Весь мир — театр,
Где женщины, мужчины — все актеры, У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.
У Шекспup. «Как вам это понравится» (пер. Т. Щепкиной-Куперник)
Знаете, на что часто жалуются студенты-первогодки, приехавшие из провинции, из сельской глубинки, в Москву? На одиночество, на душевную глухоту и жесткость москвичей. «Едешь в трамвае, и никто даже на тебя не взглянет, не то что заговорит, если случайно встретится взглядом — тут же спешит отвернуться. Все так и спешат поскорее уткнуться в какую-нибудь книгу».
И невдомек наивному юноше, что москвичи, несмотря на прозвище родного города — Большая Деревня, вынуждены защищаться от специфически городского зла — излишне большого числа человеческих контактов.
В самом деле, если деревенский житель контактирует с другими людьми, хотя бы мимолетно, около 300 раз в день, то городской — около 10 000. Помню, как меня поразили в ранней юности обычаи обитателей одной деревни средней полосы России, куда мы приехали в экспедицию: все с нами, громкоголосыми и странно одетыми городскими сорван нами, здоровались. Через два дня мы научились здороваться со знакомыми и незнакомыми людьми первыми. Но здороваться если не 10 000, то хотя бы 1000 раз в день! И если даже не здороваться, а хотя бы улыбнуться! Вся энергия уйдет на эти приветствия, ничего не останется. И горожане, защищаясь, надевают на себя маску — маску Прохожего.
Маска Прохожего или роль — в чем разница? Маску надевают, роль играют. Под маской мы скрываем свои подлинные чувства, она нас защищает и от излишне любопытных взглядов, и от нескромных вопросов. Когда мы выполняем социальные функции, связанные с формальным общением, мы всегда надеваем маски, будь то маска Продавца или Покупателя, Представителя власти или Пассажира, Руководителя или Подчиненного. И попробуйте выйти за рамки поведения, предписанного маской! Почему так трудно знакомиться в городском транспорте? Да потому, что молодому человеку, пытающемуся привлечь внимание понравившейся девушки, очень трудно добиться, чтобы та оторвалась от своего журнала и увидела в нем, нарушающем неписаные правила поведения, не наглеца, покушающегося на ее покой, а просто человека Но иногда прорываются формальные барьеры, отделяющие людей друг от друга, сокращается дистанция — и вот уже эти двое не Продавщица и Покупательница, а соседки по дому или бабушки внучек-ровесниц, и бывшая Покупательница, перешедшая в категорию Знакомых, отправляется домой с куском хорошего мяса, отпущенного из-под поплавка. И теперь уже при встрече они будут улыбаться друг другу, интересоваться здоровьем, жал зваться на дороговизну — в общем, вести себя так, как полагается добрым, но не близким знакомым.
Таким образом, маски необходимы при формальном общении, и чем дальше от нас те, с кем нам приходился контактировать, тем меньше в нашем поведении личностного. Такое формальное поведение очень помогает нам в жизни, защищает от информационных и эмоциональных перегрузок, скрывает от окружающих наши комплексы и вообще нашу живую душу Но. как ни парадоксально, именно привычка скрывать свое истинное лицо, строгое следование стереотипам поведения, традиционно связанным с той или иной маской, часто мешают нам при изменении cитyaции или просто когда мы вырастаем из себя прежних — маска прирастает к коже, становится нашим подлинным лицом, и снять ее невозможно…
Примеры? Да вот же они, у всех перец глазами. В каждом классе «на камчатке» обязательно сидит паренек, носящий почетное звание Клоуна Он всегда кривляется, его бесчисленное число раз выставляют за дверь учителя, сами с трудом удерживающиеся от смеха. Но вот парнишка повзрослел, решил по-настоящему заняться учебой… Бесполезно! От нею ждут совсем другого, учителя не воспринимают его всерьез, да и ему самому никак не удается отделаться от своих гримас и ухмылок. Недаром общим местом стали страдания шута, под забавной размалеванной физиономией скрывающего слезы, этакого современного «человека, который смеется» (герой одноименного романа В. Гюго, у которого на изуродованном лице застыла гримаса смеха).
Или вот такой нагловатый донжуанистый Супермен, с накачанными бицепсами, сверхмодной одеждой и сверхрешительными манерами. Он ведет себя вызывающе, вил у него всегда высокомерный, а общаясь с девушками, он едва цедит слова. Но, наблюдая за ним попристальнее, начинаешь замечать, как иногда он в замешательстве краснеет, ухаживая за понравившейся девушкой, отступает при первой же попытке отпора, в споре, не находя нужных слов, растерянно замолкает. В чем дело? Просто не уверенный в себе молодой человек усвоил внешние признаки Супермена и внешние стороны его поведения (сейчас в качестве образца cyпермена выступает обычно кто-нибудь из голливудских актеров, играющих главные роли в боевиках), но внутренних качеств этих героев, прежде всего решительности и силы собственного «Я», у него нет, вот он и теряется, как только ситуация чуть выходит за рамки стандартной.
Все мы живем вовсе не в безвоздушном пространстве, а в обществе и вынуждены участвовать в жизни, исполняя огромное количество ролей В самом деле, кто вы, моя уважаемая читательница? На работе вы Начальница, или Подчиненная, или то и другое вместе. Между домом и работой вы Покупательница, Пассажирка, Прохожая. Для кого-то вы Знакомая, для кого-то — Подруга, для кого-то — Первая любовь. Дома вы Дочь, Мать, Жена, а кроме того, вы можете быть Главой семьи или Ведомой, Душой общества или Внимательным слушателем… И так до бесконечности, так что возникает соблазн многие из этих ролей свести к их формальным признакам. И сводят, не замечая, как Дочь чисто формально исполняет свои дочерние обязанности и из ее отношений с родителями улетучивается привязанность, как Жена превращается в кого угодно: Няню, Добытчицу, Кормилицу, но перестает при этом быть Женщиной.