События
Ольга Решетникова
Полный вперед!
Развитие любой системы, как известно, идет по спирали. Мирно просуществовав по одним подсчетам 15, а по другим даже 20 лет, психологи системы образования вышли на новый виток, почувствовали острую необходимость перехода на новый качественный уровень.
А поскольку ждать каких-либо кардинальных изменений «сверху» в ближайшее время не приходится, эта кризисная ситуация начала решаться самым естественным образом — путем инициатив «снизу».
Всему свое время
Ярким примером такой общественной инициативы стала прошедшая 25-29 октября Первая всероссийская неделя школьной психологии.
Начало этому событию положила случайная встреча. (Хотя, бывают ли в нашей жизни действительно случайные встречи?) Полгода назад в нужное время и в нужном месте встретились специалисты Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» и сотрудники социально-психологической службы Всероссийского детского центра «Орленок». Две эти замечательные команды имеют большой и интересный опыт практической работы с детьми, построенный на прочном теоретическом и практическом фундаменте.
Приехав на семинар, проводимый командой «Точки ПСИ» (под руководством Марины Битяновой), группа психологов из социально-психологической службы «Орленка» (во главе с руководителем Еленой Вихровой) обнаружили, что в их подходах к работе с детьми и педагогами есть много общего. И те, и другие являются разработчиками уникальных развивающих программ, главным образом — больших и малых психологических игр и упражнений, которые часто используются не только психологами, но и педагогами в групповой работе по разрешению межличностных и внутриличностных проблем.
И обе команды, объединив усилия, решили собрать в одном месте как можно больше заинтересованных со всей России, чтобы поучиться друг у друга, обменяться опытом и обсудить насущные проблемы. Информационную поддержку этого начинания вызвался обеспечить любимый народом еженедельник «Школьный психолог». Кроме того, именно он явился основным поставщиком авторов для лекций, семинаров и мастер-классов.
Сказка на ночь
Интересно, что многие из «минусов», с которыми столкнулись организаторы Недели, в результате трансформировались в ее «плюсы». Дело в том, подготовка и проведение этого мероприятия проходили целиком за счет творческого энтузиазма представителей «Точки ПСИ» и «Орленка», без какой-либо организационной поддержки и финансирования со стороны представителей системы образования.
Необходимость самим изыскивать возможности для поездки в «Орленок» сильно ограничила круг участников Недели, так как попасть на нее смогли лишь те психологи, кому всеми правдами и неправдами удалось получить «добро» своих руководителей на поездку и оплату командировочных расходов. Несмотря на это в «Орленке» собралась достаточно представительная команда специалистов из разных уголков России и даже одной дружественной страны ближнего зарубежья.
Интересно, что когда в один из первых вечеров мы собрались в дружеском кругу для знакомства и обсуждения своих проблем и ожиданий от Недели, самыми яркими и эмоциональными были воспоминания о том, на какие ухищрения пришлось пойти большинству участников, чтобы попасть в «Орленок».
Тем не менее приехали практически все, кто сильно хотел этого. Показательным было и то, что в ряде случаев в компании с психологами школ и центров
были их руководители и педагоги. Это позволило лишний раз убедиться, что психология воспринимается и педагогами и управленцами как неотъемлемая часть системы образования, и «психологизироваться» хотят многие из них.
Участникам Недели была предложена столь насыщенная программа, что иногда только запланированные в послеобеденное время «Философско-маринистские» прогулки позволяли насладиться морем и замечательной природой черноморскою побережья. Остальное время (за исключением короткого сна) было посвящено участию в разнообразных мероприятиях.
Глаза и мысли разбегались: тут были и полемические «Утренние монологи» М. Семаго. И. Вачкова. А. Шадуры и М. Сартана, и серьезные мастер-классы М. Битяновой, Н. Семаго, А. Шадуры. Е. Бурмистровой, а также других, не менее интересных специалистов (среди которых оказались и лауреаты конкурсов авторских программ, проводимых «Школытым психологом»), И мини-мастерские, и круглые столы, и большие и малые психологические игры, и даже сказка на ночь!
Ресурс добра
Это мероприятие, на мой взгляд, стало знаковым для практических психологов системы образования.
поскольку здесь достаточно четко проявилось современное состояние и тенденции развития этой системы. а также потребности работающих в ней специалистов.
Собравшихся привлекала не только возможность получить знания и обогатить свой арсенал новыми методами диагностической и развивающей работы. Большинство участ ников горело желанием познакомить коллег со своими наработками. Ярко проявилась потребность в профессиональном и личном общении и взаимодействии. Время, когда «каждый выживает в одиночку», постепенно уходит. Появляется возможность делиться своими проблемами, нерешенными вопросами, сомнениями, да и просто пожаловаться на усталость. Возможности для такого общения в «Орленке» были самые широкие!
Если бы меня спросили, какое слово являлось ключевым на Неделе школьной психологии, то я бы ответила: «метафора».
Всероссийский детский центр «Орленок» имеет колоссальный организационный и методический опыт работы с детьми, большинство из которых уезжают домой окрыленными и поверившими в свои силы и возможности. Такое место не может не содержать колоссальный ресурс добра, энтузиазма и творчества. И то, что холодная осенняя погода (которая была до нашего приезда) сменилась на прекрасную летнюю, все — и организаторы и участники -восприняли как хороший знак. И в дальнейшем таких «знаковых» событий было очень много.
Слияние теории с практикой
Почему-то, рассказывая об этой неделе, я часто оговаривалась, называя ее Неделей не школьной, а практической психологии. Потом я поняла, что и это неслучайно. Ведь психология в школе существует прежде всего как прикладная, практическая деятельность. И поэтому утренние полемические, я бы сказала даже методологические, монологи «мэтров» от психологии воспринимались как необходимое теоретическое обоснование и подкрепление практических изысканий и разработок психологов системы образования.
Вызвавшее наиболее горячие споры выступление Михаила Семаго обозначило необходимость создания промежуточного звена, связывающего психологическую методологию с практикой. Сейчас, спустя некоторое время после окончания Недели, мне все больше кажется, что именно в «Орленке» и начала зарождаться некая структура. Большинство ведущих мастер-классов и мини-мастерских представляло коллегам не только технологию, но и определенные научные данные и теоретические обоснования, на которые опираются их разработки.
Я думаю, что на следующей Неделе, где (по мнению организаторов) будет больше времени уделяться проектной деятельности, слияние теории и практики проявится в полной мере.
Все красивые слова, которые так часто произносятся с трибун конференций и съездов, о необходимости консолидации науки с практикой, к сожалению, так и остаются словами. Реальные изменения происходят только в процессе практической деятельности и совместного анализа ее результатов.
Время собирать камни
Работа психологов, особенно в системе образования, близка к экстремальной. Противодействуя профессиональному сгоранию других участников образовательного процесса, они сами часто не имеют возможности для отреагирования неизбежных при нашей работе негативных эмоций. Мало кто из психологов получает обратную связь от коллег-профессионалов (не говоря уже об участии в баллентовских группах).
Такая возможность появляется только в кругу единомышленников: на семинарах, тренингах, конференциях, Неделя школьной психологии в «Орленке» предоставила присутствующим возможность получить колоссальный ресурс: и личностный, и творческий, и профессиональный. Одно из главных ее достоинств -та необычайно теплая и дружеская атмосфера, которая возникает среди людей, понимающих друг друга с полуслова и полувзгляда. Недаром во время закрытия Недели к берегу подплыла стайка дельфинов. А это, как говорят старожилы «Орленка», случается нечасто.
И те слезы, которых при расставании не скрывал никто, были слезами очищения, слезами радости от того, что мы теперь не одни, что у каждого из нас появились единомышленники, что мы все ощутили себя частичкой высокопрофессионального психологического сообщества психологов образования.
В день открытия мы собирали на берегу камни, на которых писали свои ожидания от предстоящей Недели. Надеюсь, что у многих они оправдались. У меня — полностью. Я написала одно слово: «понимание».
Присоединяйтесь!
Мероприятие состоялось и, выражаясь «высоким штилем», стало значимой вехой в качественном развитии практической психологии образования. Это может быть незаметно с первого взгляда, незаметно со стороны, но я не сомневаюсь, что каждый из участников Недели готов подписаться под этими словами.
Безусловно, потребуется масса усилий, для того чтобы Всероссийская неделя школьной психологии стала традиционной, чтобы она развивалась как в количественном, гак и в качественном отношении. И здесь есть над чем поработать.
Но в том, что она состоится и на следующий год, организаторы не сомневаются. Уже подписан «протокол о намерении», в котором «Точка ПСИ». Издательский дом «Первое сентября» и «Орленок» обозначили сроки проведения очередной Недели конец сентября 2005 года.
Надеемся, что список тех, кто может и хочет поддержать это нужное и полезное начинание, будет постоянно расширяться. Ведь поезд вот-вот тронется с места и машинист лишь ждет сигнала, чтобы скомандовать: «Полный вперед!