Сергей Малых, Дарья Кутузова
Исследование проблемы профессионального стресса и выгорания психологов в системе образования очень важно, так как психолог, у которого много своих проблем, в лучшем случае недостаточно хорошо выполняет свою работу, а в худшем — может причинить вред своему клиенту.
В течение последних двадцати лет изучению профессионального стресса и выгорания у практикующих психологов разных специальностей было уделено много внимания (Coster & Schwebel, 1997; Cushway& Tyler, 1994; Deutsch, 1984,1985; Guy, Poelstra & Stark, 1989; Pope & Tabachnick, 1994), однако исследований психологов образования неоправданно мало даже в тех странах, где школьная психология имеет более чем столетнюю историю (Pierson-Hubeny & Archambault, 1987;Huebner, 1993). Наиболее подробное исследование было проведено в 1996 г. Лэйном Б. Миллсом и Ю.Скоттом Хьюбнером в Южно-Каролинском Университете, США (Mills & Huebner, 1997).
Это единственное лонгитюдное исследование, в котором получены данные не только об организационных, но и о личностных факторах профессионального стресса.
Малых Сергей Борисович — заместитель директора по научной работе Психологического института Российской академии образования, заведующий лабораторией возрастной психогенетики, доктор психологических наук.
С.Б. Малых автор оригинальной концепции, о наследуемости психологического признака от психологической структуры деятельности, в которую он включен. Под его руководством проводятся лонгитюдные исследования онтогенетического развития близнецов, разработаны новые математические методы мониторинга влияния окружающей среды на их развитие. Результаты научных исследований С.Б. Малыха отражены в 107 работах, в том числе в его базовой монографии «Психогенетика: теория, методология, эксперимент».
Изучение психологов Москвы
Целью нашего исследования стал анализ степени стрессогенности различных событий в профессиональной практике психолога образования и оценка значимости различных источников стресса для групп с высоким и низким уровнем эмоционального выгорания.
В исследовании приняли участие 172 специалиста, работающих в системе образования г. Москвы. Пакет диагностических методик включал опросник характеристик профессиональной деятельности (разработанный специально для данного проекта), опросник источников профессионального стресса П. Уайз (Wise, 1985), а также методику диагностики профессионального выгорания В.В. Бойко (Бойко, 2004).
Средний возраст психологов, участвовавших в исследовании, составил 35,9 ± 9,04 года. Средний стаж по специальности «педагог-психолог» составил 5 ± 4,18 года. Женщины составили 97% от всей выборки.
Стрессогенные события | российские психологи | американские психологи |
Недостаточно времени, для того чтобы как следует выполнять свою работу | 1,0 | 1,0 |
Написание отчетов | 2,0 | 3,5 |
Общение с враждебно настроенными родителями | 3,0 | 9,5 |
Необходимость «делать норму», например обследовать не менее НЮ детей в год | 4,0 | 8,0 |
Отсутствие необходимых диагностических материалов | 5,0 | 23,5 |
Недостаточное признание заслуг и ценности работы психолога | 6,0 | 16,0 |
Конфликт между потребностями ребенка и доступными образовательными программами | 7,0 | 2,0 |
Случаи жестокого обращения родителей с детьми | 8,0 | 11,5 |
Необходимость сообщить родителям, что их ребенок — умственно отсталый | 9,0 | 17,0 |
Необходимость написать более 5 просроченных отчетов | 10,0 | 5,5 |
Общение с враждебно настроенными учителями | 11,0 | 11,5 |
Некомпетентные и\или ригидные начальники и проверяющие | 12,5 | 13,0 |
Публичные выступления | 12,5 | 21,0 |
Неудовлетворенность учителя теми рекомендациями, которые дает психолог | 14,0 | 18,0 |
Отсутствие системы служб, в которых нуждаются дети (не к кому направить ребенка) | 15,0 | 5,5 |
Необходимость быть в курсе выходящей литературы по специальности | 16,5 | 23,5 |
Работа с детьми, для которых русский (английский) язык — не родной | 16,5 | 33,5 |
Проведение открытых занятий, семинаров и групп для учителей | 18,0 | 14,5 |
Расхождение мнений школьного персонала и родителей | 19,0 | 21,0 |
Десять или более просроченных направлений на обследование | 20,0 | 7,0 |
Проведение трупп с родителями | 21,0 | 31,0 |
Отсутствие контакта с коллегами — школьными психологами | 22,0 | 26,0 |
Работа с потенциальными самоубийцами | 23,0 | 14,5 |
Необходимость поддерживать психологическую практику в округе в соответствии с законодательством | 24,5 | 3,5 |
Недостаток сотрудничества со стороны администрации и педколлектива школы | 24,5 | 9,5 |
Угроза привлечения психолога к суду | 26,0 | 26,0 |
Необходимость ездить из одной школы в другую | 28,5 | 32,0 |
Организационные изменения в школе или округе | 28,5 | 21,0 |
Поучения со стороны учителей | 28,5 | 27,0 |
Работа в условиях, опасных для жизни (с делинквентными старшеклассниками) | 28,5 | 29,5 |
Провал аттестации (вывод о неудовлетворительном исполнении профессиональных обязанностей) | 31,0 | 29,5 |
Необходимость в плохую погоду перевозить с места на место оборудование для обследований неприменимо | 19,0 | |
Недостаточно хорошая помощь секретаря неприменимо | 26,0 | |
Необходимость проводить супервизию интерна неприменимо | 33,5 | |
Грядущая забастовка учителей в вашем округе неприменимо | 35,0 |
Опросник источников стресса школьных психологов был разработан Полой Уайз в 1985 году на основе ответов 534 психологов из разных штатов США. Эти люди были отобраны в случайном порядке из регистрационного списка национальной ассоциации школьных психологов (NASP).
Тест включает 35 пунктов: событий, наиболее часто представляющих собой источник-стресса для психолога образования. В своих исследованиях П. Уайз просила испытуемых оценить значимость того или иного события в качестве источника стресса, даже если в их опыте это событие не встречалось. Однако Ю.С. Хьюбнер и Л.Б. Миллс (Huebner, Е. S., Mills, L.B. 1997) усомнились в правомерности подобной постановки вопроса и в своем исследовании просили указать реальную значимость того или иного потенциально стрессогенного события в практической деятельности психолога образования. П. Уайз и Ю.С. Хьюбнер получили значимо различающиеся результаты. При переводе на русский язык четыре пункта были отброшены как неприменимые в наших условиях: «предстоящая забастовка учителей», «необходимость в плохую погоду перевозить с места на место материалы и оборудование для обследования», «недостаточно хорошая помощь секретаря» и «проведение супервизии работы интерна». Таким образом, русская версия опросника П. Уайз насчитывает 31 пункт.
Что нас травмирует больше всего?
В табл. 3 приведены рейтинги стрессогенных событий в профессиональной деятельности московских психологов, а также соответствующий рейтинг, полученный Ю.С. Хьюбнером и Л.С. Миллсом на выборке школьных психологов штата Северная Каролина в 1996 г. (Huebner, E.S., Mills, L.B. 1997).
Результаты сравнительного анализа позволяют сделать вывод, что сходные события обладают различной стрессогенностью для российских и американских психологов, что может быть связано как со спецификой организации и функционирования психологической службы, так и с социо-культурньми особенностями. Так, например, необходимость сказать родителям, что их ребенок — умственно отсталый, в России является более стрессогенным событием, чем в США, так как российское общество в целом менее инклюзивно и отклонения в развитии ребенка приводят к стигматизации всей семьи, а также потому, что адекватных учебных программ и центров для детей с отклонениями в развитии явно недостаточно. Инклюзивным называется общество, которое признает ценность индивидуальных особенностей человека, способствует выявлению сильных сторон каждого и организовано таким образом, чтобы максимально включить всех граждан в разнообразные сферы трудовой и культурной жизни.
Методологический семинар
Следует, однако, отметить, что применение методики П. Уайз не позволяет достаточно четко дифференцировать вклад личностных и организационных факторов в стрессогенносгь того или иного события для школьных психологов.
Различия по степени адаптации
Согласно двухфакторной теории Ф. Херцберга (Herzberg, 1966), удовлетворенность работой зависит в основном от внутренней мотивации (достижения, признания, интереса к процессу как таковому), в то время как неудовлетворенность бывает вызвана в основном внешними факторами (политикой компании, условиями работы и т.п.). Подобный паттерн достаточно типичен для хорошо адаптированных людей, но в случае психической болезни или избыточного стресса он нарушается. Р. Пэйн и Б. Флетчер (Payne R., Fletcher В., 1979) независимо от Ф. Херцберга пришли к сходным заключениям. Они выяснили, что во всех эмпирических исследованиях количество людей с высоким уровнем стресса и психического напряжения достаточно невелико, и предположили, что группы с высоким стрессом, с одной стороны, и группы с низким и умеренным стрессом, с другой, достаточно сильно различаются.
В нашем исследовании мы разделили выборку на две группы — с высоким уровнем стресса и с низким и умеренным уровнем стресса. Для определения уровня стресса использовалась методика диагностики эмоционального выгорания
В.В. Бойко (2004), состоящая из 12 шкал (84 вопроса) в соответствии с теорией о стадиальном развитии синдрома выгорания, сформулированной автором методики. Проверка согласованности шкал по критерию альфа Кронбаха (Cronbach, L.J., 1984) позволила оставить только 22 вопроса (альфа больше 0,78, т.е. высокий уровень согласованности, согласно Nunnally J.C.n Bernstein I.H., 1994). Показатель эмоционального выгорания был рассчитан по этим пунктам, близким по смыслу к тому, что Д. Грин и др. (Green et al., 1991) называют «ядром выгорания», т.е. сочетанием истощения и отстраненности.
Значение полученного нами показателя выгорания варьировалось от 0 до 15 баллов, распределение представлено в табл. 2.
Значения показателя выгорания | |
01 23456789 | 10 11 12 13 14 15 |
Частоты | |
8 16 30 24 20 18 10 14 8 6 | 6 4 3 2 2 1 |
В группу с высоким уровнем стресса вошли испытуемые, у которых значение показателя выгорания было больше или равно 7. В эту группу вошло 46 человек (26,75% от исследованной выборки). В группу с умеренным и низким уровнем стресса вошли 126 человек (73,25%).
Источники стресса
Эти группы не различались по основным демографическим характеристикам: пол, возраст, семейное положение, количество детей, уровень образования, наличие ученой степени, психологический и педагогический стаж, дополнительное образование в области психологии и психотерапии, наличие дополнительного источника дохода и занятия частной практикой. В то же время были выявлены характеристики, по которым группы с высоким и низким стрессом значимо различались. В группе с высоким уровнем стресса 30% психологов совмещают деятельность психолога и учителя, в то время как в группе с низким и умеренным уровнем стресса подобное совмещение характерно для 15%. В группе с низким и умеренным уровнем стресса показатель воспринимаемой профессиональной эффективности и удовлетворенности работой выше, чем в группе с высоким уровнем стресса. Воспринимаемый уровень стресса значимо выше в группе с высоким уровнем стресса.
В группе с высоким уровнем стресса 30% испытывают сильное желание оставить работу психолога в системе образования, в то время как в группе с низким и умеренным уровнем стресса такое желание испытывают всего лишь 12%.
Не было обнаружено значимых различий между группами по следующим параметрам источникам профессионального стресса: низкая зарплата, недостаток признания заслуг и ценности работы психолога, проблемы с помещением, политика школы не предоставляет психологу возможности адекватно выполнять свою работу, необходимость отступаться от собственных ценностей, отсутствие полномочий для осуществления необходимых изменений, затрудненность карьерного роста, невостребованность профессиональных умений и навыков психолога.
Анализ выраженности у психологов различных мотивов профессиональной деятельности (мотивация творчества, руководства, помощи людям и т.п.) также свидетельствует об отсутствии значимых различий между группами с высоким и с умеренным и низким стрессом по выраженности этих мотивов, что в целом согласуется с двухфакторной теорией Ф. Херцберга. В исследовании, проведенном П.А. Малыхиным на той же выборке испытуемых, была выделена 3-факторная структура мотивов профессиональной деятельности: альтруистическая мотивация, мотивация власти и мотивация самореализации.
В то же время были выявлены источник стресса, по которым группы с низким и высоким стрессом значимо различаются. В группе с высоким уровнем стресса 28% психологов испытывают рассогласование между тем, как они сами представляют себе роли, функции и деятельность психолога, и представлениями об этом учителей, родителей и администрации. В группе с низким и умеренным уровнем стресса подобный конфликт имеет место в 17% случаев.
На недостаток сотрудничества с администрацией и педколлективом школы как источник стресса указывают 22% испытуемых в группе с высоким уровнем стресса и 14,5% в группе с низким и умеренным уровнем стресса, а на отсутствие необходимых диагностических материалов как источник стресса указывают 66% психологов в группе с высоким уровнем стресса и 40,5% в группе с низким и умеренным уровнем стресса. Необходимость выполнять работу, выходящую за пределы профессиональной компетентности, является значимым источником стресса для 36,5% психологов в группе с высоким уровнем стресса и для 22% в группе с низким и умеренным уровнем стресса.
Важна определенность
Если обратиться к данным табл. 1, то неопределенность функций, обязанностей и ответственности психолога является значимым источником стресса для 41 % психологов в группе с высоким уровнем стресса и для 23% в группе с низким и умеренным уровнем стресса. Отсутствие квалификации в области психологии образования у тех, перед кем приходится отчитываться, является значимым источником стресса для 41,5% психологов в группе с высоким уровнем стресса и для 21% в группе с низким и умеренным уровнем стресса. Чрезмерное количество бумажной рутинной работы является значимым источником стресса для 76% психологов в группе с высоким уровнем стресса и для 50% в группе с низким и умеренным уровнем стресса. Перегруженность работой является значимым источником стресса для 41,5% психологов в группе с высоким уровнем стресса и для 23% в группе с низким и умеренным уровнем стресса.
Источник стресса | низкий стресс | высокий стресс |
Низкая зарплата | 1 | 1 |
Избыток рутинной, бумажной работы | 2 | 2 |
Недостаток необходимых диагностических материалов | 3 | з |
Проблемы с помещением | 4 | 7 |
Перегруженность работой | 5 | 5,5 |
Недостаток полномочий для осуществления необходимых изменений | 6 | 11,5 |
Неопределенность функций, обязанностей и ответственности психолога | 7 | 4 |
Невостребованность профессиональных умений и навыков психолога Необходимость выполнять работу, выходящую за пределы профессиональной компетентности | 8 | 9 |
Отсутствие квалификации в области психологии образования у тех. | 9 | 8 |
перед кем приходится отчитываться | 10 | 5,5 |
Затрудненность карьерного роста | 11 | 14,5 |
Политика школы не предоставляет психологу возможностей адекватно выполнять свою работу | 12 | 11,5 |
Конфликт между представлениями самого психолога о том, что и как она должен делать, и представлением об этом родителей, учителей и администрации школы | 13,5 | 10 |
Необходимость отступаться от собственных ценностей | 13,5 | 13 |
Недостаток сотрудничества с администрацией и педколлективом школы | 15 | 14,5 |
Недостаточное признание заслуг и ценности работы психолога | 16 | 16 |
В табл. 3 представлены ранги различных источников стресса в соответствии с их значимостью для представителей группы с высоким, а также с низким и умеренным уровнем стресса.
Основным фактором, усиливающим значимость того или иного источника стресса для хорошо справляющихся с работой психологов, является неподконтрольность им определенных условий своей работы. Хорошо адаптирующиеся психологи в значительной степени берут на себя ответственность за определение для себя собственного функционала, налаживание сотрудничества со всеми субъектами образовательного процесса.
Согласно Ф. Херцбергу, Р. Пэйну и Б.Флетчеру, данные, полученные на группе с низким и умеренным уровнем стресса, могут быть использованы для разработки стратегии организационных изменений профессиональной деятельности. Эти организационные изменения, скорее всего, не облегчат, а усугубят стресс, испытываемый членами группы с высоким уровнем стресса. Для того, чтобы повысить степень психологического благополучия и профессиональной эффективности этих людей, им надо обеспечить индивидуальную помощь и поддержку, так как их стресс определяется, по сути, не работой, а в большей степени личностными и другими привходящими факторами (например, состоянием здоровья и ситуацией в семье).