X

Женщины и женственность

Замечали ли вы, как много появилось в последнее время публикаций, посвященных обсуждению «женского вопроса»? Казалось бы, в нашей стране, где женщине предоставлено подлинное юридическое равенство с мужчиной, нет причин для беспокойства. Но если вспомнить лишь многочисленные публикации центральной прессы, то их наберется порядочно: «Э-ман-си-пэ», «Идеальная женщина?», «Еще раз об идеальной женщине», «Джульетта с сигаретой» и др. В чем дело? Вокруг чего идут споры? Спорят о жизненно важном для самой женщины и для семьи, а значит, и для общества. Речь идет о месте и роли женщины в обществе, в семье, о тех качествах, какими должна обладать сегодняшняя женщина, чтобы справиться с той сложной, многогранной ролью, которую призвана она играть: труженицы, супруги, матери, заботливой хранительницы домашнего очага. Чтобы разобраться в сути споров, надо немного оглянуться назад, посмотреть, как исторически изменилось представление о женском идеале.

При этом будем помнить, что развитие общества (а вместе с ним семьи и положения женщины) осуществляется на основе развития материального производства. Основные этапы развития семьи отражают своеобразие общественно-экономических формаций.

Тысячелетиями на женщину смотрели как на существо второго сорта. Библия с первых же страниц утверждает низменность женщины.

Из истории мы помним, что на раннем этапе развития человеческого общества была эпоха, когда роль женщины в обществе была главенствующей. Она собирала плоды для пропитания, занималась охотой и мелкой рыбной ловлей, она же хранила огонь в очаге и шила одежду. Именно поэтому и была она главой и семьи и рода: родство считалось по материнской линии, ведь от женщины зависело жизнеобеспечение семьи. Наверное, из этой далекой эпохи матриархата и идет представление о главной заботе женщины —быть хранительницей домашнего очага. И хотя само понятие несказанно расширилось по сравнению с примитивным поддержанием огня в очаге, но родом оно, видимо, из той далекой эпохи.

С совершенствованием человеческого общества, переходом к скотоводству и мотыжному земледелию женщина уступила свою главенствующую роль в экономической жизни общества мужчине. Он становится основным владельцем имущества, главой семьи. Женщина на долгие годы, даже столетия превращается в его рабу.

Средние века вошли в историю страшной эпохой святой инквизиции, пославшей на костер сотни женщин, обвинив их в колдовстве и сговоре с дьяволом; эпохой, когда шли дебаты: есть ли у женщины душа… и более того, Македонский собор в 585 г. обсуждал вопрос: человек ли женщина?. Исходя из того, что сын человеческий мог родиться только от человека, дева Мария была признана церковниками человеком. Однако страсти на этом не улеглись. Много веков спустя, в 1758 г. в Лейпциге был опубликован трактат «Любопытное доказательство, что женщина не принадлежит к роду человеческому».

Но в то же время средние века — это эпоха, когда появилось рыцарство, возник образ Прекрасной Дамы, Петрарка создал свои сонеты—шедевры любовной лирики. В государствах Италии в эпоху Возрождения получили распространение идеалы гуманизма, была как бы вновь открыта древняя культура Рима и Греции, и женский идеал тогда получил новое толкование. Кроме умения трудиться, ухаживать за детьми и мужем, к нему прибавляются качества, присущие светской даме: умение быть изысканно одетой, поддерживать легкую беседу и грациозно танцевать, быть возвышенной, слабой, вдохновительницей рыцаря-мужчины. Вопрос только в том, многие ли женщины могли позволить себе быть слабыми. Вряд ли крестьянке было время думать о грациозных манерах. Но если говорить о женском идеале вообще, то не только такие качества, как слабость, тонкость, гордость, но и жеманство, заносчивость, самовлюбленность постепенно входят в представление о женщине.

Эпоха Возрождения с ее культом человека воспела эту самую светскую даму. В некоторых европейских странах были созданы «школы любви», где царил культ женщины — усладительницы мужчины. Ей преклонялись, добиваясь ее любви, сражались на дуэлях и рыцарских турнирах, отправлялись в дальние походы совершать подвиги в ее честь, но женщина оставалась забавой, игрушкой мужчины и по-прежнему его рабой.

Со становлением капиталистических отношений женщина превращается еще и в дешевую рабочую силу; включившись в производство, она начинает испытывать на себе двойной гнет: работодателя и мужа; становится предметом купли-продажи, хотя порой эти экономические сделки и прятались под благопристойные рамки брачных уз. Социальное неравенство женщины было не только закреплено законодательно, но подкреплялось догмами церкви и традициями. И хотя часть женщин была включена в производительный труд, их основная роль была ограничена семьей. В Германии говорили о трех «К» для женщины: киндер — кирхе — кюхе (дети — церковь — кухня). Бесправная в обществе, бесправная в семье («Жена да убоится мужа своего»,— гласил домостроевский закон) —таково было положение женщины. Веками складывались представления о женской добродетели: покорность, послушание, непротивление мужу.

«Женский вопрос» — вопрос об эмансипации женщины — зазвучал в XVIII столетии. Уже просветители говорили о необходимости равенства мужчины и женщины, хотя во многих капиталистических странах женщины до сих пор получают за равный с мужчиной труд более низкую заработную плату. А право на участие в выборах французские женщины, например, получили лишь после второй мировой войны.

Только социалистическая революция смогла раз и навсегда покончить с неравенством женщины, лишь она кардинально смогла решить «женский вопрос». Еще в 1919 г. В. И. Ленин писал, что за два года Советская власть в одной из самых отсталых стран Европы сделала для освобождения женщины, для равенства ее с «сильным» полом столько, сколько за 130 лет не сделали все вместе передовые, просвещенные, «демократические» республики мира.

Действительно, женщина у нас трудится наравне с мужчиной, получает за равный труд равную оплату, имеет равное с мужчиной право на образование и успешно пользуется им. По общему образовательному уровню женщины у нас опережают мужчин.

Ни в одной другой стране мира нет такого количества женщин-ученых. Они составляют в СССР 40% всех научных сотрудников.

Эмансипация открыла перед женщиной неограниченные возможности самосовершенствования. Процесс освобождения женщин шел в нашей стране бурно. Вспомним из истории и литературы первые послереволюционные годы, когда большинство женщин училось складывать первые слова и писать свое имя. Это было время пересмотра и переоценки нравственных ценностей старого мира. Тогда, ниспровергая ханжество в отношениях мужчины и женщины, заговорили о «единой половой морали», о «свободе любви», что по сути своей проповедовало распущенность. В. И. Ленин дал принципиальную оценку этим явлениям. В письмах к И. Арманд Ленин настойчиво советовал ей отказаться от требований «свободы любви», объясняя, что многие понимают под этим свободу от серьезного в любви, от деторождения, свободу адюльтера.

В 30-е годы женщины Страны Советов садились на трактор и спускались под землю строить метро, поднимались на самолете в небо и отправлялись с экспедициями на Север. Женщин выдвигали на руководящую работу. Но мирный созидательный труд был прерван войной. На хрупкие женские плечи легло тяжелое бремя. И женщины вынесли наравне с мужчинами все тяготы войны. Они сражались на фронтах и не спали сутками в тылу, работая у станков и на пашне. А после войны, когда надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство и растить сирот, наши женщины вновь вынесли все нравственные и физические испытания, выпавшие на их долю.

Столь бурная эмансипация и конкретные исторические условия не могли не наложить на женский характер свой отпечаток. Нельзя стоять у станка сутками и быть слабой. Нельзя руководить производством и оставаться при этом тихоней, покорной. Нельзя осваивать мужские профессии, не теряя при этом части женственности.

Новые социальные и исторические условия привели к пересмотру традиционно сложившегося разделения ролей между мужчиной и женщиной. Получив образование, включившись в производительный труд, женщина обрела экономическую независимость, а следовательно, вышла из экономического подчинения главы семьи. Мужчина в свою очередь утратил роль единственного кормильца семьи, его главенство в семье не стало очевидным.

Такое распределение мужских и женских ролей в семье и обществе пришло в противоречие с традиционными представлениями о том, какими качествами должны обладать мужчина и женщина. И все чаще на страницах печати возникает разговор о том, что женщина нередко теряет свойственную ей женственность, становится резкой, грубой, авторитарной, берет на себя роль лидера в семье, а мужчина, наоборот, утрачивает мужественность, становится нерешительным, слабохарактерным. Говорят о маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Процессы эти нашли свое отражение не только в психологии отношений двоих, но даже в моде. Мужчинам не всегда нравятся эти новые, эмансипированные женщины, ведь они утратили нечто важное, что раньше было присуще женской натуре: душевную доброту и взимание к людям, мягкость в обращении и такт, нежность, заботливость, умение уступать, быть слабой.

Конечно, здесь нельзя обобщать, далеко не всем нашим современницам присущи указанные выше черты. Большинство из них остались душевными, обаятельными, женственными.

Мы убедились, что изменения в положении женщин в представлениях о женском идеале объясняются исторически. Да, становление нового женского идеала происходит сложно. Но почему этот процесс так беспокоит общество? Может быть, в этом нет ничего плохого? Просто надо время, чтобы привыкнуть к тому, что времена женщин, воспетых Пушкиным, Лермонтовым, Тургеневым, прошли. К чему в наш век НТР натуры с мятущимися душами, занятые бесконечным самоанализом? Может быть, в этой самой мужиковатости и заключена сила современной, свободной женщины? Нет, наше общество не может согласиться с девальвацией женственности уже потому, что «женственность» и «высокая нравственность» — понятия неразделимые. Женщина со своей душевной тонкостью, чувствительностью научила мужчину любить и стала нередко восприниматься как хранительница общественных нравов. Самим стилем поведения, своим нетерпимым отношением к пошлости и злу она создает особый климат в коллективе.

Может возникнуть вопрос: а почему собственно какие-то особые требования нужно предъявлять к девушке? Ведь у нас равноправие! Значит, за все в ответе оба в равной степени. Все дело в том, что равноправие не означает тождество, одинаковость. Разность полов существует совершенно реально, природа заложила в каждой девочке, девушке будущую мать, а следовательно, возложила на нее ответственность не только за себя, но и за своего будущего ребенка.

Учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что непонимание этого, непонимание сущности и путей самоутверждения девушки иногда приводит ее к ложному представлению о женственности. Бездумное следование моде, злоупотребление косметикой, легкомыслие, иждивенчество, безответственность, заносчивость, самовлюбленность, нарочито грубое поведение, развязность, сквернословие, употребление спиртных напитков — все это ложные формы женского самоутверждения.

На ярких примерах из жизни здесь следует показать вредные последствия всего этого и для самого человека, и для его будущей семейной жизни.

Большинству советских женщин, девушек присущи правильные взгляды на жизнь, на свое предназначение. О них мы уже говорили. Но стоит еще раз задуматься над тем, что женственность многогранна. Однажды читатели «Комсомольской правды» обсуждали эту проблему в рубрике «Домашний педсовет». Какие же качества были названы прежде всего? Доброта, приветливость, способность понять другого человека, нежность, искренность, естественность, доверие, скромность, жизнерадостность, чувство долга, достоинство, чуткость, верность, интеллигентность, умение быть хозяйкой, обаяние, умение любить, высокая нравственность, красота и др.

Качества эти в зависимости от взглядов читателей группировались в разном порядке. У кого-то на первом месте была интеллигентность, а для кого-то важнее всего оказалась доброта или умение вести хозяйство, но что примечательно, редко на первом месте была красота. Куда чаще вместо нее называлась привлекательность, но это качество, как известно, сочетает в себе и внешнюю и внутреннюю (что не менее важно) красоту.

Обсуждение проблемы женственности имеет целью обобщить все то положительное, что проявлялось в женском характере на протяжении веков, и то новое, что внес в него социализм. Учитель должен стремиться создать в беседе с учащимися собирательный портрет идеальной современной женщины.

admin:
Еще статьи