Цели и задачи темы: раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства, показать развитие чувства любви в процессе развития общества и становления личности, охарактеризовать основные черты подлинной любви, зависимость характера и глубины этого чувства от уровня развития личности.
Основные понятия: любовь, способность любить, самоотдача в любви.
Основные вопросы темы и их краткое содержание. «Величайшее приобретение человечества»
Урок целесообразно начать беседой, поставив перед классом такие вопросы: в чем, по-вашему, сходство между дружбой и любовью? Почему дружбу можно назвать школой любви? В чем основной смысл понятия «любовь»? Тактично отметив наиболее удачные ответы учащихся, учитель предлагает поразмыслить над этими вопросами в течение всего занятия и познакомиться с некоторыми высказываниями о любви крупных мыслителей разных эпох.
Вильям Шекспир писал:
«Любовь — блеск солнечный, дождю идущий вслед…
Любовь всегда свежа, как яркий вешний цвет».
А вот слова Гете: «Счастье душа познает лишь любя».
Мольер проникновенно заметил:
В душе померк бы день и тьма настала бы вновь,
Когда бы из нее изгнали мы любовь.
Удивительно признание А. П. Чехова: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить». Не менее замечательна и мысль А. В. Луначарского: «Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть красками, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы…» А Анатоль Франс утверждал: «В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить». О любви писали Гомер и автор «Слова о полку Игореве», Лев Толстой и Стендаль, Пушкин и Гете, Горький и Шолохов… Великие умы человечества размышляли о ее природе, назначении, роли в жизни каждого человека и общества в целом.
Если бы мы задались целью прочитать все, что написано о любви, нам не хватило бы и всей жизни. И все же тема любви остается малоизведанной. Она неисчерпаема — так богато и разносторонне по содержанию чувство любви, так неповторимо оно по форме проявления, так удивительно его развитие.
Любовь к Родине. Любовь матери. Отцовская любовь. Любовь к музыке. Любовь к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине. Любовь к своему делу. Любовь к жизни… Неисчерпаема многозначность и многогранность этого понятия. Но оно почти всегда означает чувство самоотверженной привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство. Это особенно характерно для любви между мужчиной и женщиной. Естественно, что чувство любви, присущее современному человеку, стало таким благодаря длительному историческому развитию взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Ученые представляют этот процесс следующим образом.
В глубокой древности отношения между мужчиной и женщиной были проявлением полового инстинкта. Выражалось это в весьма разнообразных формах. Первую форму половых отношений у человека можно назвать неупорядоченной «постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем». Такие отношения, являющиеся проявлением зоологического индивидуализма, вносили дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Со временем они стали тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. «Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива». Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной производственных половых табу — запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.
Постепенно отношения между мужчиной и женщиной стали приобретать человеческий, социальный характер. Однако характеризовать эти отношения как любовь еще было нельзя. Прошли еще многие и многие века до того времени, когда в отношениях между мужчиной и женщиной появились элементы избирательности. В их основе первоначально лежали внешние физические данные, такие как молодость, здоровье. По словам В. Г. Белинского, такая любовь «выражает не более, как чувственное, на природе основанное, стремление одного пола к другому».
Развиваясь, усложняясь и облагораживаясь, любовь к человеку другого пола стала основываться на оценке его красоты. Важным этапом в дальнейшем развитии этого чувства была любовь рыцарская — поклонение женщине, Прекрасной Даме. Такую любовь называют романтической. «Но и от рыцарской любви до любви современного человека дистанция огромного размера. В рыцарской любви еще преобладало поклонение физической красоте женщины, и в то же время она мало затрагивала внутренний, духовный мир людей. «Дама сердца» была для рыцаря идеалом, но отнюдь не другом; оказывая ей знаки внешнего поклонения, он еще не снисходил до признания в ней равного себе человека. Примерно такой же характер имеет любовь и в среде современной буржуазной элиты. Но главное — и там и здесь — любовь существует вне брака, как его антипод, разрушитель семейных устоев».
На последнее обстоятельство учителю следует обратить особое внимание учащихся. Объяснив, что в рабовладельческом и феодальном обществах (в значительной мере это присуще и капиталистическому укладу) любовь часто (на слове «часто» надо сделать особый акцент: часто, но не всегда) не имела отношения к браку. Он заключался на иных основах, при этом чаще всего учитывались классовая и религиозная принадлежность будущих супругов, имущественные интересы и другие мотивы. Раскрывая это положение, учителю целесообразно использовать конкретные примеры, связанные с национальными особенностями и обычаями, с предписанием религиозных догм, со спецификой исторического развития данного региона и т. д. Можно использовать и примеры из художественной литературы (пьесы А. Н. Островского и др.).
Только постепенно, на протяжении долгого времени (вместе с изменением уклада жизни, с развитием и совершенствованием чувства любви) в обществе зрело понимание большой нравственной ценности и силы индивидуальной любви. Вместе с осознанием этого любовь стали считать важной основой брака. А брак без любви все чаще признавался безнравственным. Ф. Энгельс писал: «И на бумаге, в теоретической морали и в поэтическом изображении, не было ничего более незыблемого и прочно установленного, чем положение о безнравственности всякого брака, не покоящегося на взаимной половой любви и на действительно свободном согласии супругов. Одним словом, брак по любви был провозглашен правом человека».
Все это пробивало себе дорогу и утверждалось в яростной борьбе, которая в мире капитала продолжается и сейчас. В социалистическом обществе брак заключается по любви. Это стало закономерностью, закреплено моральными нормами и правовыми актами. Основой такого положения являются устранение господства частной собственности, торжество социалистических общественных отношений.
Подводя итог сказанному, учитель ставит следующие вопросы: каков путь развития чувства любви? В чем заключаются ее каче ственные изменения? Что является основой ее развития и обогащения? Учащиеся (с помощью учителя) делают следующие выводы:
- чувство любви, присущее современному человеку, является результатом длительного исторического развития общества и самой человеческой личности;
- содержание чувства любви претерпело чрезвычайно большие изменения, развиваясь от примитивного полового инстинкта до очень богатого и весьма тонкого нравственно-эстетического и естественно-психологического чувства, которое включает не только физическое стремление одного пола к другому, но и в еще большей мере потребность з духовной человеческой близости.
До сих пор мы вели речь о том, как развитие общества и человеческой личности влияло на развитие чувства любви. «Как вы думаете,— обращается учитель к учащимся,— а влияет ли сама любовь па развитие общества, на преобразование личности человека? Если да, то в чем это выражается? Почему Ф. Энгельс назвал любовь «величайшим приобретением человечества»?» Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что любовь — источник и могучий преобразователь жизни на земле, что она активизирует и облагораживает личность, оказывает благотворное влияние не только на личную жизнь человека, но и на его трудовую и общественную деятельность, на его психику и в целом на всестороннее развитие личности. Однако здесь не менее важно подчеркнуть и то, что развитость чувства любви в сильной степени зависит от уровня развития человеческой личности. В связи с этим любовь, зарождающаяся в ранней юности, имеет своеобразные черты. В чем они?
Особенности юношеской любви
О юношеской любви существуют разные мнения:
Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава
—так писал Низами. Другой точки зрения придерживался М. Ю. Лермонтов:
Язык любви, язык чудесный,
Одной лишь юности известный.
А вот как видит ее Гете: «Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа как будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное».
Если обратиться к мнениям взрослых, то и здесь можно встретить разные точки зрения на юношескую любовь: «высшее проявление чувства», «только она и есть настоящая любовь», «такой любви нет», «школьникам любить еще рано». Ошибочность двух последних суждений в их категоричности. Элемент преувеличения содержат и две предыдущие точки зрения.
Далее целесообразно попросить учащихся высказать свое отношение к точке зрения, которая изложена в книге В. Н. Чернокозовой и И. И. Чернокозова «Основы марксистско-ленинской этики» (Минск, 1974, с. 104—108). Вот ее суть. Первую юношескую любовь нельзя отрицать: о ее проявлениях рассказывает вся мировая художественная литература, ее хранит память почти каждого взрослого человека. Но ее нельзя и идеализировать, поскольку трудно допустить, чтобы высшая форма любви могла появиться у человека, лишь находящегося в стадии своего личностного становления, когда на человеке еще лежит печать социальной и нравственной незрелости, что не может не отразиться на его любви.
Естественно, что мнение учащихся разделится. «Не будем пока делать окончательный вывод,—» говорит учитель,— рассмотрим подробнее несколько положений, характеризующих взгляды этих авторов».
Положение первое. Вопросы любви волнуют юных задолго до того, как к ним приходит сама любовь. Из книг и песен, из кинофильмов и рассказов старших товарищей они уже знают, что любовь — это ценность, что люди ждут ее и стремятся к ней. Не удивительно, что первой любви обычно предшествует самое желание любить, испытать это непонятное романтическое чувство. «Разумное замечание»,— резюмирует учитель.
Положение второе. У юношества сильно стремление к самоутверждению в этой необычной новой сфере чувств, выявить свою способность любить и быть любимым. Поэтому юношеская любовь нередко есть преддверие любви, а не сама любовь. Резюме учителя: «Мне представляется это положение очень важным. Оно требует осмысления, глубокого осознания».
Положение третье. В юношеской любви много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека с воображаемым, обладающим совершенными достоинствами. Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на нее. Об этом А. И. Герцен писал: «Я не знаю, почему дают какой-то монополь воспоминаниям первой любви над воспоминаниями молодой дружбы. Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает о различии полов, что она страстная дружба. Со своей стороны, дружба между юношами имеет всю горячность любви и весь ее характер». И пожалуй, правильно то, что юношеская любовь чаще всего вырастает из дружбы. Да и сами мальчик и девочка свои отношения часто называют дружбой, хотя уже и любят друг друга. Юношеская любовь выражается в стремлении любящих быть вместе, в радости и в желании говорить друг с другом, сознавать душевную близость, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного нежного внимания. Юношеская любовь бескорыстна, скромна и робка, неуверенна в себе и боится показаться смешной.
Положение четвертое. На юношеской любви лежит печать хрупкости и оторванности от жизни, она не заглядывает в будущее глазами реалиста, мечты о будущем у любящих обычно не связываются с семьей, поэтому она оказывается похожей на интересную игру, недостаточную для создания семьи. К тому же ни юноша, ни девушка в этом возрасте и не подготовлены к созданию семьи во многих других отношениях. Вопрос учащимся: согласны ли вы с этим утверждением? — И да и нет? Бывает и так и не так… Против этого трудно возражать. Но давайте вернемся к нашему спору. Какой вывод вы теперь сделаете о юношеской любви? Обобщая ответы, можно заключить: юношеская любовь действительно проходит пору своего становления и расцвета, когда пробудившиеся чувства, сохраняя свою чистоту, постепенно становятся более глубокими, благородными, осмысленными. И нельзя торопить это прекрасное время юности. Рассмотренная точка зрения будет неполной, если мы не вспомним и о следующем.
Юношеская любовь заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами другого человека, побуждает «пересмотреть» себя и рождает большое желание совершенствоваться: стать умнее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой активизации душевной деятельности состоит ее большая нравственная ценность.
Принося разные переживания, первая любовь неожиданно может исчезнуть, возможно, потому, что любили-то не столько реального, сколько воображаемого человека. Возможно, что возникнет другой образ-идеал на месте прежнего. Может наступить и разочарование, когда кажется, что разрушилась вся вера в любовь, что любви вообще нет. Однако чувство безысходности недолговечно. Оно скоро проходит, оставляя бесценный для юного человека эмоциональный опыт.
Нельзя забывать и следующее. В настоящее время в юности дает себя знать несоответствие между физическим развитием молодежи, с одной стороны, и социальным ее развитием — с другой. Так, физически молодежь уже готова к вступлению в брачные отношения, а социально она еще не подготовлена к ответственности за них перед собой, семьей и обществом. И это требует от юношей и девушек высокой культуры чувств, сдержанности, систематического самовоспитания. При отсутствии этого возможны неблагоприятные последствия ранней любви — легкомысленный брак, изломанная жизнь, брошенная школа, нереализованные идеалы, потерянные мечты. Это значит, что ранняя любовь требует, чтобы юноше или девушке кто-то (мать, отец, старшие брат или сестра, учитель) умно и тонко помог разобраться в новых и сложных ощущениях, которые вдруг обрушиваются на них. Таким советчиком может быть и хорошая книга.
Ученикам надо напомнить, что с пробуждением первой любви нередко возникает множество противоречий, смятение чувств и мыслей. Отсюда могут появляться нарушение распорядка, пренебрежение к учебе, к общественным и домашним обязанностям, возникнуть недоверие к заботе родителей и учителей, мнительность и т. д. Основная причина этого — неумение влюбленных управлять собой, своими чувствами. Эти противоречия преодолимы, если юноша и девушка осознают, что любовь порождает ответственность перед любимым, перед близким, перед обществом; если они выполняют ряд требований, предъявляемых обществом к их поведению. К основным из этих требований относятся следующие:
- Нужно глубоко понимать, что любовь — это чувство, которое нуждается в самоконтроле, а не Какая-то неуправляемая стихия, ломающая все нормы и правила поведения.
- Следует сознавать необходимость в сдержанности чувств между любящими до наступления социальной нравственно-психологической готовности образовать семью.
- Следует терпеливо и благожелательно оценивать внимание близких к переменам в вашем поведении: оно, как правило, продиктовано заботой о вашем настоящем и будущем. Желательно самому найти форму и случай тактично рассказать о характере ваших отношений в любви, об их благородном воздействии на вас, снять тревоги с близких, успокоить их.
- Не нужно хвастаться своей любовью, ставить в неудобное положение предмет своей любви; следует оберегать его от посторонних насмешек и не давать для этого повода.
Выполнение этих требований оберегает и укрепляет юношескую любовь, помогает ей перерасти в настоящую.