2.6.Социально-педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного (методологические и теоретические проблемы ее разработки)

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Ведущей (опорной) идеей социально-педагогической концепции ресоциализации личности осужденного является идея гуманизации процесса исполнения уголовного наказания. Приведение законодательства России в соответствие с международными нормами, ориентация на соблюдение прав человека определенным образом гуманизируют процесс исполнения уголовного наказания как социальноправового явления. Однако при этом возникает необходимость анализа социально-педагогической сущности гуманизации уголовного наказания, т.к. институт исполнения уголовного наказания — один из немногих государственных институтов, в основу деятельности которых положены цели воспитания (изменения) человека. Все остальные цели пенитенциарной системы вторичны. В связи с этим гуманизация уголовного наказания, характеризуя его ценностные аспекты, выступает социально-педагогическим феноменом, отражающим современные общественные тенденции в построении и функционировании системы исполнения уголовного наказания.

По своим целевым функциям гуманизация уголовного наказания является условием ресоциализации личности правонарушителя, ее социально-нравственного развития. Вместе с тем гуманизация представляет собой и процесс, направленный на ресоциализацию личности как субъекта социальной (нравственно-правовой) деятельности и общения. Гуманизация системы исполнения уголовного наказания составляет и важнейшую характеристику жизнедеятельности (образа жизни) исправительно-трудовых учреждений, предполагающую установление гуманных (нравственно-правовых) отношений как в среде осужденных, так и между осужденными и администрацией ИТУ. Кроме того, гуманизация — ключевой элемент нового социально-педагогического мышления сотрудников исправительно-трудовых учреждений, изменяющий взгляд на характер и суть исправительно-трудового процесса, в котором и администрация ИТУ, и осужденные выступают как субъекты ресоциализации личности осужденного. Таким образом, гуманизация выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой жизни, деятельности и отношений людей, включенных в систему исполнения уголовного наказания.

Гуманистическая сущность процесса исполнения уголовного наказания состоит в ориентации на ресоциализацию личности правонарушителя на основе признания его права на определенную свободу (в условиях несвободы), возможность развития и творческого проявления своих сущностных (физических и духовных) сил в социально ценной деятельности в противовес ранее доминировавшей ориентации на формирование послушного поведения индивида в жестко очерченных рамках ролевых функций.

Гуманизация системы исполнения уголовного наказания предполагает реально функционирующую систему исправительного воздействия на осужденных, обеспечивающую их нравственно-правовое и социально-нравственное развитие. Такое развитие, исходя из методологии ценностного подхода, предполагает формирование мотивационно-ценностного отношения осужденного к нравственно-правовой и социально-нравственной деятельности, являющегося центральным звеном в сложном синтезе структур, характеризующих его личностную готовность к ресоциализации.

Это отношение представляет собой единство объективного и субъективного, где объективное положение осужденного выступает основой его избирательной направленности на социально-нравственные ценности. Под социально-нравственными ценностями понимаются те нравственные нормы, которые позволяют человеку удовлетворять свои духовные и материальные потребности социально допустимыми способами. Это ценности, связанные с утверждением в обществе, удовлетворением потребностей в общении, самосовершенствовании личности, ее самовыражении и т.д.

Анализ динамики мотивационно-ценностного отношения осужденных к социально-нравственным ценностям показал, что те или иные социальные ценности становятся объектом потребности осужденного только в том случае, если осуществляется целенаправленная работа по отбору объектов и созданию условий, которые ее (потребность) вызывают. Психологическим механизмом развития социально-ценностного отношения осужденных является интериоризация и экстериоризация социально-нравственных ценностей в побудительную силу поведения от неосознаваемого подчинения правовым нормам под влиянием внешних условий до устойчивой нравственной направленности личности, определяющей ответственность личности перед обществом.

Перестройка мотивационной сферы осужденного на том или ином этапе отбывания уголовного наказания зависит в первую очередь от определяющего вида деятельности, под которым мы понимаем динамические, содержательные тенденции нравственно-правовой деятельности и общения, обусловливающие развитие у осужденных доминирующих ценностных ориентаций. Основными содержательными видами деятельностей, которые в своей совокупности характеризуют деятельность осужденных по отбыванию уголовного наказания, являются: ценностно-ориентировочная, правовая (соблюдение режима отбывания наказания), трудовая, познавательная, коммуникативная. Именно эти виды деятельности выступают средством разрешения диалектических противоречий, возникающих на различных этапах исполнения уголовного наказания и связанных с противопоставлением и столкновением социально-нравственных и асоциальных (преступных) норм, образа жизни, просоциальной и преступной деятельности. Поэтому процесс субъектного преобразования личности осужденного нужно рассматривать с точки зрения разрешения этих противоречий. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающиеся изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации личностно-деятельностного подхода как ведущей стратегии гуманизации процесса исполнения уголовного наказания. Данный подход позволяет преобразовать собственно социально-педагогические задачи уголовного наказания в «личностный смысл» деятельности осужденных и тем самым обеспечить субъектную позицию их развития. Естественно поэтому главным в осуществлении личностно-деятельностного подхода является учет ведущей мотивации личности, без понимания которой развитие личности будет стихийным и неполным (А. В. Мудрик, 1983, 1990).

Обеспечение субъектной позиции осужденного в процессе ресоциализации объясняет необходимость отношения к осужденному как к своеобразной, отличной от других, личности, требует персонализации перевоспитания. Последнее связано с тем, чтобы и сам осужденный воспринимал себя таковой личностью, непохожей на других, и видел ее в каждом из окружающих. Персонализация перевоспитания, таким образом, обусловлена установкой на восприятие каждого человека, в том числе и осужденного, как заведомо интересного, на признание за каждым права на непохожесть на других. В соответствии с данной установкой и администрация ИТУ, и осужденные должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения через него своих целей. Подход к человеку как к средству — это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.





Комментарий к статье