Приступая к разговору о нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, небесполезным будет четко определить, что такое мораль (нравственность).
Мораль формируется в конкретных исторических условиях, и соответственно само ее содержание меняется в зависимости от этих условий. Вместе с тем в содержании морали имеется устойчивое ядро («простые нормы морали», по К. Марксу).
Мораль — понятие не только конкретно-историческое, но и классовое. В капиталистическом обществе брак по расчету считается обыденным явлением: над составлением брачных контрактов работают адвокатские конторы, а в социалистическом обществе брак без любви, основанный лишь на расчете, считается безнравственным и встречается все реже.
Применительно к различным областям общественной жизни мораль формирует особые правила, позволяющие вести речь о профессиональной этике, о бытовой, семейной морали. С принципами и нравственными нормами, отражающими идеалы коммунистического общества, мы знакомимся с детства: и в Правилах октябрят, и в Законах юных пионеров, и в Уставе ВЛКСМ.
Законы коммунистической морали все полновластнее утверждаются в нашей жизни. И, как подчеркнуто в новой редакции Программы партии, по мере «постепенного продвижения к коммунизму все полнее раскрывается творческий потенциал коммунистической морали — самой человечной, справедливой, благородной, основанной на верности целям революционной борьбы, идеалам коммунизма. Наша мораль впитала в себя как общечеловеческие нравственные ценности, так и нормы поведения людей и отношений между ними, которые рождены народными массами в многовековой борьбе против эксплуатации, за свободу и социальное равенство, счастье и мир».
Коммунистическая мораль носит коллективистский, гуманистический, активный, деятельный характер. «Она утверждает подлинно человеческие отношения между людьми — отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, честность, простоту и скромность в личной и общественной жизни».
Не одно поколение советских людей выросло в условиях равноправия мужчины и женщины.
Сегодня мы уже привыкли к производственным успехам женщин-тружениц, как нечто само собой разумеющееся воспринимаем сообщения о выборах их в высшие органы власти, гордимся рекордами советских спортсменок и первыми в мире женщинами-космонавтами.
Советские девушки наравне с юношами учатся и работает, едут по комсомольским путевкам на стройки и осваивают Нечерноземье. С детства воспитанная в лучших патриотических и интернациональных традициях советского народа, молодежь страны рано включается в общественную жизнь, которая формирует у нее трудолюбие, коллективизм, ответственность. И государство делает все, чтобы дать простор для развития активной гражданской позиции молодых.
Приступая к разговору о содержании понятий «мужественность» и «женственность», учитель должен прежде всего исходить из необходимости подвести слушателей к выводу, что нравственность взаимоотношений между людьми зависит от того, насколько нравственны те, кто участвует во взаимоотношениях. Здесь уместно остановиться и на том, почему речь об этом пойдет сейчас: юношеский возраст — лучшее время для самовоспитания, поэтому разговор о мужественности и женственности — о чертах, составляющих основу характера мужчины и женщины,— должен помочь им ответить для себя на вопрос: каким (какой) быть?