Сила добрых традиций

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Семья имеет многогранную систему внутренних отношений. Характер этих отношений оказывает на развитие детей (даже раннего возраста) очень сильное воздействие. Наиболее плодотворны для них такие внутрисемейные отношения, которым присущи взаимная забота, атмосфера сердечности и человеческой близости.

Близость с родителями и старшими означает для детей такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Вот почему дети ощущают острую потребность в дружных внутрисемейных отношениях, в хорошем отцовском и материнском влиянии, в том, чтобы их понимали в семье.

Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Ранее на уроках уже говорилось об идейной значимости традиций. Теперь рассмотрим их педагогическую сущность. Для примера возьмем одну из семей.

Пятиклассник Петя Арсеньев любит тот час в субботний или воскресный день, когда идет семейный совет. Мама обычно говорит: «Вот что, мои хорошие, давайте посоветуемся». Петя и Оля, старшие брат и сестра, накрывают на стол, наливают чай. И шестилетняя Маринка тут как тут: приносит посуду, раскладывает ложечки.

И вот семья за столом. За чашкой чая просто и непринужденно идет беседа. Где отдыхать летом, какую одежду купить, например, к зиме, о предстоящей поездке за город, об учебе, работе, о том, на какие газеты и журналы оформить подписку, и т. д.

Однажды на такой совет мама позвала и папиных родителей — дедушку и бабушку. «Значит,—догадался Петя,— будет решаться что-то очень важное». Так и было. Оля, окончив восемь классов, колебалась: то ли ей продолжать учиться в девятом классе, то ли подать заявление в станкостроительный техникум? Много ей было высказано разных советов. Папа в заключение сказал: «Какой из этих советов тебе подходит, решай сама».

И так большинство вопросов Арсеньевы решают совместно. Такие советы — одна из традиций этой семьи.

Традиции поддерживаются не юридическими актами, а силой общественного мнения. Многие из них, совершенствуясь, становятся правилами, нормами, своеобразными неписаными законами общества. Традиции, несомненно, являются важными ускорителями общественного прогресса, несмотря на то что некоторые из них, достигнув апогея, начинают постепенно терять свое значение и даже тормозить движение вперед. Поэтому и возникает необходимость обновлять традиции, бороться со старыми, отжившими; Процесс этот естествен. Он не затмевает огромную воспитательную силу традиций!

В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с определенными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Такие советы, как описанный выше; в воспитательном отношении несравненно ценнее далее самых хороших, но единичных нравоучительных бесед.

Естественно, что семейные традиции каждой семьи имеют свои особенности.

Взять хотя бы уже знакомую нам семью Арсеньевых. Система традиций пронизывает все стороны ее жизни. При этом супруги — Нина Петровна и Николай Прокофьевич — не считают, что они специально их придумывали, внедряли. Нина Петровна вспомнила: в семье, где она родилась и выросла, таких советов никогда не бывало, а вот когда они поженились с Николаем, его родители уже через несколько дней после свадьбы устроили такой совет. Молодые Арсеньевы, выделившись в отдельную семью, незаметно для себя продолжали такие советы. Разговор обычно шел за столом. Все это слышали детии постепенно, сами того не замечая, стали высказывать свое мнение.

А истоки другой традиции — дружбы с природой — берут свое начало, пожалуй, в семье Нины Петровны, где господствовал культ животных и растений. Ее родители любили устраивать походы по родному краю. Несколько раз в них принимал участие и Николай. И теперь все Арсеньевы по-особому относятся к природе. Поздней осенью, например, вся семья с нетерпением ожидает первый снег. День, когда он покрывает землю, тоже кажется, необычным, особенным.

Приятно, конечно, прогуляться в воскресный день с товарищами. Но еще лучше всей семьей. Покататься на лыжах, понаблюдать жизнь леса. Оле и Пете Арсеньевым сначала казалось, что зимой все живое уходит из леса. Но стоит посмотреть вокруг вместе с папой, как замечаешь стайку пролетевших дроздов, след зайца, гнездо осторожной белки. Лес и зимой полон жизни. Надолго запоминаются такие прогулки всем Арсеньевым.

Дружба с книгами — тоже давняя традиция Арсеньевых. Ее начало уходит в глубокую старину. Еще прадедушка Тимофей передал своему сыну Прокофию около тридцати книг с наказом: «Великое счастье, что я грамоту постиг. Когда будет трудно, читай. Поймешь, как надо жить и для чего живешь…»

Дедушка Прокофий передал сыну Николаю уже более двухсот книг. А теперь у Арсеньевых хорошо подобранная домашняя библиотека. Однако самыми ценными считаются прадедушкины и дедушкины, книги.

Надо видеть, с какой почтительностью Оля и Петя показывают старинный томик повести Гоголя «Тарас Бульба». Оказывается, он был в сундучке мичмана Тимофея Арсеньева, когда тот участвовал в сражении при Цусиме. Получив известие о рождении сына Прокофия, мичман передал с ехавшим на родину раненым земляком эту книгу. И к ней было приложено письмо жене: «Незаб-веннейшая моя Евдокия Семеновна! Величайшее тебе спасибо за сына Прошу. Обрадован я несказанно. Береги себя и сына. Если мне будет суждено сложить голову за Отечество, нижайше прошу тебя — расти сына хорошим человеком. Грамоте обучи. Пусть читает эту книгу. Большая от нее польза. До. слез она меня растрогала. Страха я перед врагом не имею. А больше всего желаю увидеть сына и тебя, дражайшая моя супруга».

Необыкновенную ценность этой семьи составляет и задетый осколком «Тихий Дон», который дедушка Прокофий читал на фронте. И так естественно, что даже Маринка помогает Пете и Оле рассказывать историю этих книг, а заодно и родословную своей семьи.

Когда Петя поступал в I класс, в этой семье уже хранилось три Букваря. По одному училась Оля, по другому — папа и мама, а по третьему обучалась грамоте бабушка в школе ликбеза. Было ей тогда двадцать лет. Конечно, Пете купили новый Букварь. Новым он был и по содержанию. Но три предыдущих тоже были его настольными книгами. И ему было рассказано немало интересных, а иногда забавных историй, связанных с ними.

Давайте задумаемся: какова воспитательная значимость того, что связано пусть только с этими книгами?

Во-первых, на Олю, Петю и Маринку действуют одновременно два важнейших средства воспитания — книги и личный пример близких людей.

Во-вторых, взаимодействие этих средств рождает качественно новое, более могучее воздействие на детей.

В-третьих, это воздействие еще более усиливается от того, что происходит в естественной обстановке, что оказывают его друг на друга уже сами дети. Такая обстановка создает наилучшие условия для возникновения любви к книге и пробуждения любознательности, а моральные нормы, раскрываемые на страницах книги, утверждаются самой жизнью близких людей, становятся, как правило, опорой нравственного становления личности подрастающего человека.

Домашняя библиотека Арсеньевых подбирается по определенной системе, по плану (кстати, тоже одобренному семейным советом).

Здесь нет погони за количеством книг, за тем, чтобы иметь все подписные издания, за красивыми переплетами и т. д. Здесь прежде всего учитываются возрастные особенности и читательские интересы детей, их учебная программа и увлечения, а также читательские и профессиональные интересы родителей.

Во многих семьях стало хорошей традицией в праздничной обстановке отмечать важные семейные события. И очень важно, когда в их подготовке вместе со взрослыми принимают участие дети: намечается план, распределяются поручения, обсуждается ритуал встречи гостей, придумываются сюрпризы, игры, развлечения. В жизнь семьи приходит радостное оживление. Совместные заботы сплачивают ее членов, дети усваивают правила культурного поведения.

Педагогическая суть самого праздника заключается во встрече с дорогими людьми, в интересных беседах с ними, в торжественности всей обстановки. Именно такой атмосферой наполнены праздники и в семье Арсеньевых.

Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, сделать их достоянием подрастающих поколений. Воспитательная сила традиций состоит прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. Заметим, кстати, что в семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей. И очень верно заметил А. С. Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция». Это относится и к семейному коллективу.

Однако эффективному использованию воспитательного потенциала мешает то, что многие отцы и матери допускают серьезные просчеты и ошибки в воспитании детей. В чем они заключаются? Можно ли их предупредить?





Комментарий к статье