X

Патриотизм, интернационализм, политическая культура семьи

Истоки поведения отдельного человека нельзя до конца понять, не учитывая его жизни в семье.

Советский патриотизм — одна из идейных основ гражданина социалистического общества. «Знай,— писал В. А. Сухомлинский сыну,— что в жизни нашей есть вещи ни с чем не сравнимые и не сопоставимые. Это — Родина, родной народ, наше любимое Отечество. Без любого из нас Родина может обойтись, но любой из нас без Родины — ничто». Любовь к Родине, отмечал он далее,— «самое чистое и самое тонкое, самое возвышенное и самое сильное, самое нежное и самое беспомощное, самое ласковое и самое грозное чувство. Тот, кто по-настоящему любит Родину, во всех отношениях настоящий человек…».

Далее учитель предлагает ответить на следующие вопросы: в чем выражается советский патриотизм? Почему мы относим патриотизм к числу важнейших духовных ценностей социалистической семьи?

Выслушав ответы учащихся, целесообразно дать обобщенное определение и раскрыть содержание патриотизма. В справочной литературе патриотизм трактуется как «общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине»3. В советском патриотизме воедино слиты любовь к социалистическому Отечеству, верность делу Коммунистической партии, непримиримость к недостаткам, еще бытующим в нашем обществе, забота об интересах и исторических судьбах страны, готовность к самопожертвованию во имя ее блага, гордость социально-экономическими и культурными достижениями своей Родины, уважение к революционным и лучшим национальным традициям советского народа.

История нашей страны изобилует примерами беззаветного выполнения своего патриотического долга. В годы первых пятилеток миллионы советских людей передавали часть своей заработной платы в заем государству для создания отечественной промышленности; тысячи семей, покидая насиженные места, отправлялись на новостройки, на передний край борьбы за индустриализацию. Вносились добровольные пожертвования на создание армии, авиации, флота, на оказание помощи героическому народу республиканской Испании, рабочим капиталистических стран, борющимся за свои социальные и экономические права. Величайшие трудности на долю миллионов советских семей выпали в годы

Великой Отечественной войны. Ушедших на фронт мужей и отцов заменили на производстве их жены и дети. По 12—14 часов не отходили они от станка, создавая грозное оружие победы. Сами питаясь впроголодь, испытывая острую нужду в предметах первой необходимости, они регулярно отправляли на фронт посылки с подарками для воинов, вносили средства на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилей. Неувядаемой славой покрыли себя в боях семейные экипажи, где рука об руку дрались отец и сыновья, братья…

В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде есть удивительный экспонат — групповая фотография боевого расчета 82-миллиметрового миномета на исходной позиции. Это — прославленный в годы войны на весь Ленинградский фронт семейный минометный расчет Кочешковых — мать и два ее сына.

Когда началась война, коммунист Мария Дмитриевна Кочешков а, сверловщица завода «Арсенал», проводила на фронт своего мужа, старшего сына и трех братьев. Они погибли в боях, и она решила вместе со своими сыновьями — 17-летним Дмитрием и 14-летним Владимиром — встать в ряды бойцов. По настоянию Марии Дмитриевны был сформирован семейный минометный расчет. За участие в боях на Карельском перешейке мать была награждена орденом Красной Звезды, а сыновья — медалями «За боевые заслуги».

«Важнейшим стержнем человечности» назвал В. А. Сухомлинский любовь к Родине. Лишенный этого стержня, человек неизбежно оказывается отчужденным от общества, а вне общества он гибнет сам и калечит жизнь близких. О непреложности этого закона убедительно свидетельствует трагическая судьба семьи Гусь-ковых, с большой художественной силой показанная в повести В. Распутина «Живи и помни». Учитель напоминает, что Андрей Гуськов после госпиталя вместо возвращения на фронт, изменив своему патриотическому и воинскому долгу, дезертировал — предал Родину, предал земляков, боевых товарищей, предал свою семью. Когда пришла весть о победе, жена Андрея, Настена, знавшая о тяжком его преступлении, всем сердцем стремилась к людям, чтобы разделить общую радость, однако ее «что-то удерживало, наговаривало, что это не ее день, не ее победа, что она к победе никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет». Умирает от горя отец Андрея, гибнет Настена. Утратил все человеческое и сам Андрей: в душе его остались только страх, желание выжить любой ценой и еще ненависть, звериная ненависть к людям, честно завоевавшим себе право на жизнь и на счастье…

Здесь учитель может предложить школьникам рассказать о фактах проявления патриотических чувств членами знакомых им семей.

Переходя к рассмотрению вопроса об интернационализме социалистической семьи, следует подчеркнуть, что советский патриотизм не имеет ничего общего с чувством национальной исключительности или национального эгоизма. По своему содержанию советский патриотизм значительно шире национальных чувств: будучи пронизан идеями интернационализма, единства народов в борьбе за социализм и коммунизм, за мир и сотрудничество, он характеризуется глубоким уважением его носителей ко всем людям доброй воли, независимо от их национальной и расовой принадлежности.

«Если вы любите свою семью,— пишет выдающийся советский ученый, академик Д. С. Лихачев,— если семья ваша дружная, то у нее всегда много дружественных семей, которые любят посещать вашу семью и любят приглашать ее к себе. Дружная семья излучает атмосферу дружелюбия и вовне… Это счастливая семья, какие бы болезни и смерти ее не посетили.

Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна.

Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое».

Одним из величайших завоеваний социализма и вместе с тем ярким практическим выражением интернационализма является братская дружба народов СССР. Объединение всех советских наций и народностей в единый союз, создание многонационального Советского государства открыли невиданные возможности для социального, экономического и культурного прогресса как страны в целом, так и каждой национальной республики.

Процесс сближения социалистических наций находит отражение и в семье. В стране растет число межнациональных браков, и они, как показывают социологические исследования, обычно бывают устойчивее семей, однородных по своему национальному составу. Эта тенденция доказывает несостоятельность весьма распространенного на Западе мнения, будто мужу и жене разных национальностей, а тем более рас, намного труднее дается приспособляемость друг к другу, чем этнически близким супругам.

Для расширения кругозора учащихся полезно указать, что в условиях эксплуататорского общества свобода брака в значительной степени ограничивается национальными и религиозными традициями и предрассудками, которые нередко находят и государственно-правовую поддержку. Так, например, в «Своде законов Российской империи» прямо указывалось на то, что лицам христианского вероисповедания (православным и католикам) запрещается вступать в брак с нехристианами. Коран, который до революции был основным источником семейного права у народов, исповедующих ислам, также осуждал браки мусульман с людьми,

принадлежащими к другим религиям. Такие браки были исключением.

Нелегко было покончить с национальной и религиозной рознью, но благодаря Великой Октябрьской социалистической революции ее корни были вырваны в кратчайший исторический срок. И вот один из результатов — широкое распространение в СССР смешанных браков, важное социальное значение которых состоит в том, что они, переводя межэтнические отношения в сферу наиболее тесных связей — семейных,— в свою очередь способствуют еще большему разрушению былых национальных предрассудков, отчужденности.

Свидетельством подлинного интернационализма советских людей является также и усыновление детей других национальностей. Так, в семье академика Струмилина выросли и получили образование 18 приемных детей. Ташкентский кузнец Шаахмед Шахмахмудов усыновил в годы войны и воспитал 16 детей различных национальностей. «Живет у нас на Украине Герой Социалистического Труда Надежда Заглада,— пишет В. А. Сухомлинский,— В трудное голодное время она усыновила и воспитала двадцать две сироты. Вот подлинный героизм, подлинная человечность!».

Такие качества, как коммунистическая идейность, социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм, отмечает учитель, органически сочетаются в личности советского человека с его политической культурой.

Что же представляет собой политическая культура? Каково ее назначение и какое место она занимает в ряду духовных ценностей советской семьи?

Разрабатывая программу культурного строительства, В. И. Ленин особое значение придавал политической культуре, знанию массами политики, государственного устройства, форм участия граждан в решении политических вопросов. Ему принадлежит положение о том, что наше государство сильно сознательностью масс, когда массы все знают, обо всем могут судить и на все идут сознательно. «…Цель политической культуры, политического образования,— отмечал он,— воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок…».

Политическая культура проявляется в устойчивом интересе к событиям политической жизни; в активном участии семьи в общественной жизни; в чтении газет и общественно-политической литературы, в обсуждении прочитанного, в правильной оценке политической информации; в умении дать отпор влияниям буржуазной идеологии, мещанскому отношению к жизни.

Каким образом семья влияет на формирование политической культуры человека?

Дома, в семье мы читаем газеты, журналы, слушаем радио, смотрим телепередачи, т. е. получаем разнообразную информацию, в том числе и политическую. Обычаи семьи, ее привычки, ее позиция оказывают существенное воздействие на выбор источника политической информации, на формирование отношения к нему и к самой информации и в конечном счете на усвоение общественно-политического материала. Вот пример. Вспомните, какие газеты в вашей семье читаются чаще всего? Принято ли у вас обсуждать прочитанное, спорить? Или каждый читает молча? Какие телепередачи вы предпочитаете смотреть? Обсуждаете ли их?

Известно, что выбор источника политической информации, условия ее получения влияют на ее усвоение. Так, если в семье принято узнавать о политических событиях в мире только из телепрограммы «Время», то политическая осведомленность этих людей оказывается ниже по сравнению с теми, кто узнает о политических событиях из разных источников (газета, радио, телевидение).

Политическая культура советского человека предполагает знания о классовой сущности политики, о политической организации общества, о политических правах и обязанностях граждан, а также знание внешней и внутренней (социальной и экономической) политики КПСС и Советского государства. Вместе с тем следует подчеркнуть, что политическая культура не исчерпывается знанием того, что произошло или что происходит в стране и мире. Необходимо, чтобы каждый человек отчетливо представлял, почему это произошло и происходит; мог устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости событий и явлений общественно-политической жизни и давать им оценку с идейно-классовых позиций; непримиримо относился к любым проявлениям буржуазной идеологии, к аполитичности и безыдейности и — что очень важно! — стремился реализовать свои знания в практической деятельности.

На уроке нельзя обойти молчанием вопрос о непримиримости советской семьи к буржуазной пропаганде. Известно, что ряд зарубежных радиостанций ведет настоящую радиовойну против стран социализма. Маскируясь «объективностью» освещения политической и культурной жизни мира, эти радиостанции ведут планомерную психологическую обработку умов своих слушателей. При этом они стремятся замаскировать антисоциалистическую, антисоветскую сущность своих передач, ориентируясь на мещанские взгляды и настроения, еще бытующие у отдельных людей.

Фронт идеологической борьбы двух социально-политических систем проходит ныне и через семью. Чуждые нам взгляды могут проникать и через атрибуты моды (например, крестик в виде ювелирного украшения), и через искусство.

Для проведения этой части беседы учитель может почерпнуть материал в молодежных периодических изданиях, в том числе в рубрике «Алый парус» «Комсомольской правды», журнале «Молодой коммунист».

Идейные устои семьи находят также свое отражение в семейных традициях.

admin:
Еще статьи