X

Сущность идейных ценностей семьи

В начале занятия можно поставить вопрос: почему в курсе такое большое внимание уделяется ее идейным устоям?

Известно, что семья Ульяновых дала миру вождя революции — Владимира Ильича Ленина, что все дети из этой семьи стали выдающимися революционерами. Когда Дмитрия Ильича Ульянова спросили: «В чем, по-вашему мнению, заключалась причина блестящих успехов воспитания в вашей семье?», он ответил: «В том, что наша семья была на редкость сплоченная, спаянная едиными высокими идеями, целями».

Коммунистическая идейность, представляющая собой сплав знаний, убеждений и практического действия, является определяющей чертой личности советского человека. Именно она, воплотившая в себе веру в конечное торжество справедливости и добра, стала тем могучим оружием, которое помогло советскому народу совершить социалистическую революцию, в жесточайших боях отстоять ее завоевания и построить социалистическое общество.

Являясь ячейкой социалистического общества, семья отражает его идейно-политические, нравственные устои. Носитель этих устоев— конкретный человек. И он же, как правило, является членом конкретной семьи. Уже в силу этого семья — носитель идейных ценностей общества.

Напомнив учащимся, что ярким образцом проявления подлинной коммунистической идейности служат семьи К. Маркса, В. И. Ленина, Ф. Э. Дзержинского, многих других выдающихся людей, учитель отмечает, что сегодня окружающая нас действительность наглядно свидетельствует, какое влияние на характер семейных отношений и содержание жизни семьи оказывает идейная зрелость ее членов.

Единая социальная направленность, общность интересов супругов обогащает их взаимоотношения, укрепляет любовь.

Глубокая преданность идеалам коммунизма стала сегодня внутренним кредо, основой жизненной позиции большинства советских людей. Вместе с тем учителю следует отметить, что коммунистическая идейность утверждается в напряженной борьбе со своими антиподами: безыдейностью, эгоизмом, своекорыстием, безответственностью. Еще встречаются в нашем обществе люди, которые совершают порочащие поступки, стремятся любыми средствами побольше «урвать» у общества. На XXVII съезде КПСС подчеркивалось: «Нельзя быть человеком идейным, не будучи честным, совестливым, порядочным, требовательным к себе».

Есть люди, сосредоточенные только на удовлетворении собственных потребностей, стремящиеся любыми средствами «устроить жизнь», найти путь личному процветанию. Их обычно не волнуют дела и заботы коллектива, общества; более того, обнаружив в нашей жизни какие-либо временные трудности, естественно возникающие на пути развития и совершенствования социализма, они часто гипертрофируют их, злопыхательствуют, делают заведомо неверные обобщения.

По справедливому замечанию А. С. Макаренко, в вопросах любви и семейной жизни решающими всегда будут политическое и нравственное лицо человека, его честность, преданность своей стране, любовь к обществу

Чтобы жить друг с другом, говорила Н. К. Крупская, надо чтобы было единство взглядов. Без этого не может сложиться действительно счастливая семья. Единство взглядов, поясняет учитель, выражается в стремлении супругов к одним и тем же социальным и нравственным идеалам, в близости их отношений к событиям и явлениям окружающей жизни, к выполнению своего гражданского и семейного долга. «Идея объединяет людей,— отмечал в одном из своих писем жене Ф. Э. Дзержинский,— идея, вытекающая из глубины души. Она открывает их сердца и заставляет помогать друг другу».

Единство идейных взглядов и убеждений супругов — норма жизни советской семьи, поскольку оно обусловлено морально-политическим единством всего народа. Означает ли это, что эти вопросы уже потеряли свою актуальность? Если нет, то в чем суть этой актуальности? Можете ли вы привести из жизни или литературы примеры расхождений идейных позиций между членами семьи?

По усмотрению учителя, здесь в дополнение к ответам учащихся можно привести в качестве примеров следующие высказывания старшеклассников:

«Полное взаимопонимание в семье, на мой взгляд, возможно только тогда, когда каждый в курсе того, чем занимается другой, как идет его работа, интересуется ею. Идеальный вариант — это когда супруги работают (именно работают вдохновенно, с полной отдачей, а не отбывают рабочие часы) вместе, хотя бы в одной или близких отраслях, чтобы работа одного была понятна другому».

«По-моему, обязательно совпадение не столько характеров, сколько взглядов. При идентичных взглядах могут притереться любые характеры. Главное, чтобы на жизнь супруги смотрели одинаково, чтобы у них были одинаковые идейные и другие высшие ценности».

Вопросы профессиональной и общественной жизни — своего рода мост, связывающий семью с обществом и наполняющий новым смыслом жизнь семьи. Семье всегда нужны какие-то интересы, выходящие за ее рамки, в противном случае семейная жизнь часто приводит в тупик потребительства, пошлости и скуки.

Завершить разговор о коммунистической идейности как важнейшей духовной ценности советской семьи учитель может словами Н. К. Крупской: «Надо уметь сливать свою жизнь с общественной жизнью. Это не аскетизм. Напротив, благодаря тому что общее дело всех трудящихся становится личным делом… личная жизнь обогащается… Она дает такие яркие и глубокие переживания, которых никогда не давала мещанская семейная жизнь».

admin:
Еще статьи