2.6.Социально-педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного (методологические и теоретические проблемы ее разработки)

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


При определении понятия социально-педагогической концепции мы исходили из общенаучного определения понятия научной концепции, которая определяется как комплекс идей или система взглядов по проблеме в целом или по отдельным аспектам. Обязательным для научной концепции является наличие базовой (опорной) идеи, которая может быть как гипотетической, так и аксиоматической. Естественно, если научная концепция основывается на гипотетической идее, то основу ее должны составлять достоверная идея или апробированные факты. Общенаучная методология не определяет структуру той или иной научной концепции в силу специфики соответствующей отрасли знаний, необходим лишь выбор базовой идеи и соответствие конкретной научной концепции общим логическим и методологическим требованиям, предъявляемым к научным гипотезам (Т. Кунн, 1975). Перенося эти общеметодологические положения в область разработки педагогических концепций, мы, разумеется, учитываем известную условность применимости к педагогическим, субъективным законам методов, связанных с познанием объективных научных законов, к которым педагогические законы не относятся. Но так как педагогика отражает и в определенной степени воспроизводит объективно сложившиеся общественные отношения, то любой субъективный закон в той или иной степени отражает объективную действительность и поэтому может быть частью процесса познания.

Приведенные положения позволили нам разработать понятие и структуру социально-педагогической концепции ресоциализации личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания. Педагогическую концепцию следует понимать как систему (или комплекс) педагогических идей, определяющих цели, основные направления и средства воспитания и образования. Четкая и логически стройная система педагогических идей позволяет судить о зрелости педагогики того или иного исторического типа.

Составными элементами педагогической концепции, по нашему мнению, являются:

  1. Ведущая (базовая или опорная) идея. Она может быть как педагогической, так и не педагогической. Однако если в основе концепции лежит педагогическая идея, то ее сущностью должна быть социальная или нравственная идея, или принципы, или научные факты и т.д.
  2. Цель или система целей. Выбор цели производится на основе изучения, анализа и всестороннего учета социальных потребностей в воспитании и образовании человека в данный исторический период. Весь комплекс социальных потребностей целесообразно систематизировать и создать однородные «блоки», с помощью которых определяются главная и сопутствующие цели воспитательно-образовательного процесса. Главная цель определяется совокупностью наиболее стабильных социальных потребностей, сохраняющих свое значение на длительную перспективу, имеющих главное значение и отражающих наиболее глубоко сущность общественных отношений. При выборе и систематизации целей важно учитывать возможность существования противоречий между отдельными «блоками» социальных потребностей с тем чтобы педагогические средства, применяемые для достижения одной цели, не разрушали бы системы педагогических средств, используемых для достижения других целей. В этом состоит наиболее типичная ошибка практиков, обусловленная отсутствием педагогической концепции. Выбранные цели конкретизируются постановкой задач, способных более четко определить, какие социальные потребности педагогика способна удовлетворить в данный момент, а какие в перспективе. С помощью целей и задач определяются основные направления воспитания и образования в условиях существующих общественных отношений, с учетом этих направлений производится отбор и систематизация педагогических средств, необходимых для достижения каждой из поставленных целей.

Система педагогических средств включает в себя:

  • принципы педагогики или ее отдельной отрасли, или систему локальных принципов;
  •  формы организации обучения и воспитания:
  •  систему педагогических методов, в которых реализуются принципы.

По нашему мнению, принципы входят именно в систему педагогических средств, а не в систему педагогических целей, так как в отличие от задач принципы педагогики представляют собой исходные руководящие педагогические идеи, уже воплощенные в педагогических средствах тем или иным способом.

Педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания представляет собой комплекс социально-педагогических идей, определяющих цели, основные направления, сущность и характер ресоциализации и опирающихся на идеи гуманизации, психологизации и педагогизации процесса исполнения уголовного наказания. Структура этой концепции та же, что и структура любой педагогической концепции, ее специфика отражается лишь в содержании. Разработка этой концепции осуществлялась по тем же логическим и методологическим требованиям, которые сформулированы для педагогической концепции. Содержание социально-педагогической концепции ресоциализации личности осужденного в соответствии с приведенной структурой педагогической концепции раскрывается при дальнейшем изложении.

Принципиальной основой построения нашей концепции является положение о субъектном развитии личности, о том, что заставить человека развиваться в социальном и духовном отношении, корректировать его установки посредством навязанных ему «воспитательных» мероприятий, невозможно. Осужденные могут и должны изменить свое поведение сами, осознав невыгодность нахождения в местах лишения свободы и тем более не желая повторно подвергаться этому наказанию. Педагогическая сущность уголовного наказания заключается в том, что оно может лишь побуждать их к этому и оказать им помощь в коррекции своего отношения к закону и принятым в обществе моральным нормам.

Расс матривая наказание, в том числе и уголовное, как социальнопедагогическое явление, автор исходит из понимания наказания как метода (способа) изменения поведения личности. В отличие от юридической трактовки цели наказания — кара за совершенное преступление, мы считаем, что кара не является целью наказания, а составляет его содержание. Общественным сознанием кара воспринимается как восстановление попранной социальной справедливости, а в личностном плане кара воспринимается человеком как невозможность удовлетворить жизненно важные потребности личности вследствие тех или иных ограничений, налагаемых условиями наказания. Осознание невозможности удовлетворения потребностей при сохранении их стимулирует стремление личности к изменению своего поведения, т.е. к исправлению. В практике исполнения уголовного наказания в настоящее время под исправлением понимают цель деятельности исправительно-трудового учреждения, под перевоспитанием же понимается процесс изменения личности осужденного под воздействием системы воспитательных воздействий (М.П. Стурова, А.В. Пищелко).

Целью перевоспитания, таким образом, является исправление правонарушителя — коррекция его поведения до выработки привычки соблюдения правовой нормы. В структуре конкретных целей в содержании перевоспитания на первый план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия — общества, представителем которого выступает администрация ИТУ, направляющая воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности осужденного, и самой личности правонарушителя, являющейся активным участником этого процесса. Основной же целью уголовного наказания как социального института, по мнению автора, является ресоциализация личности осужденного, формирование в процессе отбывания им уголовного наказания качеств личности, обеспечивающих включение вчерашнего осужденного в жизнь общества. Мы считаем, что ресоциализация личности осужденного в условиях исправительно-трудового учреждения ограничивается формированием таких качеств личности, как законопослушность и социальность, т.е. соблюдением правовых норм как свойством личности и ориентацией личности на социально полезный образ жизни (нравственно-правовая ресоциализация). Связано это ограничение с тем, что в отличие от социализации личности в условиях свободы, система ресоциализации личности осужденного в местах лишения свободы включает в себя в основном внутреннюю среду пенитенциарного учреждения и лишь в весьма ограниченной степени в нее входят отдельные элементы внешней среды.

Таким образом, ресоциализация — это педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на осужденного с целью его исправления и включения в социальную жизнь. В нее входят администрация ИТУ, осужденные, отбывающие уголовное наказание, процесс ресоциализации, условия, в которых функционирует система. Основную структуру системы ресоциализации образуют связи и отношения, взаимодействия сотрудников ИТУ и осужденных, единство деятельности и развивающихся взаимодействий которых и составляют основу процесса ресоциализации. Процесс ресоциализации складывается из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека в процессе исполнения уголовного наказания со стороны общества (представителем которого является администрация ИТУ), воздействия среды (как необходимого условия развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса, проявляющейся в избирательном отношении к ближайшему окружению, его нормам и ценностям, к воспитательным воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения. Система и процесс ресоциализации личности осужденного сопряжены с системой и процессом уголовного наказания, имеют общую структуру и отличаются специфическими механизмами действия.





Комментарий к статье