нравственной чистоты, заботы, непримиримости к злу.
Если учитель, готовясь к занятиям по этой теме, провел анкетирование по вопросу: «Что такое женственность (мужественность)?», то возможно следующее проведение урока. После сообщения темы и короткой беседы о том, что такое мораль (нравственность), учитель задает классу вопрос: «Существуют ли какие-то специфические нравственные качества, которые нужно воспитывать только у юношей и иные — только у девушек?» Если ученики ответили на поставленный вопрос утвердительно, то учитель «недоумевает»: «Почему? Ведь у нас равноправие! Назовите, какие это должны быть качества». Если ученики ответили на вопрос отрицательно, то учитель просит аргументировать и спрашивает: «Всегда ли проявления одного и того же нравственного качества одинаковы в мужчине и женщине? Скажем, доброта, трудолюбие, честность и т. д.».
Направляя беседу, учитель будет исподволь подводить учащихся к мысли, что, безусловно, существует ряд общечеловеческих качеств, которые должны быть присущи человеку независимо от его половой принадлежности, но их проявления будут разными у представителей разных полов. В то же время есть группа качеств, которая должна преобладать в мужском (женском) характере, что и позволяет нам говорить о существовании понятий «мужественность», «женственность». Бесполое нравственное воспитание ведет к серьезным проблемам в отношениях мужчины и женщины.
Далее учитель открывает доску, на которую к уроку был выписан полученный из анкет учащихся материал. Пояснив, откуда взялся список качеств, раскрывающих понятия «мужественность», «женственность», учитель просит класс внимательно просмотреть написанное и сказать, можно ли этот перечень назвать окончательным, если нет, то что нужно добавить или, наоборот, снять. В развернувшейся дискуссии учитель не просто выслушивает мнение старшеклассников, но тактично направляет обсуждение, привлекая внимание к неверным представлениям, корректирует их, вплетая в разговор материал, данный в разработке темы.
Исходя из своего знания класса, учитель решит, как ему лучше воспользоваться полученным от школьников материалом: выписать на доску наиболее типичные ответы или, напротив, редкие и спорные суждения; обсуждать параллельно оба понятия или посвятить каждому из них по одному уроку. Если имеется необходимость и возможность, то в дополнение к 7-му и 8-му урокам можно провести одно из следующих внеурочных мероприятий.
- Диспут на тему «Кого сегодня можно назвать рыцарем?».
- Примерные вопросы для обсуждения:
- Каково современное значение понятия «рыцарство»? Не устарело ли оно? Не изжило ли себя?
- Кого из современных литературных и киногероев можно назвать истинным рыцарем?
- Можете ли вы сказать, что среди ваших товарищей есть рыцари?
- Каково на сегодняшний день основное отличительное качество рыцаря? Объясните вашу точку зрения.
- Опишите образ той, что способна вдохновить на рыцарство. Какими качествами должна обладать, по-вашему, подруга (спутница) рыцаря?
- Примерные вопросы для обсуждения:
- Беседа (отдельно с девушками) на тему «Каково содержание понятий «девичья честь», «женское достоинство»?». При подготовке беседы можно использовать материалы книги Л. Н. Тимощенко «Воспитание старшеклассниц»(М., 1983).
- Примерные вопросы для обсуждения:
- Какое из следующих качеств ближе стоит к понятию «девичья честь»: гордость, чистота, независимость, душевная цельность, нетерпимость к пошлости и злу, женственность? Обоснуйте свой вывод.
- Каково соотношение понятий «девичья честь» и «девственность»?
- Согласны ли вы с мнением, что прежде всего женщина является хранительницей нравственности общества? Если «да», то как вы понимаете это?
- Примерные вопросы для обсуждения:
- Читательская конференция на темы: «Образ сверстника (сверстницы) в современных литературе и кино»; «Мой любимый мужской (женский) образ русской литературы».
- Обсуждение главы Е. Еленковой «Вещи в вашей жизни» из сборника «Мы строим дом» (Сост. В. Крупин, М., 1981).
- Встреча с модельером на темы: «Современная молодежная мода», «Мои принципы составления молодежного гардероба» или «Из старого — новое».
- Над чем подумать, что обсудить
- Подумайте, кто из ваших любимых литературных героев близок к идеалу женственной женщины и мужественного мужчины? Узнайте мнение своих родителей по этому поводу. Обсудите с ними и друзьями свою точку зрения,
- Выпишите на листок бумаги (для себя) свои черты, которые вам нравятся. Сравните их с тем списком лучших женских (мужских) качеств, который был коллективно составлен в классе. Подумайте, какие черты характера у вас не развиты. Затем составьте список своих недостатков. Какие из них особенно мешают вам в жизни и общении с другими людьми?
- Над чем подумать, что обсудить